Последнее время в Украине наметилась тенденция активного роста торговых сетей. Так за последние два года по объемам своих продаж розничные сети в Украине выросли на 40%.
Кроме этого, на рынок Украины приходят зарубежные компании, к примеру, не так давно появившаяся в Украине российская сеть салонов мобильной связи "Евросеть" открыла более 120 магазинов, а сеть Germanos планирует увеличить количество магазинов с 44 до 250. При таком активном развитии возникает вопрос, как эти компании справляются с обучением и развитием большого количества новых сотрудников? Для того чтобы получить ответ, специалисты консалтинговой компании ADDWIZE провели
обзор обучения персонала в розничных сетях.
Обзор проходил на протяжении декабря-января 2005-2006 годов. В этом мероприятии участвовало 56 компаний - представителей розничной торговли. На основе ответов 30 крупных розничных сетей специалистами компании ADDWIZE сделаны следующие выводы: все опрошенные компании проводят обучение персонала, 90% из них делают это собственными силами, 70% организаций привлекают провайдеров тренинговых услуг и только 7% из них обучают исключительно за счет услуг тренинговых компаний.
Особое внимание уделяется подготовке торгового персонала, его обучают все участники обзора, и только половина (50%) компаний обучают все категории сотрудников. Что касается тренинговых программ, то наиболее востребованным является обучение сотрудников навыкам продаж и работы с клиентами (93%). Также существует значительный спрос на развитие у руководителей управленческих знаний и навыков (63%).
Обучением персонала в розничных сетях в большинстве случаев занимается корпоративный тренер (67%), часто к процессу обучения привлекаются профильные специалисты и руководители подразделений (63%). Из других форм обучения, дополняющих аудиторные занятия, наиболее часто (90%) упоминается наставничество. В значительно меньшей степени с этой целью используются корпоративная библиотека (37%), видео и мульти-медиа курсы (23%), корпоративная электронная база знаний (23%).
Что касается пожеланий представителей торговых сетей для провайдеров тренинговых услуг, то они оказались следующими: 70% компаний желают, чтобы тренинговые компании разрабатывали и внедряли новые эффективные инструменты для закрепления и применения сотрудниками полученных знаний; 57% - предлагают лучше адаптировать программы под специфику бизнеса, а 30% представителей розницы хотели бы видеть в предложениях провайдеров комплексные программы, позволяющие достичь системных результатов, увеличивающих объемы
продаж.