Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Правовой ЛикБез

  Все выпуски  

Обучение и правовая поддержка руководителя Книга Светланы Сивец Правовая защита бизнеса


Давайте проведем простой эксперимент на тему о том, кто нам мешает освободить экономическую деятельность от бюрократических оков?

 

Группе, в которой находились предприниматели, госслужащие, военнослужащие, специалисты в различных сферах деятельности, студенты, школьники предложили определить условия необходимые им для создания своего дела (бизнеса).

 


Была дана предполагаемая ситуация:

Предположим, вы вместе с другом, также как Билл Гейтс хотите реализовать свою идею и начать завтра заниматься своим делом. Денег у вас нет.
Но у вас есть идея и вы готовы рискнуть и как следует поработать для того, чтобы реализовать ваш проект и заработать денег, в дальнейшем обеспечивая себя материально.
Допустим государство ждет этого и приветствует, потому что без государственных затрат в стране за счет вложения труда и интеллекта частных лиц создается новая технология – надо быть полным профаном, чтобы не радоваться беззатратному созданию в стране нового продукта.

Вопрос:
Что для вас должно сделать государство?

 

Результат был потрясающий:

  1. Упростить процедуру регистрации предпринимательской деятельности.
  2. Дифференцировать налоги
  3. Дать льготы
  4. Упростить процедуру лицензирования

 

Об отмене, мешающих процедур не заявил никто!

 

Ни один Билл не выдержал бы в нашей стране, в которой граждане сами не понимают, что проживают в рамках собственных ограничений и не желают избавляться от лишних преград на пути собственного развития.

 

Комментарий:
Во многих странах отсутствует регистрация, зато присутствует заявительный (уведомительный) порядок о начале своей деятельности, посредством, которого начинающий творец своего дела просто сообщает государству о начале своего бизнеса или иной экономической деятельности, затратив деньги только нам письменное уведомление.

Никто не сдает в государственные органы свои учредительные документы потому, что информация в них касается взаимоотношений между учредителями организации, а не государства.

 

А то, что касается взаимоотношений с государством, прописано в законе, который нарушать нельзя.

Если вы написали заявление, затем оплатили государству услугу за регистрацию почтового уведомления о вашем предпринимательском номере, на который надо будет потом высылать налоги, то вы - предприниматель.

В уведомлении, которое в ответ на ваше заявление о начале экономической деятельности высылает государство в лице ответственного за это направление работы государственного органа, указывается номер инспектора (независимо от смены кадров инспектор, находящийся на этом номере – ваш инспектор) и телефон инспектора, в обязанности которого входят ответы на все ваши вопросы о налогах и помощь … в их расчете

И все – вы можете приступать к осуществлению своей деятельности в виде бизнеса или какого-нибудь творческого, научного, а может быть социального центра (это то, что у нас зовется некоммерческими организациями).

И не надо, как это часто хочется нашим людям видеться с чиновником глаза в глаза, чтобы все было по-солидному в духе российского чинопочитания.

 

Это наиболее приемлемый порядок для всех, потому что:
1. Предприниматель или создатель некоммерческой организации без затрат и препятствий на следующий день после заявления приступает к делу развития экономики, благополучия страны и собственного благосостояния.

2. Государство получает еще одного налогоплательщика и достойного уважения гражданина, слезшего с государственной шеи и, возможно, потенциального гения способного раскрутить новые научные технологии, которые смогут украсить экономику России или решить ее социальные проблемы.

3. Государственный служащий, освобожденный государством от вороха никому не нужных и никем не прочитываемых бумаг, получает возможность заниматься профессиональной деятельностью, направленной на благо государства - развитием экономической деятельности в стране, в том числе оказанием помощи предпринимателям в подсчете налогов, направляемых в бюджет.

Из которого тот же самый госслужащий получит свою заработную плату, а нуждающиеся в помощи государства - свои социальные пособия.

 

Такой порядок регистрации принят во многих странах.

Потому что государство доверяет предпринимателю и готово помочь в получении дохода, с которого государство получит свою часть в виде налога. Это выгодно, прежде всего, государству иметь экономически деятельных активных граждан.

