Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Знай и Умей" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Что такое интеллектуальная собственность? Выпуск 17
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Что такое интеллектуальная собственность? Выпуск 17 | Февраль 2003 г. | http://www.trizland.ru/ | ||||||
О том, как превратить знания и опыт в свой интеллектуальный
капитал, как правильно оформлять, использовать и защищать интеллектуальную
собственность на рынке.
Ведущий рассылки: Валентина Березина, патентный
повереный РФ, Рег. N 637 | ||||||
Объекты промышленной собственности. Товарный знак: иные основания для отказа в регистрации | ||||||
Здравствуйте, уважаемые читатели рассылки! В двух предыдущих рассылках мы познакомились с некоторыми абсолютными основаниями для отказа в регистрации товарного знака. Определение "абсолютные", указывают на то обстоятельство, что эти основания для отказа в регистрации обозначений в качестве товарных знаков предполагают, по мнению законодателя, или полное отсутствие различительной способности у обозначений, что не позволит им выполнять функции товарных знаков, или неизбежное нарушение прав и законных интересов третьих лиц, или неизбежное противоречие общественным интересам, принципам гуманности и морали. Избежать отказа в регистрации по абсолютным основаниям практически невозможно, хотя здесь, как и везде, есть свои исключения. Кроме того, подать возражение против регистрации товарного знака по абсолютным основаниям может любое лицо в течение всего срока действия правовой охраны товарного знака. Сегодня начнем рассмотрение иных оснований для отказа в регистрации обозначений в качестве товарных знаков по российскому законодательству.(Закон РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания наименованиях мест происхождения товаров") Не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с товарными знаками других лиц, заявленными на регистрацию (если заявки на них не отозваны) или охраняемыми в Российской Федерации, в том числе в соответствии с международным договором Российской Федерации, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет. Регистрация указанного товарного знака в отношении однородных товаров допускается лишь с согласия правообладателя. Остановимся на нескольких терминах этого пункта:
Например, разными фирмами зарегистрированы следующие словесные товарные знаки: "Советник", свидетельство N 160550, дата приоритета 12.06.96, для товаров 9 класса МКТУ (международная классификация товаров и услуг), а именно, для программ для ЭВМ; "Советник" свидетельство N 189001, дата приоритета 28.08.98, для товаров 32 класса, а именно, для пива и безалкогольных напитков; Эти два знака являются тождественными, поскольку совпадают полностью. Товары, для которых зарегистрированы эти знаки, не являются однородными, поэтому считается, что у них будут разные потребители, либо в сознании потребителей эти знаки не будут ассоциироваться, как принадлежащие одному производителю. В силу неоднородности товаров эти знаки зарегистрированы и существуют на рынке одновременно, не мешая друг другу. Третья фирма зарегистрировала товарный знак "Тайный советник" свидетельство N 201241, дата приоритета 1.12.99, для товаров и услуг следующих классов МКТУ: 30 - чай, кофе, кондитерские изделия и др.; 32 - пиво, безалкогольные напитки, соки и др. напитки; 33 - алкогольные напитки; 34 - табак, спички; 42 - обеспечение пищевыми продуктами и напитками, обслуживание баров, рестораны. Учитывая, что этот знак зарегистрирован после того, как два первые знака уже были зарегистрированы, причем товары 32 класса второго и третьего знаков являются однородными, можно сделать вывод, что экспертиза не сочла знаки сходными до степени смешения. Еще несколько примеров. Заявленное к регистрации в отношении товаров и услуг всех 42 классов словесное обозначение "Ричел" было признано сходным до степени смешения с зарегистрированным под N 123537 товарным знаком "Ричал" в отношении однородных товаров и услуг 18, 28, 41 классов, а также с зарегистрированным под N 213240 товарным знаком "Ричал" для однородных товаров и услуг 32 и 42 классов. Экспертиза приняла решение о регистрации обозначения "Ричел" только в отношении товаров и услуг других заявленных классов. Заявленному обозначению Blackmail экспертиза противопоставила зарегистрированное ранее обозначение Chantage, как сходное с заявленным до степени смешения, поскольку оба слова имеют одно и то же значение "шантаж" соответственно на английском и французском языках. В Европейском патентном ведомстве возникла коллизия между словесными обозначениями La Sirena и Sienna в отношении однородного товара - кофе. Однако, суд не признал эти обозначения сходными до степени смешения. Определение степени сходства обозначений и возможность их смешения вопрос всегда сложный, и решение его официальными инстанциями часто непредсказуемо. Можно привести огромное количество коллизий, связанных со сходством знаков. Патентные ведомства и суды разных государств часто применяют несколько оснований при разрешении споров по товарным знакам. В 12 выпуске нашей рассылки приведен пример коллизии знаков Coca Cola и Pepsi Cola. В 1942 году Верховный и Тайный суды Канады пришли к следующему мнению. Рассматриваемые обозначения схожи между собой за счет общего элемента "cola". Однако, слово "сola" является общепринятым или описательным, поскольку оно обозначает название дерева, плоды которого обладают тонизирующим эффектом, вследствие чего это оно может использоваться всеми желающими в равной мере. Таким образом, рассматривая степень схожести обозначений, суд вычленил общий для обоих обозначений элемент и оценил его различительную способность по абсолютным признакам. Признав, что этот элемент не обладает различительной способностью, суд признал отсутствие между знаками схожести до степени смешения в силу несхожести слов "coca" и "pepsi", а также потому, что не было приведено доказательств смешения знаков в торговой практике. (В.М. Мельников. Товарные знаки за рубежом. Практика ведомств и судов. - М.: ИНИЦ Роспатента, 2000. - 208с., с. 27-28.) Это решение стало основанием для появления множества различных напитков с элементом "cola" в названии. Мне известны: Cola, "Кола", "Мега-Кола", "Ариант Кола", "Кола Као". И этот ряд можно продолжить: наверное, в каждом крупном городе есть своя местная кола. Одним из последних шедевров по слухам стало появление арабского варианта: "Мекка Кола". Пользуясь моментом, хочу обратить ваше внимание на стратегию защиты своих знаков компанией Тhe Coca Cola Co. Компания стала отдельно защищать свой главный различительный элемент "coca", но в варианте "cocе". Почему так, мне неизвестно, но можно заметить, что и элемент "coca" (кока) также представляет собой общеупотребительное испанское наименование кустарника семейства кокаиновых (Словарь иностранных слов, М., "Русский язык", 1987 г., с. 233). Несмотря на то, что сегодня "Кока-Кола" является самым известным мировым брэндом, она скрупулезно зарегистрировала в России все возможные варианты своих обозначений. В России действует несколько десятков товарных знаков, принадлежащих этой компании. Этот раздел мы не можем закончить, не рассмотрев более подробно понятие "однородные товары". Из вышеприведенных примеров, надеюсь, понятен принцип, лежащий в его основе. Однако, на практике все не так просто. Отсутствие точных критериев этого понятия в нормативных документах приводит к тому, что заявители и патентные поверенные вынуждены ориентироваться на субъективную точку зрения экспертизы в отношении этого понятия. Не вдаваясь во все подробности, отметим, что в настоящее время могут быть признаны однородными, например, следующие товары и/или услуги:
Таким образом, выбор классов товаров и услуг МКТУ, для которых предполагается регистрация товарного знака, имеет особое значение для возможности его регистрации и надежной защиты на рынке товаров и услуг. Если при регистрации не выбрать исчерпывающе необходимый перечень классов товаров и услуг, то впоследствии ваши конкуренты могут попытаться зарегистрировать знак, тождественный вашему или схожий с ним до степени смешения в вашей сфере деятельности. А это может ослабить ваш знак и вашу добрую репутацию. Оспорить и признать недействительной регистрацию товарного знака по рассмотренному сегодня основанию может любое лицо в течение 5 лет с даты публикации товарного знака в официальном бюллетене. | ||||||
В следующей рассылке... | ||||||
В следующей рассылке мы продолжим рассмотрение иных оснований для отказа в регистрации обозначений в качестве товарных знаков. Желаю успехов! |
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||