Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Что такое интеллектуальная собственность? Выпуск 16


Информационный Канал Subscribe.Ru

Что такое интеллектуальная собственность?
Выпуск 16 | Февраль 2003 г. | http://www.trizland.ru/
О том, как превратить знания и опыт в свой интеллектуальный капитал, как правильно оформлять, использовать и защищать интеллектуальную собственность на рынке.

Ведущий рассылки: Валентина Березина, патентный повереный РФ, Рег. N637
Периодичность: 1 раз в неделю
Рассылка сайта: http://www.trizland.ru/
Архив рассылок и управление подпиской: www.trizland.ru/lists.php

Объекты промышленной собственности. Товарный знак: абсолютные основания для отказа в регистрации, продолжение.

Здравствуйте, уважаемые читатели рассылки!

В двух предыдущих рассылках мы познакомились с некоторыми абсолютными основаниями для отказа в регистрации товарного знака.

Определение "абсолютные", указывают на то обстоятельство, что эти основания для отказа в регистрации обозначений в качестве товарных знаков предполагают полное отсутствие различительной способности у обозначений, что не позволит им выполнять функции товарных знаков. Избежать отказа в регистрации по этим основаниям практически невозможно, хотя здесь, как и везде, есть свои исключения.

Повторим рассмотренные ранее абсолютные основания в определении новой редакции Закона "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров".

Не допускается регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью или состоящих только из элементов:

  1. вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида;

  2. являющихся общепринятыми символами и терминами;

  3. характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место, способ производства или сбыта;

  4. представляющих собой форму товаров, которая определяется исключительно или главным образом свойством либо назначением товаров.

    Перечисленные в п.п. 1 - 4 обозначения могут быть включены в товарный знак как неохраняемые элементы, если они не занимают в нем доминирующего положения, кроме того, эти положения не применяются в отношении обозначений, которые приобрели различительную способность в результате их использования. Обязанность доказывания этого факта лежит на заявителе.

  5. В соответствии с международным договором РФ не допускается регистрация в качестве товарных знаков обозначений, состоящих только из элементов, представляющих собой государственные гербы, флаги и другие государственные эмблемы, или сходные с ними до степени смешения обозначения; сокращенные или полные наименования международных межправительственных организаций, их гербы, флаги и другие эмблемы, или сходные с ними до степени смешения обозначения; официальные контрольные, гарантийные и пробирные клейма, или сходные с ними до степени смешения обозначения; печати, награды и другие знаки отличия, или сходные с ними до степени смешения обозначения.

    Такие элементы могут быть включены как неохраняемые элементы в товарный знак, если на это имеется согласие соответствующего компетентного органа.

  6. Не допускается регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя; противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали.

    Продолжим и закончим сегодня рассмотрение абсолютных оснований для отказа в регистрации обозначений в качестве товарных знаков.

  7. Не допускается регистрация в качестве товарных знаков обозначений, тождественных или сходных до степени смешения

    • с официальными наименованиями и изображениями особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации либо объектов всемирного культурного или природного наследия, а также

    • с изображениями культурных ценностей, хранящихся в коллекциях, собраниях и фондах, если такая регистрация испрашивается на имя лиц, не являющихся их собственниками (владельцами) и не имеющих согласия собственников или лиц, уполномоченных на это собственниками, на регистрацию таких обозначений в качестве товарных знаков.

    В отношении объектов, перечисленных в первой части данного пункта, можно сказать, что действующее законодательство РФ не имеет четкого определения, какие именно объекты имеются ввиду. При необходимости использования объектов культурного наследия в качестве товарных знаком юристы предлагают учитывать нормы следующих правовых документов:

    • Указ Президента РФ N 403 от 21.03.1996 г. "О государственном геральдическом регистре";

    • Положение о Государственном геральдическом регистре Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ N 403 от 21.03.1996 г.;

    • Федеральный закон № 5351-1 от 9.07.93 "Об авторском праве и смежных правах" (с изменениями, внесенными ФЗ N 110-ФЗ от 19.07.95);

    • Федеральный закон N 73-ФЗ от 25.06.2002 г. "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации";

    • Федеральный закон N 54-ФЗ от 26.05.1996 г. "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации";

    • Федеральный закон от 09.10.1992 г. N 3612-1 "Основы законодательства о культуре".

    В связи с неурегулированностью данного вопроса на общегосударственном уровне заинтересованные государственные и иные структуры принимают собственные меры по защите указанных объектов: в Уставе Санкт-Петербурга перечислены исторические символы Санкт-Петербурга, В Москве в 2001 году мэр Ю.Лужков подписал распоряжение "О порядке использования московской городской символики". Но для подкрепления своих прав правовладельцы на исторические и культурные объекты стали регистрировать их в качестве товарных знаков по всем классам товаров и услуг, т.е. включая в сферу действия товарного знака все существующие товары и услуги. Так, Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль" и Управление охраны Московского Кремля подали заявки на регистрацию изображений и наименований символов Кремля в качестве товарных знаков. Городская администрация Санкт-Петербурга к празднованию 300-летия города специально для управления товарными знаками - символами города (кораблик на шпиле Адмиралтейства, Медный всадник и ангел на шпиле Петропавловского собора) создала ГУП "Дирекция юбилейных торжеств". В предыдущей рассылке уже упоминалось о том, что церковь тоже предпринимает действия по регистрации в качестве товарных знаков христианской атрибутики.

  8. В соответствии с международным договором Российской Федерации не допускается регистрация в Российской Федерации в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы,

    • которые охраняются в одном из государств - участников указанного международного договора в качестве обозначений, идентифицирующих вина или спиртные напитки как происходящие с его территории (производимые в границах географического объекта этого государства) и имеющие особое качество, репутацию или другие характеристики, которые главным образом определяются их происхождением, если товарный знак предназначен для обозначения вин или спиртных напитков, не происходящих с территории данного географического объекта.

      Эта норма появилась в Законе РФ только в конце прошлого 2002 года. Ее появление связано с особым экономическим значением, которое имеет производство и реализация известных спиртных напитков, свойства которых связаны с географическим местом их происхождения. Такие названия как французские "Cognac" (коньяк), "Champagne" (шампанское), "Cahors" (кагор), испанское "Jerez" (херес), русское "Водка" по сути, являются национальным богатством и государства пытаются защищать его.

      После появления этой нормы в СМИ прошла серия публикаций на тему "В России больше не будет коньяка и шампанского", речь идет не о напитках, а о названиях. Наверное, в будущем это действительно произойдет. И это будет правильно. Но одновременно и зарубежные фирмы не смогут пользоваться нашими обозначениями "Водка", "Столичная", "Московская", "Кремлевская", Донская" и др. Мы и сегодня придерживаемся принципов взаимности в отношении наименований спиртных напитков. Во Франции, например, охрана названий вин и спиртных напитков регулируются особыми правительственными декретами. В отношении русских наименований декретов нет. Соответственно, мы также не охраняем французские названия на территории России и продолжаем выпускать свои коньяки и "Советское шампанское". За пределы Росси эти напитки не выходят.

      Таким образом, эта норма начнет работать только после заключения соответствующих международных договоров.

Итак, мы закончили рассмотрение абсолютных оснований для отказа в регистрации обозначений в качестве товарных знаков, которым посвятили три последние рассылки. Знание и понимание этих законодательных норм необходимо при создании элементов фирменного стиля или рекламы, которые в последствии будут регистрироваться в качестве товарных знаков, а также для защиты собственных уже зарегистрированных товарных знаков, в том числе за рубежом. По абсолютным основания товарный знак может быть оспорен и признан недействительным в течение всего срока действия. Возражение в этом случае может подать в патентное ведомство любой человек, а не только прямо заинтересованное лицо.

В следующей рассылке...

При регистрации товарного знака за рубежом надо иметь в виду, что во многих странах и регионах, например, в Германии, Великобритании, Бельгии, Нидерландах, Люксембурге, Евросоюзе и др., экспертиза проводится только по абсолютным основаниям, после чего заявленное обозначение публикуется в официальном бюллетене. Любые лица могут подать возражение против регистрации опубликованного обозначения. В России экспертиза проводится как по абсолютным основаниям, так и по иным основаниям, с которыми мы познакомимся в следующей рассылке.



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное