Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Что такое интеллектуальная собственность? Выпуск 15


Информационный Канал Subscribe.Ru

Что такое интеллектуальная собственность?
Выпуск 15 | Февраль 2003 г. | http://www.trizland.ru/
О том, как превратить знания и опыт в свой интеллектуальный капитал, как правильно оформлять, использовать и защищать интеллектуальную собственность на рынке.

Ведущий рассылки: Валентина Березина, патентный повереный РФ, Рег. N637
Периодичность: 1 раз в неделю
Рассылка сайта: http://www.trizland.ru/
Архив рассылок и управление подпиской: www.trizland.ru/lists.php

К читателям рассылки

Здравствуйте, уважаемые читатели рассылки!

Данный выпуск рассылки содержит изображения, которые в силу ограничений рассылочных служб не могут быть включены в тело письма. Для того, чтобы чтение рассылки было наиболее комфортным, вам необходимо подключиться к интернет и перезагрузить данное письмо либо воспользоваться ссылками расположенными под каждым из изображений для загрузки его из сети.

Выпуск рассылки также доступен для чтения на сайте Trizland.ru в разделе "Архив рассылок" (http://www.trizland.ru/archive.php).

Объекты промышленной собственности. Товарный знак: абсолютные основания для отказа в регистрации (продолжение)

В предыдущей рассылке мы познакомились с некоторыми абсолютными основаниями для отказа в регистрации товарного знака.

Определение "абсолютные", указывают на то обстоятельство, что эти основания для отказа в регистрации обозначений в качестве товарных знаков предполагают полное отсутствие различительной способности у обозначений, что не позволит им выполнять функции товарных знаков. Избежать отказа в регистрации по этим основаниям практически невозможно, хотя здесь, как и везде, есть свои исключения.

Повторим рассмотренные в прошлой рассылке абсолютные основания (в определении новой редакции Закона "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров") и приведем конкретные примеры.

Не допускается регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью или состоящих только из элементов:

  1. вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида;

  2. являющихся общепринятыми символами и терминами;

  3. характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место, способ производства или сбыта;

  4. представляющих собой форму товаров, которая определяется исключительно или главным образом свойством либо назначением товаров.

    Перечисленные в п. п. 1 - 4 обозначения могут быть включены в товарный знак как неохраняемые элементы, если они не занимают в нем доминирующего положения, кроме того, эти положения не применяются в отношении обозначений, которые приобрели различительную способность в результате их использования. Обязанность доказывания этого факта лежит на заявителе.

    Продолжим рассмотрение абсолютных оснований для отказа в регистрации обозначений в качестве товарных знаков.

  5. В соответствии с международным договором РФ не допускается регистрация в качестве товарных знаков обозначений, состоящих только из элементов, представляющих собой:

    • государственные гербы, флаги и другие государственные эмблемы, или сходные с ними до степени смешения обозначения;

    • сокращенные или полные наименования международных межправительственных организаций, их гербы, флаги и другие эмблемы, или сходные с ними до степени смешения обозначения;

    • официальные контрольные, гарантийные и пробирные клейма, или сходные с ними до степени смешения обозначения;

    • печати, награды и другие знаки отличия, или сходные с ними до степени смешения обозначения.

      Такие элементы могут быть включены как неохраняемые элементы в товарный знак, если на это имеется согласие соответствующего компетентного органа.

    Эта норма Закона относится к использованию в товарном знаке точных копий гербов и иных эмблем. Практика показывает, что можно ввести в состав товарного знака герб, близкий по форме государственному Гербу РФ, но, тем не менее, имеющий существенные отличия (не всегда заметные для неискушенного потребителя). Тем более практика допускает к регистрации в качестве товарных знаков стилизации как герба в целом, так и его фрагментов.

    Сравним цветное и черно-белое изображения Герба РФ, взятые из официального источника и зарегистрированные товарные знаки или их фрагменты, взятые из БД ФИПС Роспатента (Федеральный институт промышленной собственности), содержащие изображения, напоминающие Герб РФ.

