Вопрос. Может ли аутсорсинг помочь оптимизировать расходы предприятия? Работает ли это в Украине?
Ответ. Однозначно, аутсорсинг может помочь предприятиям оптимизировать их расходы.
В своё время мне приходилось сталкиваться с задачей вывода на аутсорсинг неключевых функций бизнеса (охрана, питание, складская логистика). В этой связи, та как рынок аутсорсинговых услуг у нас пока развит очень слабо, мне пришлось изучить практики многих компаний за рубежом.
Когда я вернулся и приехал на одно из наших предприятий в качестве руководителя проекта по аутсорсингу, мне представили расчёты, которыми аргументировали нерентабельность проекта. "Аутсорсинг - это рискованно и невыгодно" - подвёл итоги финансовый менеджер. После того, как были произведены дополнительные расчёты, 17% минимальной экономии стали очевидными для всех.
Дело в том, что при принятии решения о целесообразности вывода каких-либо функций на аутсорсинг, необходимо определить ценность каждой из них для бизнеса и правильно рассчитать настоящую её стоимость, а уже затем сравнивать с предложенной стоимостью услуг по аутсорсингу.
Например, в расчёт необходимо включать как административных расходы (заработная плата персонала, аренда помещений, канцелярские расходы, транспортные расходы, услуги телефонной связи, хозяйственные нужды и прочее), так и переменные (например, потребление тепловой и электроэнергии).
Стоит проанализировать и "стоимость" управления функцией (стоимость времени, затраченного высшим руководством на решение проблем данной функции, вовлечение смежных функций в администрирование данной функции и т.д.).
Кроме этого, существуют и другие важные финансовые и нефинансовые аспекты, которые стоит тщательно изучать, принимая решение о выводе какой-либо функции на аутсорсинг.
Хотелось бы отметить еще ряд важных наблюдений из практики, связанных с особенностями аутсорсинга в Украине:
В нашей стране на аутсорсинг можно выводить только процессы, которые напрямую не влияют на результаты бизнеса, и решать и задачи, актуальные в краткосрочной перспективе.
Компания, с которой заключается договор о сотрудничестве (т.е. она берет на себя ответственность за какую-либо функцию бизнеса), должна быть управляемой. Заказчику аутсорсинговых услуг необходимо получить гарантии качества выполнения работ и возможность контроля, что значительно минимизирует риски. Более того, задача, которая должна быть поставлена подрядчику - это обеспечить высокие стандарты работы, которые необходимо прописать и согласовать.
Так, как любая организация предоставляет собой открытую систему, использование практик аутсорсинга предполагает изменения в существующих бизнес-процессах и об этом тоже важно не забывать.
При принятии решения об аутсорсинге каких-либо функций организациям приходится сталкиваться с проблемами, связанными с людьми: сокращение персонала, "трения" с профсоюзами и т. д. Чтобы эффективно решить эти и другие проблемы, к аутсорсингу важно подходить с точки зрения управления запланированными изменениями в организации.
Благодарю Вас за внимание!
На вопрос ответил Руслан Лемещук, партнер консалтинговой компании ADDWIZE