Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Правовой ЛикБез

  Все выпуски  

Обучение и правовая поддержка руководителя Финансирование малого бизнеса


28 августа правительством города принято постановление о создании Фонда содействия кредитованию малого бизнеса Санкт-Петербурга.
Сегодня у субъектов малого предпринимательства существует проблема при кредитовании - это отсутствие залогового обеспечения по кредитам в полном объеме.
С целью решения данной проблемы планируется доработать существующую программу по кредитованию, в том числе путем создания Фонда содействия кредитованию малого бизнеса Санкт-Петербурга.
Целью создания Фонда является развитие системы гарантирования кредитов, займов и отношений лизинга субъектов малого предпринимательства.

Создание Фонда содействия кредитованию малого бизнеса Санкт-Петербурга планируется осуществить на условиях долевого финансирования из средств бюджета Санкт-Петербурга и федерального бюджета (60% и 40% соответственно).
В бюджете Санкт-Петербурга на 2007 год запланированы финансовые средства в размере 100 млн. рублей, 67 млн. рублей планируется привлечь из федерального бюджета, таким образом, размер фонда составит 167 млн. рублей.
Фонд будет предоставлять поручительства за субъекты малого предпринимательства при получении ими кредитов в коммерческих банках, либо при приобретении основных средств в лизинг. Фонд будет создан до конца
2007 г.

 

 

24 июля 2007 года N209-ФЗ Закон Российской Федерации «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», принят Государственной Думой 6 июля 2007 года, одобрен Советом Федерации 11 июля 2007 года.

 

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2008 года, за исключением части 2 статьи 4 и части 2 статьи 5 настоящего Федерального закона.

Часть 2 статьи 4 и часть 2 статьи 5 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2010 года.

В соответствии со статьей 17 данного закона:

 

Статья 17. Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства

1. Оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться
в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов
путем предоставления:

1. субсидий,
2. бюджетных инвестиций,
3. государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

На первом месте в законе стоят – субсидии и бюджетные инвестиции, тем не менее прямое финансирование субъектов малого предпринимательства к которым относятся субсидии и бюджетные инвестиции в очередной раз не находит места в городских программах.

 

Очевидно, что системы гарантирования кредитов, указанные в законе – это косвенное финансирование малого бизнеса и является самой непопулярной формой инвестирования, поскольку провоцирует административные и экономические препятствия для получения финансирования.

 

Аналогичные ошибки уже были спровоцированы предыдущими программами поддержки предпринимательства, основанными на законе от 14 июня 1995 года
N 88-ФЗ
Закон Российской Федерации «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»
(в ред. Федеральных законов от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 02.02.2006 N 19-ФЗ).

Так в статье 11 закона:

 

Статья 11. Льготное кредитование субъектов малого предпринимательства

1. Кредитование субъектов малого предпринимательства осуществляется на льготных условияхс компенсацией соответствующей разницы кредитным организациям???
 за счет средств фондов поддержки малого предпринимательства.
При этом
кредитные организации, осуществляющие кредитование субъектов малого предпринимательства на льготных условиях, пользуются льготами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

2. Фонды поддержки малого предпринимательства вправе компенсировать кредитным организациям полностью или частично недополученные ими доходы при кредитовании субъектов малого предпринимательства на льготных условиях.

Размер, порядок и условия компенсации устанавливаются договором между кредитной организацией и соответствующим фондом поддержки малого предпринимательства.

 

Итак, в предыдущем законе:

1. Компенсация соответствующей разницы предоставляется кредитным организациям.
2. К
редитные организации, осуществляющие кредитование субъектов малого предпринимательства на льготных условиях - пользуются льготами.
3. Фонды поддержки малого предпринимательства вправе компенсировать кредитным организациям полностью или частично недополученные ими доходы.

 

А где же финансирование малого бизнеса на конституционных основах и с правом свободного выбора партнера по финансированию из конкурирующих между собой кредитных, лизинговых и инвестиционных организаций?

Очевидно, почему данный закон не имел успешной практики реализации и не был поддержан субъектами малого предпринимательства:


1. Льготное кредитование субъектов малого предпринимательства имело опосредованный характер, так как не было направлено на кредитование самого малого бизнеса, но направлено на сотрудничество с крупным бизнесом и его финансирование.

2. Денежные средства за счет средств фондов поддержки малого предпринимательства получал - не предприниматель, свободно в соответствии
с федеральным законом «О защите конкуренции», избирающий партнера по финансированию предпринимательской деятельности – банк, инвестиционную или лизинговую компанию,

 

а - кредитная организация, инвестиционная или лизинговая компания, имеющая возможность использовать монопольное положение (в рамках программы поддержки малого бизнеса) в части определения ценовой политики на собственные финансовые услуги для малого бизнеса и денежные средства, полученные в рамках программы, которые в итоге – чаще всего не были использованы субъектами малого предпринимательства по причине высокой цены услуг.

 

При этом кредитные организации, участвующие в программах и осуществляющие кредитование субъектов малого предпринимательства,
а НЕ СУБЪЕКТЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, на льготных условиях,
В СООТВЕСТВИИ С ДАННЫМ ЗАКОНОМ
пользовались льготами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

 

Такой контекст федерального закона от 1995 года, провоцировал законотворчество субъектов, направленное на финансирование государством крупного бизнеса с целью управления и неправомерного регулирования в нарушение Конституции России субъектов малого бизнеса.


Очевидно, что данный фактор является отражением исторической тенденции России, как составной части СССР - государства развивающегося способом управления крупными хозяйствующими субъектами без учета интересов, прав и свобод малых организационных форм, играющих в рыночной экономики в отличие от плановой системы экономики, решающее значение, в том числе в развитии крупного бизнеса.

 

 

3. Фонды поддержки малого предпринимательства были вправе компенсировать только кредитным организациям полностью или частично недополученные ими доходы при кредитовании субъектов малого предпринимательства на условно льготных условиях.

Размер, порядок и условия компенсации устанавливались договором между кредитной организацией и соответствующим фондом поддержки малого предпринимательства.

 

 

Таким образом, финансовая поддержка в старом законе была направлена на счета кредитных организаций и компенсацию, недополученных крупным бизнесом, доходов.


Это означает только одно:
Статья старого, не выдержавшего времени и не вступившего в реальную силу закона -
Льготное кредитование субъектов малого предпринимательства,
фактически регулировала финансирование кредитных учреждений, а не правила и порядок кредитования субъектов малого предпринимательства.

 

            Очевидно, что в старом законе изначально отслеживался и лоббировался интерес крупного бизнеса в собственном экономическом развитии за счет средств, изъятых  из участия в программах развития малого предпринимательства.

Данный подход изначально потенциирует различные конструкции коррупционного взаимодействия представителей государственных органов власти и крупного бизнеса в ущерб интересам малого предпринимательства и как следствие – потребителей товаров, потребителей государственного бюджета и в целом государства, так как

создает условия для начала и развития системного экономического кризиса.

Увеличение препятствий для осуществления экономической предпринимательской деятельности переводит экономически предприимчивых и инициативных людей в ряды потребителей государственного бюджета вместо поставщиков бюджетного дохода.

 

Если один микро предприниматель имеет в штате 5 человек, то он снимает обязанность с государства по обеспечению 6 человек.
Более того, кроме налогов с предприятия, этот предприниматель оплачивает подоходные налоги и социальные фонды за всех 6 человек, накапливая денежные средства государственного бюджета и сокращая государственные расходы.

 

Именно большое количество малого разнообразного бизнеса создает конкурентную среду, в которой потребитель может выбирать.
И именно малый бизнес выживает и дает выжить государству во время системных кризисов, в которых, к сожалению,  чаще всего не выживают крупные монополии - по законам экономики, выстраивающие достаточно негибкую стратегию поведения, ориентирующуюся на вечное вне конкурентное получение прибыли.

 

Вероятно, поэтому во многих странах занятие предпринимательской деятельностью является смягчающим обстоятельством при принятии решения о наказании, в том числе уголовном.

 

При этом существующие в различных странах модели финансирования, ставят банки в равные конкурентные условия и в связи с этим - отсутствует возможность монополизировать условия кредитования.

При таком порядке условия кредитования определены в законе исходя из ставки государственного финансирования за каждый год работы субъекта малого предпринимательства в данной стране в определенное количество лет.

В нашей стране такой порядок пока не применяются.
Вероятно потому что по старой советской традиции малое предприятие считается традиционно менее дееспособным, чем крупное.
Похоже, что болезнь гигантомании мы не преодолели.

 

Тем не менее, данный порядок принят во многих странах, проверен временем и полностью соответствует законодательству России:

1. Предприниматель самостоятельно выбирает банк, соответствующий экономическим запросам предпринимателя, а не чиновника.

2. Государство, основываясь на договоре с банком и количестве лет работы предпринимательской организации, а также ставке за год, утвержденной законом,  выплачивает денежные средства на расчетный счет предпринимателя, для покрытия затрат по кредиту.

3. По окончанию выплат средств государственного кредитования, предприниматель предъявляет отчет о расходовании средств государственного кредитования в налоговые органы.

4. По окончанию выплаты кредита, предприниматель предъявляет результат использования полученного по кредиту оборудования. Имущества и т.п.

 

Данный порядок осуществляет прямое государственное финансирование субъектов малого предпринимательства, не затрагивая или учитывая интересы крупного бизнеса в распределении выделенных государством денежных средств.

 

Данный порядок защищает государственное финансирование от возможного косвенного перераспределения бюджетных средств в пользу иных лиц, не имеющих отношения к субъектам малого предпринимательства.

В соответствии со статьями 12, 13, 17 вышеуказанного закона были попытки использовать систему фондов для поддержки малого бизнеса:

 

Статья 12. Общества взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства

1. Общества взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства создаются для аккумулирования временно свободных денежных средств участников указанных обществ в целях оказания им финансовой помощи.

2. Общества взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства:

вправе не размещать обязательные резервы в Центральном банке Российской Федерации;

могут поручать управление собственными ресурсами банку-депозитарию или иной кредитной организации;

определяют размер, периодичность и порядок внесения вкладов (взносов) участниками указанных обществ, а также предельные размеры, сроки и условия оказания им финансовой помощи;

не вправе предоставлять денежные средства физическим и юридическим лицам, которые не являются участниками указанных обществ.

 

Общество взаимного кредитования относится к системе самофинансирования и предмет деятельности данных организаций не имеет отношения к государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации.

 

Основанием для причисления данной формы и вида поддержки к государственной могло бы быть изначальное финансирование предпринимателей государством
с условием принятия на себя предпринимателями отчислений от предпринимательской деятельности после финансирования денежных средств в такую организацию самофинансирования в размере не менее 1 % в месяц в течении одного года.

 

Например, трем организациям являющимся субъектами малого предпринимательства выделены денежные средства в качестве государственной программы поддержки малого предпринимательства.

Первое предприятие работает 10 лет в России – 1000000 рублей из расчета 100000 рублей за каждый год работы.

Второе предприятие работает 8 лет в России – финансовая поддержка 800000 рублей из расчета 100000 рублей за каждый года работы.

Третье предприятие отработало 3 года – получает 300000 рублей из расчета 100000 рублей за каждый года работы.

 

Имея возможности применить полученные от государства денежные средства на свое развитие, данные предприятия отчисляют по 1% от полученной государственной финансовой поддержки ежемесячно в Фонд взаимного кредитования.
Очередность получателей может быть определена по дате направления заявления о предоставлении такого финансирования по почтовому штемпелю, что пресекает какие-либо нарушения в порядке предоставления государственной финансовой поддержке, делает процедуру понятной, прозрачной, доступной и целенаправленной.

 

Таким образом, только от этих трех предприятий в течение первого года работы такого Фонда поступит:
от перового - 120000 рублей, от второго – 96000 рублей, от третьего – 36000 рублей

Всего: 252000 рублей.

Очевидно, что уже через некоторое время такой Фонд станет не только самоокупаемым, но и привлекательным для субъектов малого предпринимательства.
В этом случае государственное инвестирование является активным и направлено
на прямое стимулирование предпринимательской деятельности.

Но в таком варианте прямого финансирования фонды работают в других странах.

 

 

Также в законе было предусмотрено страхование субъектов малого предпринимательства, в том числе при получении кредитов.

 

Статья 13. Страхование субъектов малого предпринимательства

Страхование субъектов малого предпринимательства осуществляется на льготных условиях.
При этом страховые организации, осуществляющие страхование субъектов малого предпринимательства, пользуются льготами в порядке, установленном действующим законодательством.

Фонды поддержки малого предпринимательства вправе компенсировать страховым организациям полностью или частично недополученные ими доходы при страховании на льготных условиях субъектов малого предпринимательства.

Размер, порядок и условия компенсации устанавливаются договором между страховой организацией и соответствующим фондом поддержки малого предпринимательства.

 

Еще одна форма поддержки, в которой произошла подмена субъекта поддержки.

Статья называется – Страхование субъектов малого предпринимательства.

В статье декларировано:

Страхование субъектов малого предпринимательства осуществляется на льготных условиях.
 

Тем не менее, льготами пользуется иной субъект, не имеющий никакого отношения к субъекту малого предпринимательства:


При этом страховые организации?(А НЕ МАЛЫЙ БИЗНЕС), осуществляющие страхование субъектов малого предпринимательства, пользуются льготами в порядке, установленном действующим законодательством.

 

Аналогичная, как и с льготным кредитованием субъектов малого предпринимательства, системная ошибка закона, основанная на подмене субъекта государственной поддержки и льготирования субъектов крупного бизнеса путем необоснованного предоставления им права распределения государственных финансовых средств - среди субъектов малого предпринимательства на основе собственных экономических интересов.

 

Данный подход является законодательно обоснованной экономической основой для развития коррупционных проявлений.

 


Также в законе была предусмотрена:

Статья 17. Производственно-технологическая поддержка субъектов малого предпринимательства

1. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления разрабатывают и осуществляют комплекс мероприятий по содействию в обеспечении субъектов малого предпринимательства современным оборудованием и технологиями, в создании сети технопарков, лизинговых фирм, бизнес-инкубаторов, производственно-технологических центров и других объектов инфраструктуры, создаваемых в целях поддержки субъектов малого предпринимательства.

2. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют меры по размещению заказов на производство и поставки специализированного оборудования и иных видов продукции для субъектов малого предпринимательства, содействуют в создании и организации деятельности субъектов малого предпринимательства, специализированных оптовых рынков, ярмарок продукции субъектов малого предпринимательства, в том числе путем предоставления зданий, сооружений, оборудования, производственных и служебных помещений, иного имущества, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

3. Производственно-технологическая поддержка субъектов малого предпринимательства может осуществляться на льготных условиях. При этом предприятия, учреждения и организации, осуществляющие производственно-технологическую поддержку субъектов малого предпринимательства, пользуются льготами в порядке, установленном действующим законодательством.

 

В очередной раз система льгот направлена в старом законе на финансирование предприятий, учреждений и организаций, осуществляющих производственно-технологическую поддержку субъектов малого предпринимательства, а не на субъекты малого предпринимательства, реализующие данную деятельность, что поставило малый бизнес  в зависимость от крупного бизнеса – банков, страховых организаций, крупных производственных предприятий, являющихся правопреемниками советских объединений, аккумулирующих производственные средства и недвижимость государственных объединений.

 

Аналогично предыдущим формам поддержки процедура предоставления льгот, оборудования, услуг производится посредством участия иных структур, экономически заинтересованных в потреблении, предоставленных субъектам малого предпринимательства финансовых и материальных средств.

При этом, создание инфраструктуры никак не связано с системным распределением необходимых малому бизнесу ресурсов и предоставление производится на условиях ограничивающих свободу выбору ресурсов и свободу конкуренции, что противоречит Конституции России.

 

Очевидно, что основная концепция закона 1995 года:
         Не оказывать поддержку субъектам малого предпринимательства непосредственно, предоставляя льготы и финансирование, направленное на поддержку субъектов малого предпринимательства иным субъектам, не имеющим отношения к субъектам малого предпринимательства
.

Вывод:
Таким образом, под видом содействия малому бизнесу, обслуживались интересы иных субъектов коммерческой или иной экономической деятельности.

 

Учитывая системные ошибки прошлого закона и противоречащую Конституции России практику реализации закона о поддержке малого предпринимательства, в том числе
в части конституционных принципов свободы экономической деятельности, равенства всех перед законом и судом, равенства форм собственности и свободы конкуренции -
новый закон поставил прямое финансирование малого и среднего бизнеса,
а именно - субсидии и бюджетные инвестиции в качестве основы финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства, а, следовательно, и развития малого и среднего предпринимательства в России.

 

В этой связи необходимо направить указанные, достаточно большие для малого предпринимательства денежные средства не на гарантии получения доходов для крупного бизнеса, а на прямые инвестиции малого предпринимательства, для начала, использовав принятый во многих странах порядок предоставления такого финансирования.

 

 

А именно:
1. Почтовое заявительное обращение за финансированием, определяющее очередность по почтовому штемпелю.

2. Сумма финансирования, исходя из количества лет, отработанных предприятием в Санкт-Петербурге.

3. Возвратный процент на будущее финансирование – 1% от полученной суммы финансирования ежемесячно в течении одного года.

4. Повторное финансирование через три года после получения предыдущего.

 

Очевидно, что такой порядок финансирования будет реально финансировать
малый бизнес, а не около стоящие посреднические структуры, оценивающие своё посредничество дороже, чем стоимость получаемого кредита и тем самым вгоняющие субъекты малого предпринимательства, случайно прорвавшиеся к государственному кредитованию в долгосрочную долговую яму в пользу крупного бизнеса.

 

 

В настоящее время, когда происходит спад деловой активности даже среди успешных представителей малого предпринимательства, учитывая, что по международной статистике только 50% из всех создавшихся предприятий выживает в первый год и только 5% доходит до 3 года жизни успешно реализуя свою деятельность,
упорное продолжение ранее принятой, противоречащей новому закону - О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», принят Государственной Думой 6 июля 2007 года, одобрен Советом Федерации 11 июля 2007 года, практике поддержке малого предпринимательства может напоминать героев из басен И. Крылова о свинье и дубе, который наевшаяся сегодня досыта свинья решила уничтожить, не задумываясь о завтрашнем дне.

 

 

Поэтому только прямое, пусть даже незначительное финансирование малого бизнеса сможет:

1. Вызвать потерянное доверие малого и среднего бизнеса к власти
2. Стимулировать эффективную экономическую деятельность малого и среднего бизнеса, а также различных социальных слоев населения.

3. Привести малое предпринимательства в конкурентоспособную форму

 

 

И как следствие:
1. Увеличить количество, в том числе новых продукции, работ услуг.
2. Создать новые виды и формы эффективно развивающегося малого и среднего бизнеса.

3. Увеличить количество поступающих средств в бюджет государства.

4. Увеличить доход граждан, работающих в бюджетной сфере и на государственной службе, а также граждан, находящихся на социальном содержании (пенсионеры, инвалиды) государства.

(812) 335-69-41, 335-69-42


В избранное