Консалтинговое бюро "Протеко" продолжает цикл публикаций по управлению персоналом в формате "вопрос-ответ". Идея создания рассылки возникла после того, как мы в своей консалтинговой и тренинговой практике столкнулись с тем, что кадровые проблемы разных
предприятий во многом похожи друг на друга. Перенос позитивного опыта решения кадровых задач может стать полезным для членов HR-сообщества.
Мы приглашаем Вас к активной профессиональной дискуссии. Присылайте свои вопросы на адреса mail@hrtest.ru, victorina-pro@rambler.ru, и мы постараемся рассмотреть их в ближайших выпусках.
Вопрос.
Добрый день! Я работаю HR-менеджером в сети ресторанов. В нашей компании очень высокая текучесть кадров. Но я не могу оценить этот показатель количественно. Какие существуют формулы расчета? И какой показатель можно считать нормальным?
Ответ.
Текучесть кадров характеризуется количеством работников, уволившихся по собственному желанию и/или уволенных по инициативе администрации (например, за прогул и другие нарушения трудовой дисциплины). Отношение этого количества к среднесписочному числу работников позволяет определить ее относительный уровень. Как правило, он исчисляется в процентах за год (хотя возможны расчеты и по другим периодам времени). Упрощенно для компаний с отсутствием ярко
выраженной сезонности среднесписочную численность персонала можно рассчитать как сумму численности персонала на начало и конец отчетного периода, деленную пополам.
Этот показатель в некоторых компаниях трактуется по-своему. К текучести персонала относят уход сотрудников только по собственному желанию (так называемая «активная» текучесть), а увольнения по инициативе администрации (такназываемая «пассивная» текучесть) рассматриваются как «увольнение».
Обратите, пожалуйста, внимание на то, что при расчете текучести персонала имеются в виду реальные основания увольнения, а не записи в трудовой книжке.
Важно, чтобы на предприятии сохранилась способность управлять изменениями в кадровом составе и не выходить за пределы планируемой текучести. Так, например, во многих отечественных производственных компаниях «нормальной» считается ежегодная текучесть персонала в пределах 7-10%. Для предприятий розничной торговли, страховых компаний, предприятий общественного питания «нормальной» может считаться текучесть до 30%.
Определяя «свой», нормативный уровень текучести, полезно учитывать множество факторов, использовать при анализе статистику по текучести персонала своего предприятия, ориентироваться на аналогичные показатели других компаний (той же или близкой отраслевой специфики,расположенных в том же или близком регионе и т.д.).
Вопрос.
Здравствуйте! Объясните, пожалуйста, как выглядит технология оценки по методу «Таинственный покупатель». В нашей компании планируется ее внедрение.
Ответ.
Mystery Shopping («Таинственный Покупатель») – один из методов оценки, который предполагает использование предварительно подготовленных потребителей (как правило, независимых специалистов) или профессиональный персонал, прошедший специальную подготовку, для анонимной оценки бизнеса и работы персонала, используя заранее составленную оценочную форму. Оценка может использовать физический визит, телефон или Интернет. Часто этот метод применяют в розничных сетях, ресторанном
бизнесе, call-центрах, банковских и страховых компаниях и т.д.
В общем виде, технология оценки по этому методу выглядит следующим образом:
Этап 1. Постановка целей.
Этап 2. Составление легенд таинственных покупателей.
Этап 3. Разработка бланков оценки.
Этап 4. Подбор таинственных покупателей.
Этап 5. Обучение таинственных покупателей.
Этап 6. Проведение оценки и заполнение анкет.
Этап 7. Интервью с таинственными покупателями.
Этап 8. Обработка результатов оценки и формулирование выводов.
Наиболее важное условие эффективной оценки по данному методу – наличие формализованных регламентов работы персонала (как правильно обслужить покупателя, как правильно отвечать по телефону, как правильно вести себя в торговом зале или за стойкой администратора и т.д.).