И чем их больше, тем больше налогов, тем роскошнее бюджет.

Но предпринимателей необходимо поддерживать и стимулировать, потому что, как показывает мировой опыт, людей способных к предпринимательской и иной активной деятельности не так уж много.

Поэтому пчелок несущих в ульи мед надо холить и лелеять, а то они улетят туда, где цветы пышнее и, самое главное - где ценят их труд.

 

Когда нашему (отечественного розлива) предпринимателю в ответ на его предложение организовать производство на территории Франции, основанное на новых научных технологиях, автором которых он являлся, представители власти во Франции предложили помещение под это производство на безвозмездной основе и освобождение от налогов на несколько лет, только на том основании, что это:
      - во-первых, новое для страны производство,
      - во-вторых, производство предоставит новые рабочие места

      - в-третьих, предоставляя новый продукт, даст возможность стать первыми производителями нового продукта, то он … – испугался.

Он долго не мог понять и поверить, что от него ничего потом не потребуют взамен, кроме его активной предпринимательской деятельности на территории страны.

 

 

К сожалению, нашей подопытной группе не пришла в голову идея кардинального изменения правоотношений сторон – государственного чиновника и предпринимателя. Участники эксперимента пошли по пути смягчения того, что уже есть, искренне не подозревая, что правовые правила взаимодействия сторон уже сегодня позволяют перейти на иные более конструктивные, чем борьба с чиновниками, а на самом деле с последствиями правовой безграмотности - условия взаимодействия с государством и его представителями.

Просто надо начать применять конституционные нормы, а не взаимодействовать так, как привыкли - по понятиям и в соответствии

с общепринятыми стереотипами.

 

Если вы думаете, что выбранная нами группа не отражает ситуацию с применением права в самых различных кругах российского населения, то вы ошибаетесь.

Так в портфеле Комитета по бюджету и налогам Государственной Думы подготовлены 22 законопроекта, направленные, по мнению их создателей на смягчение налогового пресса.

Казалось бы, замечательно – наши депутаты, наконец-то перестали думать только о себе и вспомнили, о предпринимателях. Похвально. Читаем:
«Заслуживает внимание законопроект, легализующий семейное предпринимательство»
(Оно у нас подпольное?)

 

Его цель - поддержать мелких предпринимателей, которые ведут свой бизнес не для излишних заработков. (Что такое излишние заработки в малом бизнесе?
Если учесть, что средняя заработная плата судьи составляет 59200 рублей. Из Российской газеты от 6.сентября 2006 года).

А просто ради выживания. В проекте предусмотрен уведомительный порядок регистрации семейной фирмы.

Любая семья, если есть у нее желание, сможет согласно данным нормативам, открыть свое кафе, гостиницу, ремонтную мастерскую, булочную и так далее, и налоговики не вправе будут отказать людям в регистрации. Так что, как вы видите, законопроекты все более носят социальный аспект и все более направлены нам решение житейских проблем человека».

(Российская газета от 18 августа 12006 года).

 

Хочется вспомнить историческую классику - Как далеки они от народа…

 

И как плохо изучали Конституцию России.

Кстати, во всех цивилизованных странах перед тем, как баллотироваться в депутаты, будущие представители народа сдают экзамен на знание Основного закона страны. Это спасает тот самый народ от законопроектов, нарушающих конституционные принципы и общепризнанные нормы международного права.

 

Чем плох законопроект?
Первое:

Тем, что, несмотря на конституционный принцип - Равенства всех перед судом и законом (статья 19 Конституции России – далее КРФ), почему-то только семейным парам можно будет использовать этот порядок.
А одиноким родителям – нельзя? А просто одиноким людям?
А – друзьям? А родителям с детьми? А брату с двоюродной сестрой? А семье, проживающей гражданским браком?

На каком основании нарушаются права других категорий несемейного населения?

Они что, менее социально незащищены, чем семейные пары?

 

В результате такого законопроекта возникнет большое количество фиктивных браков или юридических фирм, которые будут усердно заниматься многократной регистрацией бизнеса на свою семью, а затем - перепродавать уже зарегистрированную организацию другим, естественно за дополнительное вознаграждение в связи со скоростью и простотой регистрации.

 

Любят наши законотворцы плодить бизнес – вампиров, сокращающих доходы малого бизнеса и увеличивающих ценовую нагрузку на потребителей, вынужденных оплачивать эти дополнительные услуги.
Успокойтесь. Малый бизнес и так пока есть, кому кушать.

Проходили все это и не раз.

 

Второе:

Налоговики и так никому не отказывают в регистрации и сегодня являются наиболее профессиональными представителями государства во взаимодействии с бизнесом и некоммерческими организациями, так как они многие годы находятся на переднем крае этих взаимоотношений и уже имеют обширный опыт выяснения отношений и с теми и с другими, основанный на судебной практике.

 

Другое дело, что кафе, мастерскую и гостиницу «согласно данным нормативам», потянет разве что очень состоятельная семья вместе с лицензированием деятельности и получением различных разрешений и сертификатов.
Но состоятельной семье, имеющей в собственности какую-нибудь недвижимость бывшего советского предприятия такой бизнес не интересен – сдача в аренду помещений тому самому малому и среднему, не имеющему возможности купить недвижимость, пока еще неплохо кормит.

 

Непонятна фраза – легализация. Сейчас много семей ведет свой бизнес на законных основаниях. Может быть депутаты, как обычно имеют в виду что-то иное или как обычно они - «о своем, о девичьем»? Это - три!

 

И последнее!

Где вы видели, уважаемые законодатели, чтобы в нашей стране, мелкие предприниматели вели свой бизнес для излишних заработков, а не ради выживания?

 

 

Об опыте семейного бизнеса и согласованности его нормативам рассказывают

Припорова М.М. – генеральный директор «МПАБ»
Погребная А.В. – исполнительный директор ООО «Солтис»
Курылев Николай Леонидович - заместитель начальника отдела запасных частей ЗАО «Авто Прайм»
Курылева Мария Марковна - индивидуальный предприниматель
Баланел Людмила Владимировна - индивидуальный предприниматель, инструктор по вождению автомобилей категории В.


По поводу того, что согласно данным нормативам - можно легко открыть свое кафе, гостиницу, ремонтную мастерскую, булочную и так далее.

      
Основой любого бизнеса является в нашей стране арендованное помещение.
Предприниматели, арендующие помещения в «старом фонде», да и в новом фонде тоже, часто сталкиваются с проблемами несоответствия эксплуатируемых помещений  санитарно-эпидемиологическим требованиям, предъявляемым к размещению предприятий определенного вида деятельности.
Например, для общественного питания в санитарно-эпидемиологических правилах (СП 2.3.61079-01, утвержденные Главным государственным санитарным Врачом РФ Онищенко Г.Г. 06.11.2001 г.) изложено, что:


 
«Организации могут размещаться как в отдельно стоящем здании, так и в пристроенном, встроенно-пристроенном к жилым и общественным зданиям,
в нежилых этажах жилых зданий, в общественных  зданиях, а также на территории промышленных и иных объектов для обслуживания работающего персонала.
При этом не должны ухудшаться условия проживания, отдыха, лечения, труда людей.

Производственные цеха организаций не рекомендуется размещать в подвальных и полуподвальных помещениях.

Организациям, расположенным в жилых зданиях, следует иметь входы и эвакуационные выходы, изолированные от жилой части здания.
Приём продовольственного сырья и пищевых продуктов со стороны двора жилого дома, где расположены окна и входы в квартиры, не допускается. Загрузку следует выполнять с торцов жилых зданий, не имеющих окон, из подземных туннелей со стороны магистралей при наличии специальных загрузочных помещений.

      Внутренняя система канализации производственных и хозяйственно-бытовых сточных вод должна быть раздельной, с самостоятельными выпусками во внутриплощадочную сеть канализации».

 
Приведённые требования к размещению предприятий общественного питания
в жилом фонде исторической части города (где они просто необходимы), не могут быть выполнены в принципе, несмотря на то, что много лет подряд в советское время  именно в этих самых помещениях располагались предприятия общественного питания – кафе, столовые и т.п.
Несмотря на выданные разрешительные документы для организаций общественного питания, предпринимателей ставят в положение нарушителей федерального законодательства, потому что все нормативы в полном объеме выполнить практически невозможно.
Но это является хорошим предлогом для чиновников, чтобы постоянно
вынуждать:
 - либо регулярно платить штрафы за «нарушения», пополняя государственный бюджет за счёт добросовестных предпринимателей (потому что недобросовестные просто оплачивают местных контролеров, не неся ни налоговой нагрузки, не тратя свои деньги на приведение помещение в соответствие с указанными выше нормативами),
- либо платя возмездные благодарности в личный бюджет чиновника, что значительно дешевле и менее хлопотно.

 

         Из-за отсутствия системного подхода к созданию правил по ведению и техническому состоянию помещений, часто создаются взаимоисключающие требования различных служб (энергетиков, СЭС и «пожарников») к помещениям, причём требования эти «выставляются» не собственникам помещений,
 а арендаторам. (Работаешь – плати, или «делись», а то свет тебе отключим). Такое положение вещей «гробит» в первую очередь малый и средний бизнес, оставляя без внимания собственников, которые зачастую ничего не делают для содержания своей собственности.

 

         В цивилизованных странах перед сдачей помещения в аренду, собственник сам ремонтирует, оборудует, согласует и лицензирует предполагаемую деятельность в данном помещении. А также регистрируется как предприниматель, занимающийся сдачей собственности в аренду, платит налоги…. Сказка для российских арендаторов.
Особенно для малого и среднего бизнеса.

 

         Государственная пошлина за регистрацию права аренды помещений сроком более 11 месяцев (сейчас она составляет 7500 рублей) не способствует созданию условий для заключения долгосрочных договоров аренды, потому что оплату вынужден производить опять арендатор. Собственники не хотят «светиться» перед госорганами, а предпринимателям это всё равно не дает никаких гарантий.

В Германии, например, минимальный срок аренды помещений для предпринимательской деятельности составляет пять лет, в противном случае это нарушает права предпринимателей и арендодатель возмещает арендатору убытки, а государству платит штрафы.

 

При «коротких» договорах арендатор не стремится к техническому переоборудованию и поддержанию помещения на «достойном уровне».
Только «дыры затыкает».
Например, покупать электрические мощности для чужого помещения за свой счет, аренда которого предоставлена только на 11 месяцев, просто нереально (процедура разработки и согласования проекта в СПб сейчас составляет около полутора лет, покупка 1 кВт мощности стоит примерно тысячу долларов).
Вот и увешан город предложениями об аренде, а людей желающих работать - как бы нет.
Как правило, помещения достались собственникам в результате приватизации, а не покупки их по рыночной стоимости.
Желание регулярно получать у них выработалось, как рефлекс у собаки Павлова,
 а желания приложить усилия и деньги для технического перевооружения своей же собственности – нет.
Зато законодательная поддержка такого положения – есть и пока не изменяется в пользу фактически работающих, а не предпринимателей-рантье.

В условиях монополизированного рыка недвижимости у собственника возникает естественная потребность переложить проблемы с ремонтом и переоборудованием помещения на плечи арендатора без каких-либо последующих обязательств перед последним. И как следствие – повышение арендной платы после ремонта или смена арендатора, если тот «закапризничает».

 

        Так что желающим начать свой бизнес приходится раскошелиться и на ремонт с последующим оборудованием помещения, и на техническое согласование для начала деятельности, и на лицензионные сборы за ещё не начатую деятельность. (Для справки: лицензионный сбор на розничную продажу алкогольной продукции в Санкт-Петербурге составляет 100 тысяч рублей).

По времени эти события растягиваются больше, чем на полгода, когда же зарабатывать и «отбивать» вложенное? Вот и сокращается количество «камикадзе» в стране, поверивших в возможность самостоятельного входа на рынок. Откуда же возьмётся так называемый «средний класс»? И кредитные «подачки» малому бизнесу не помогут раньше начать деятельность, а лишь ещё сильнее затянут долговой узел.

Самое время государству приложить усилия для снятия всех барьеров для вхождения в бизнес предпринимателей, у которых есть силы и знания как прокормить свою семью, создать рабочие места для других, а не поддерживать сытых монополистов дармовой недвижимости, паразитирующих на реальном, созданном своими силами, за счет собственных средств, бизнесе.
Поэтому, прежде чем создавать законы, надо хотя бы советоваться с теми, кто потом будет их испытывать на своей собственной шкуре.
Причем, надо понимать, что мнение крупного бизнеса не всегда совпадает с мнением, построенного на собственных силах, средствах и мужестве, малого и среднего предпринимательства.

 

Действительно, пока малый и средний бизнес, не основанный на доставшейся ему каким-либо способом госсобственности, на протяжении всего периода российского предпринимательства пока только выживает и к реальному развитию приступить до сих пор не в состоянии.

Более того, сегодня наблюдается резкое падение деловой активности, в том числе - отток старшего поколения предпринимателей (пришедших в бизнес в 86 году в кооперацию, а затем в 91 году создавших первые российские частные предприятия) уставших преодолевать искусственно созданные неумелыми безграмотными в правовом отношении законодателями, трудности. Этот, когда-то поверивший в новую экономику России, слой активных людей - устал и уходит, а молодые – учатся на опыте старшего поколения, много лет работающего без выходных и отпусков в состоянии вечного стресса и приобретения опыта не развития своего дела и завоевания международных высот, а борьбы, приспособления и выживания.

И законопроект, направленный на создание бизнеса для выживания, говорит о непонимании роли как раз того самого мелкого бизнеса в благосостоянии страны и о роли в этом процессе тех самых депутатов, которые создают такие законопроекты.
Или, это очередная социальная предвыборная игрушка для безграмотных граждан, до сих пор путающих горькую пилюлю со сладкой конфеткой из-за яркой обертки - нарушение своих конституционных прав с социальными псевдоподарками.

 

Тем не мене, борьба предпринимателя с представителями государства, в том числе с чиновниками - это хвостик проблемы выживания российского бизнеса, основанного на собственных средствах, мозгах, силах и нервах.

Основная проблема – неумелая практика применения законодательства, правовые и социальные стереотипы и неосознанная правовая безграмотность. Поэтому бесполезно создавать инструкцию по борьбе с чиновником без освоения основных конституционных принципов и бороться надо с правовой безграмотностью, а не с отдельным чиновником, который всего лишь является ее продуктом, также как и безграмотный законодатель и предприниматель.

А потом чиновник в качестве гражданина также как и предприниматель в других ведомствах сталкивается с другими чиновниками, которые ведут себя по отношению к нему, часто выставляя еще более жесткие барьеры и препятствия в связи с межведомственными конфликтами.

 

Поэтому в разных ипостасях, но проблемы у граждан России, кем бы они не были чиновниками или предпринимателями одни и те же – нарушение их конституционных прав другими представителями государства и другими предпринимателями.

 

В любой развитой демократической правовой стране, где люди хотят быть состоятельными и в материальном и в профессиональном смысле – особым уважением и поддержкой государства пользуется тот, кто экономически активен и поддерживает экономику страны, способствуя созданию или создавая продукцию, работы, услуги, в том числе интеллектуальные, научные и т.п.

И чем больше таких людей, тем больше этой разнородной товарной массы, тем крепче валюта страны, тем богаче люди, кем бы они не были – предпринимателями, творческими работниками или чиновниками.

 

Законодатели в этих странах не нарушают права человека и конституцию страны, ограничивая его заработки в предпринимательской деятельности, считая их излишними, ставя предпринимателей неграмотными законами в нелепые условия.

И бизнес в этих странах создают и развивают не для выживания.

 

Интересно, а создатель Кока-Кола смог бы в России выпустить свой знаменитый напиток, пройдя все необходимые экспертизы и сертификации и получить разрешение на деятельность, не раскрывая секрета своей формулы?

 

 


В избранное