Вот и март.
Календарная весна.
А страну засыпает снегом. По дорогам трудно пройти и проехать. Дороги российского бизнеса тоже
непростые, со своими ухабами, рытвинами и заносами, но как говорили древние мудрецы: "Дорогу осилит идущий",
и поэтому мы продолжаем движение по "Великому консалтинговому пути" очередным выпуском нашей рассылки.
И вот, уверенный в себе, вы готовы общаться на любом уровне, от эмоционального
до аналитического. Но как общаться? В какую словесную форму облечь ваши
несомненно глубокие и ценные мысли?
Если сидящий напротив вас человек добился нынешнего положения, опираясь только
на самого себя, не получив экономического, скажем, образования, то это его
безусловное достоинство; и было бы просто бестактно (а в конечном итоге и вредно
для вашего контакта и взаимодействия) глушить его академическими терминами или
нашим англо-рязанским бизнес-сленгом. Говорите просто и понятно, приведите свою
речь в соответствие с его лингвистическими предпочтениями, но не пытайтесь
подлаживаться грубо и откровенно. Человек, говорящий с вами, не достиг бы того,
чего достиг, не будучи психологом (хотя бы и стихийным) и интуитивистом. Фальшь
он почувствует мгновенно.
Найдя общий язык в прямом смысле этого слова, ищите его и в переносном. Не
бывает так, чтобы у одного человека не было ни одной точки соприкосновения с
другим. Ищите их! У него на столе серебряный "Паркер"? Великолепно! Заговорите
с ним о том, что вот, де, "Паркер" пишет лучше, чем, к примеру, "Восход".
Увидите, он с вами согласится. Мы, разумеется, утрируем, но вот пример из жизни.
Эксперт, вызванный коммерческим директором компании N для реорганизации
штатной структуры, встретил полное непонимание и нежелание сотрудничать со
стороны генерального директора фирмы. Гендиректор считал, что команда, прошедшая
с ним весь путь от кооперативного ателье до крупного торгово-промышленного
объединения, не нуждается ни в каких перестановках, а об увольнениях не хотел и
слышать. Положение казалось безвыходным, и тогда эксперт заговорил о "постороннем".
Толчком послужил вымпел одной из футбольных команд, висевший на стене позади стола.
Эксперт заговорил о том, что, по его мнению, в последней игре тренер поздно
выпустил на поле талантливого молодого игрока, и это послужило одной из причин
поражения. Он говорил это искренне и эмоционально, и лёд тронулся! Собеседник
возразил, включился в беседу, пошёл на контакт. Мало того, мгновенно
сориентировавшийся эксперт в ходе разговора несколько раз повторил, что дело
ветеранов - учить молодёжь, готовить и поддерживать смену, а не тащить воз
самим.
Беседа перешла на новый уровень, возникшая связь позволила консультанту
наконец перейти к своим предложениям и показать всё многообразие выходов из
сложившейся в компании ситуации. Он показал гендиректору, что вариантов решения
не два (увольнение и перестановка), а двести двадцать два, и в дальнейшем их
сотрудничество продолжалось и развивалось конструктивно. А помог в этом клочок
материи.
Чего здесь больше, удачи или профессионализма? Решать вам. Удача важна, но
чем выше профессиональный уровень, тем меньшую роль, скорее всего, будет играть
в ваших достижениях фактор случайности. Удача подготавливается и прогнозируется,
фортуну можно оседлать, а хронический неудачник - тип патологический и всё более
редко встречающийся.
Как найти сферу совпадения интересов, как перейти от общего к частному, от
лёгкого приятного трёпа к сложным управленческим проблемам (и наоборот)?
Человек - существо гибкое. В скольких ситуациях вы побывали, сколько социальных
ролей вам приходилось играть (сын и дочь, брат и муж, сестра и жена, ученик и
учитель, начальник и подчинённый) - вспомните о них и будьте уверены, что
справитесь и ещё с одной. Представьте человека, приятного собеседнику, искренне
станьте им, и вы добьётесь контакта и понимания.
Любое общение предполагает диалог, а любая система взаимосвязана; поэтому не
будьте соловьём, который слышит только свои трели, действуйте на нескольких
уровнях, анализируйте реакцию собеседника и реагируйте на неё. (Почему мы почти
ничего не покупаем у современных коробейников, ведь они всё время улыбаются,
да и текст воспроизводят грамотно? Да потому, что они слушают и слышат только
себя.) Подмечая изменения в поведении партнёра (именно партнёра, стремитесь
воспринимать его так), отвечайте на них адекватно.
Будьте внимательны, важно не только подстроиться к речевому стилю собеседника,
но и расшифровать его индивидуальную систему знаков и символов. Задача
консультанта - определить проблему в понятных консультируемому терминах, но так,
чтобы не связать себе рук. Идите к цели, указанной клиентом, но тропинку
выбирайте сами.
Продолжение следует:
Материалы предыдущих выпусков читайте в архиве рассылки по адресу SUBSCRIBE.RU
БУДЬТЕ ЭФФЕКТИВНЫМИ !
Свои вопросы и пожелания авторам и ведущему рассылки Вы можете присылать по адресу askme@wilmark.ru