Пионер индексации Vanguard Group может стать последней надеждой тех, кто занимается выбором акций. Недавно компания представила активно управляемые ETFs с комиссиями, сопоставимыми с комиссиями смарт-бета фондов.
Инвесторы все чаще передоверяют свой выбор акций компьютерам. Так называемые смарт-бета ETFs отслеживают индексы, которые повторяют традиционные стили активного управления, такие как стоимость (value), качество (quality) и импульс (momentum). В период с 2015 по 2017 гг. инвесторы вложили $184 млрд. в смарт-бета ETFs, при этом из взаимных фондов было выведено $308 млрд., согласно данным, собранным Bloomberg Intelligence.
Это не удивительно. Смарт-бета ETFs дешевле, и инвесторы скептически относятся к тому, что те, кто выбирает акции, смогут опередить алгоритмы на величину, превышающую разницу в издержках. По данным Morningstar Inc., средний коэффициент расходов для смарт-бета ETFs составляет 0,47% в год, тогда как средневзвешенный по размеру активов коэффициент расходов - с учетом размера ETFs - всего 0,26%. Сравните эти цифры с 1,13% и 0,7% соответственно для активно управляемых взаимных фондов.
Vanguard, однако, смешивает все карты. Недавно они запустили активно управляемые ETFs с издержками, сопоставимыми с тарифами смарт-бета-фондов. U.S. Value Factor ETF от Vanguard, к примеру, взимает 0,13% в год, в сравнении с 0,06% smart beta Value ETF от Vanguard. Это очень важно, поскольку тем, кто выбирает акции в состав U.S. Value Factor ETF, не приходится сталкиваться с проблемами конкуренции.
Но это еще не означает, что фонды взаимозаменяемы. Хотя оба они являются фондами стоимости (value), U.S. Value Factor ETF дает инвесторам большую экспозицию на стоимость, чем smart beta Value ETF. И в этом важное отличие.
Один из способов оценить приверженность фонда конкретному стилю, или фактору – это посмотреть на акции, которые он держит. Bloomberg ранжирует акции на основе различных факторов. Например, стоимость (value) оценивается по такому показателю, как отношение цены к балансовому капиталу, а рост (growth) использует такой показатель, как рост прибыли. Акции ранжируются по шкале от -3 до +3 для каждого фактора. Показатель стоимости (value) на уровне 1 означает, что акция дешевле, чем примерно 84% акций — или,
говоря техническим языком, на 1 стандартное отклонения дешевле, чем акции в среднем.