    Загрузить с Trizland.ru
    Загрузить с Trizland.ru

     
    Загрузить с Trizland.ru
    Загрузить с Trizland.ru

    Несмотря на соблазн использования в товарном знаке известных официальных символов и эмблем, заметим, что ни один из всемирно известных товарных знаков не содержит подобных обозначений.

    К этому можно еще добавить, что незаконные действия по отношению к Государственному гербу РФ и другим символам РФ влечет административную ответственность по ст. 17.10 КоАП (наложение штрафа в размере 3-5 МРОТ на граждан или 5-10 МРОТ на должностных лиц).

  6. Не допускается регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы:

    • являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя;

    • противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали.

    В соответствии с нормативными документами Роспатента к ложным и способным ввести в заблуждение относятся, в частности, обозначения, порождающие в сознании потребителя представление об определенном качестве товара, его изготовителе или месте происхождения, которое не соответствует действительности.

    Так, может быть отказано в регистрации в качестве товарного знака обозначения, в котором изображены вымышленные награды, неправильно указаны год создания фирмы или иные сведения о товаре или производителе, место происхождения товара и т.п. Например, обозначение, содержащее словесный элемент "золото" не может быть зарегистрирован для бижутерии, но может быть зарегистрирован как фантазийное обозначение, например, для конфет, шоколада. Обозначение, содержащее элемент "Сделано в Италии", не может быть зарегистрировано для российского или любого другого производителя, кроме итальянского. Швейцарской фирме было отказано в регистрации объемного товарного знака, изображающего флакон для одеколона в виде силуэта Эйфелевой башни, поскольку это обозначение способно создать у потребителя ложное представление о месте производства товара: потребитель может вообразить, что этот одеколон изготовлен во Франции (Париже), в то время, как он произведен в Швейцарии. Аналогично, производителю вин из Германии было отказано в регистрации в РФ названий "Киндзмараули" и "Хванчкара".

    В отношении обозначений, противоречащих общественным интересам, принципам гуманности и морали, можно сказать, что оценка обозначений с этой точки зрения связана с общепринятыми мировыми стандартами морали, а также национальными традициями и культурой.

    Так, например, "в России права на христианскую атрибутику принадлежат Русской православной церкви, и в последнее время она стала этим активно пользоваться. С этого года она будет, например, проводить экспертизу регистрации товарных знаков "Роспатентом" на предмет возможного оскорбления чувств верующих". ("Ведомости" 2.03.2001г.)

    В августе 2001 года в Швейцарии был зарегистрирован товарный знак "Бен Ладен" на имя швейцарской компании, которой владел брат известного сегодня организатора терактов 11 сентября 2001 года в США. После произошедших в США событий патентное ведомство Швейцарии посчитало правильным воспользоваться в отношении марки "Бен Ладен" статьей законодательства, позволяющей снимать защиту с торговых марок, названия которых противоречат "моральным принципам". Знак был аннулирован. ("Вести.Ru" 18.07.2002 16:43).

    Год назад компания Bosch Siemens Hausgeraete (BSH), совместное предприятие Bosch и Siemens по выпуску товаров народного потребления, обратилась в американское патентное бюро с просьбой разрешить использовать название Zyklon для целого ряда товаров, в том числе и кухонных печей. Представители еврейских общественных организаций осудили этот шаг Bosch Siemens Hausgeraete (BSH). Они напомнили, что во Вторую мировую Siemens использовал рабский труд остарбайтеров. Siemens отказалась от планов зарегистрировать торговую марку Zyklon из-за моральных соображений. Почти так же - Zyklon B - назывался газ, который использовали в нацистских концлагерях. (Новости Би-Би-Си 5.05.2002г.)

В следующей рассылке...

В следующей рассылке мы продолжим рассмотрение абсолютных оснований для отказа в регистрации обозначений в качестве товарных знаков.

Желаю успехов!
Валентина Березина - berezina@trizland.ru;
Trizland.ru



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное