Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Что такое интеллектуальная собственность? Выпуск 14


Информационный Канал Subscribe.Ru

Что такое интеллектуальная собственность?
Выпуск 14 | Февраль 2003 г. | http://www.trizland.ru/
О том, как превратить знания и опыт в свой интеллектуальный капитал, как правильно оформлять, использовать и защищать интеллектуальную собственность на рынке.

Ведущий рассылки: Валентина Березина, патентный повереный РФ, Рег. N637
Периодичность: 1 раз в неделю
Рассылка сайта: http://www.trizland.ru
Архив рассылок и управление подпиской: www.trizland.ru/lists.php

Объекты промышленной собственности. Товарный знак: абсолютные основания для отказа в регистрации

В предыдущей рассылке мы познакомились с видами товарных знаков. Сегодня продолжим знакомство с основными понятиями объекта - товарного знака и его правовой охраны и перечислим некоторые абсолютные основания для отказа в регистрации товарного знака.

Определение "абсолютные", указывают на то обстоятельство, что избежать отказа по этим основаниям практически невозможно, поэтому следует учитывать их при создании товарных знаков.

Перечислим эти абсолютные основания в определении новой редакции Закона "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" и приведем конкретные примеры.

Не допускается регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью или состоящих только из элементов:

  1. Вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида; эти обозначения могут быть включены в товарный знак как неохраняемые элементы, если они не занимают в нем доминирующего положения, кроме того, это положение не применяется в отношении обозначений, которые приобрели различительную способность в результате их использования.

    Здесь речь идет об обозначении, которое в результате его длительного применения для одного и того же товара или товара того же вида различными производителями стало видовым понятием и потеряло свою различительную способность. Например: нейлон, примус, ланолин, вазелин, целлулоид, эскалатор, граммофон, линолеум, термос и др. Эти привычные сегодня слова когда-то были товарными знаками. Сегодня же они обозначают товар определенного вида.

    Товарный знак может потерять свою различительную способность, из-за всеобщего употребления определенного вида товаров разными производителями, и быть аннулирован. Чтобы этого не произошло необходимо применять специальные меры. Например, товарный знак Xerox (ксерокс) быстро вошел в обиход потребителей и начал применяться как видовое наименование товара - копировально-множительного аппарата. В середине 90-х годов можно было увидеть объявление типа: "Продается ксерокс фирмы Canon". Корпорации Xerox пришлось предпринимать специальные меры и потратить немало денег, чтобы не потерять свой знак и утвердить в сознании потребителей, что ксерокс - это товарный знак конкретного производителя копировальной техники, а не вид товара. Аналогичная ситуация происходит с подгузниками "Памперс". Современное название "памперс" пришлось более по вкусу широкому кругу потребителей, чем тривиальное "подгузник". В связи с этим компания Procter & Gamble всегда употребляет это обозначение, и требует от всех других, только в словосочетании "подгузники Pampers". Это надо иметь в виду при разработке товарного знака для новых товаров, тем более, когда в языке отсутствует простое и современное слово для обозначения товара.

    Известны случаи, когда знак уже вошедший во всеобщее употребление для обозначения вида товара разных производителей, возвращает себе регистрацию в качестве товарного знака. Всем давно известный аспирин, как лекарственное средство производился в СССР разными производителями и не ассоциировался у потребителей с какой-то конкретной фирмой-производителем. После перестройки появились иностранные производители аспирина, например, "Аспирин UPSA", поскольку наименование "аспирин" вошло во всеобщее употребление в США, Великобритании, Франции, Японии. В СССР в специальной патентоведческой литературе "аспирин" приводился, как пример обозначения, вошедшего во всеобщее употребление. Обозначение "Аспирин" было впервые зарегистрировано в России в 1899 году на имя фирмы Bayer. В 1918 году регистрации всех иностранных знаков были национализированы и переданы во всеобщее употребление. Однако в 1992 году знак был снова зарегистрирован в России фирмой Bayer. Против регистрации пяти товарных знаков "Аспирин" в латинском и кириллическом написании выступили российское госпредприятие "Фармимэкс" и французская Laboratoir UPSA. Решения российских официальных органов неоднократно менялись, но закончилось тем, что регистрации товарных знаков сохранились, а "Аспирин UPSA" превратился в "Упсарин UPSA" (удачный пример изменения наименования товара при сохранении его узнаваемости потребителями).

    В советские времена не только аспирин не имел различительной способности в отношении его производителя в СССР, но и множество других товарных знаков, например, "Жигулевское", "Московская", "Посольская", "Янтарь", "Дружба" и многие-многие другие. Все права на эти марки принадлежали государству. Некоторые из них уже нашли своего конкретного владельца, некоторые после долгих перипетий вновь принадлежат государству, а некоторые до сих пор являются предметом споров. Частично коснемся этих вопросов в следующих рассылках.

  2. Являющихся общепринятыми символами и терминами. Действие этой нормы направлено на предотвращение монопольного права на использование общеизвестных символов и терминов. Однако, эти обозначения могут быть включены в товарный знак как неохраняемые элементы, если они не занимают в нем доминирующего положения, кроме того, это положение не применяется в отношении обозначений, которые приобрели различительную способность в результате их использования.

    К общепринятым символам относятся, как правило, обозначения, символизирующие отрасль хозяйства или область деятельности, к которым относятся товары, содержащиеся в перечне товаров, для которых испрашивается регистрация товарного знака; условные обозначения, применяемые в науке и технике. К общепринятым терминам относятся лексические единицы, характерные для конкретных областей науки и техники.

    Например, изображение таблетки, а также название лекарства "Ацетилсалициловая кислота" - будут общепринятыми обозначениями для фармацевтики. Изображение шестерни, словесные обозначения типа: "Шестерня", "Гидродинамика", "Смазка", "Резец", "Станок" и т.п. - будут общепринятыми обозначениями для машиностроения и т.п. На практике Роспатентом было отказано в регистрации обозначения Softnet для компьютерных программ на том основании, что оба слова, составляющие обозначение, представляют собой общепринятые термины, используемые в компьютерной технике.

    Примером обозначения, состоящего из общепринятых терминов, которые приобрели различительную способность в результате их длительного использования, является наименование фирмы General Electric, зарегистрированное в качестве товарного знака. Оба слова этого обозначения являются общепринятыми в англоязычных странах для отрасли электричества. Однако сегодня они прочно ассоциируются в сознании потребителей с конкретным производителем.

  3. Характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место, способ производства или сбыта; эти обозначения могут быть включены в товарный знак как неохраняемые элементы, если они не занимают в нем доминирующего положения, кроме того, это положение не применяется в отношении обозначений, которые приобрели различительную способность в результате их использования.

    К таким обозначениям относятся, в частности,

    • простые наименования товаров, например, "хлеб", "вода", "мука", "краска" и т.п.;
    • обозначения категории качества товаров, например, "лучший", "супер", "люкс" и т.п.;
    • указание свойств товаров (в том числе носящие хвалебный характер), например, "точный", "надежный", "прочный", "долговечный", "натуральный" и т.п.;
    • указания материала или состава сырья;
    • указания веса, объема, цены товаров;
    • указание даты производства товаров;
    • данные по истории создания производства;
    • видовые наименования предприятий, например, "завод", "кооператив", "АЭС" и др.;
    • адреса изготовителей товаров и посреднических фирм;
    • обозначения, состоящие частично или полностью из географических названий, которые могут быть восприняты как указания на место нахождения изготовителя товара. Это более сложный случай, поэтому коснемся его чуть подробнее. Здесь возможно несколько вариантов.

      1. Заявленное географическое название не воспринимается потребителем, как указание на место производства или сбыта товара и нахождения производителя в отношении товаров указанных заявителем. Такие обозначения могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков. Например: "Полюс" - для холодильников, "Килиманджаро" - для дома моделей, "Баунти" - для кондитерских изделий, "Меридиан" - для турагентства и т.п.;

      2. Заявленное географическое название может восприниматься потребителем, как указание на место производства или сбыта товара и нахождения производителя в отношении товаров указанных заявителем. Здесь возможны два варианта:

          а) географическое название заявлено для товаров, характеристики которых связаны с географическим происхождением, например: минеральная вода "Боржоми", "Есентуки". "Кургазак", "Карловарская" - такие обозначения не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков в связи с тем, что такое географическое название должно быть свободным для использования разными производителями, изготавливающими товары, свойства которых связаны с географическим местом. Подобные названия регистрируются в качестве отдельного средства индивидуализации: наименования места происхождения товара, которое мы рассмотрим позднее;

          б) географическое название заявлено для товаров, характеристики которых не связаны с географическим происхождением. В этом случае географическое название указывает только на место производства или сбыта товара и нахождения изготовителя. Здесь также возможны два условных варианта:

          • географическое название является известным и может быть воспринято, как место нахождения производителя. Таким обозначениям не предоставляется охрана в качестве товарных знаков в силу причин, указанных в п. 2-а. Однако, если заявитель представит доказательства, подтверждающие, что заявленное географическое название воспринималось потребителем до даты подачи заявки как товарный знак производителя, то заявленному обозначению может быть предоставлена правовая охрана. Примером такого обозначения может служить товарный знак "Москва", зарегистрированный для общественно-политического журнала;

          • географическое название является малоизвестным и вряд ли будет воспринято как место нахождения производителя, при этом сведения или информация о таком географическом объекте содержится только в редких специальных изданиях. В этом случае географическое название может быть зарегистрировано в качестве товарного знака. Например, обозначение "Мутовки" в отношении деревянной посуды.

  4. Представляющих собой форму товаров, которая определяется исключительно или главным образом свойством либо назначением товаров; эти обозначения могут быть включены в товарный знак как неохраняемые элементы, если они не занимают в нем доминирующего положения, кроме того, это положение не применяется в отношении обозначений, которые приобрели различительную способность в результате их использования.

    При определении возможности предоставления правовой охраны для объемных товарных знаков применяют правило: если форма обозначения определяется исключительно или главным образом функциональностью, является традиционной и безальтернативной для изделий такого же назначения - обозначение не может быть признано охраноспособным. Так, не будет зарегистрирована в качестве товарного знака традиционная форма бутылки, традиционная форма книги, конверта, как форма не обладающая различительной способностью. Не может быть зарегистрирована в качестве товарного знака традиционная форма гайки, болта и т.п., поскольку эта форма обусловлена исключительно функциональностью этих изделий.

    Еще раз повторим, что перечисленные выше обозначения могут быть включены как неохраняемые элементы в товарный знак, если они не занимают в нем доминирующего положения. Кроме того, могут быть зарегистрированы перечисленные выше обозначения, если они приобрели различительную способность в результате их использования (если, конечно, Вам удастся убедить в этом экспертизу).

    В следующей рассылке...

    В следующей рассылке мы продолжим рассмотрение абсолютных оснований для отказа в регистрации обозначений в качестве товарных знаков.

    Желаю успехов!
    Валентина Березина - berezina@trizland.ru;
    Trizland.ru


    http://subscribe.ru/
    E-mail: ask@subscribe.ru
    Отписаться
    Убрать рекламу

    В избранное