Я уже писал, что издательство «Альпина Паблишер» недавно выпустило в свет сразу несколько хороших книг об инвестициях. Об одной из них – книге Уильяма Бернстайна «Манифест инвестора». - мы уже поговорили. Пришло время поговорить о второй книге.
Это книга Джона Богла «Не верьте цифрам! Размышления о заблуждениях инвесторов, капитализме, "взаимных" фондах, индексном инвестировании, предпринимательстве, идеализме и героях».
Если большинство авторов книг известно благодаря своим книгам, то в случае с Джоном Боглом это не так. В гораздо большей степени он известен не тем, что написал, а тем, что сделал. А он, ни много ни мало, совершил революцию в мире коллективных инвестиций.
В 1970-е годы компания Vanguard под управлением Джона Богла создала индексный фонд Vanguard 500, который первым отказался от управляющих и построил свою работу на отслеживании биржевых индексов. Как следствие, фонд имел очень низкую стоимость управления.
Далее сюжет развивался классическим образом.
Сначала над идеями Богла смеялись. Как же так, управляющий добровольно отказывается от попыток обыграть рынок, да еще и сам рубит сук своему бизнесу, снижая комиссию за управление?
Однако уже через несколько лет стало ясно, что результаты фонда опережают результаты подавляющего большинства конкурентов. После этого в индексные фонды рекою потекли деньги новых клиентов.
Еще через несколько лет его действия начали пытаться копировать, но к этому времени Vanguard Group уже была на лидирующих позициях на рынке коллективных инвестиций. Сейчас под ее управлением находится свыше двух триллионов долларов в семействе из более сотни фондов.
В 1999 году журнал Fortune назвал Джона Богла одним из четырех гигантов инвестирования XX века. В 2004 году Time включила его в сотню самых влиятельных людей мира.
Выведя Vanguard на второе место в мире по объемам привлеченных средств, Богл на практике доказал справедливость тезиса о том, что инвестиционные компании могут зарабатывать не НА клиентах, а ВМЕСТЕ с клиентами, и что можно поступать с клиентами честно, и при этом приводить свой бизнес к процветанию.
На этом пути Джону Боглу очень часто приходилось открыто (в том числе через СМИ) дискутировать с конкурентами и раскрывать глаза их клиентам на истинные методы работы инвестиционных и брокерских компаний. За это он получил от коллег саркастическую кличку «Святой Джек», а от инвесторов – неофициальный титул «Совесть Уолл-Стрит»
В одном из интервью пару лет назад его спросили, задевает ли его тот факт, что в последние годы его почти не приглашают на отраслевые мероприятия. Ни в малейшей степени, ответил Богл. По его словам, если бы в финансовом секторе кто-то провел опрос относительно самой непопулярной личности, он не только, наверняка, одержал бы победу, но и с трудом смог бы назвать кандидата на вторую позицию. С другой стороны, – и в этом причина его равнодушия к неприязни со стороны финансовой элиты, - если бы среди
инвесторов был проведен опрос о том, кто является наиболее популярным представителем финансового бизнеса, он совершенно убежден, что получил бы большинство голосов, и опять не знает, кто мог бы стать вторым. (цитата отсюда)
Пожалуй, приведу еще одну любопытную деталь из биографии Джона Богла. Свыше 15 лет назад он перенес операцию по пересадке сердца. Хотя это и заставило его отойти от непосредственного управления Vanguard Group, Богл в 80-летнем возрасте продолжает активно влиять на индустрию инвестиционных фондов, выпуская новые книги и статьи, и раздавая интервью средствам массовой информации.
На русский язык переведено несколько книг Джона Богла.
Во-первых толстая синяя книга «Взаимные фонды с точки зрения здравого смысла. Новые императивы для разумного инвестора». Крайне полезная книга, однако издана она была издана «Альпиной» аж в 2002 году, и найти ее сейчас в магазинах невозможно. Мне самому ее много лет назад прислали со склада откуда-то из глубинки, где она каким-то чудом уцелела. Кстати, намекаю издательствам: с тех пор в США вышло обновленное издание
книги, со свежими данными.
В-третьих, Издательство Института Гайдара выпустило книгу «Битва за душу капитализма». Я ее прочитал, но эта книга скорее философская, чем прикладная, и рецепты дает скорее на уровне государства и общества, чем на уровне частного инвестора, поэтому я не стал акцентировать на ней свое внимание.
Пусть вас не удивляет столь длинное название, которое обещает вам рассказать сразу о заблуждениях и капитализме, о взаимных фондах и предпринимательстве, об идеализме и героях, о королях и капусте. Дело в том, что эта книга представляет собой сборник эссе Богла на, действительно, довольно разные темы. Как ни странно, все эти темы и вправду органично объединились под общим названием, которое в оригинале звучит как «Don't Count on It!», и использует игру слов, пропадающую в русском переводе.
С английского это переводится не столько как «Не верьте цифрам!», сколько как «Не рассчитывайте на это!», или «Даже не надейтесь на это!». И этот смысл оказывается куда шире разговора про «цифры».
Если бы меня попросили кратко сказать, о чем эта книга, я бы, пожалуй, сказал, что это книга об адекватности мышления и принятия решений в финансово-инвестиционной сфере и в бизнесе. А также о том, как эта адекватность очень часто пропадает в современном мире. Об обмане и самообмане. Об устоявшихся мифах и их развенчивании.
Вот цитата из книги, которая, пожалуй, дает некоторое представление, о чем она:
Финансовая система отражает возрастающую сложность нашего общества и в то же время вносит свой вкла в ее увеличение. Как научила нас недавняя финансовая история, сложность порождает обман. Я молюсь о том, чтобы мои усилия, мой крестовый поход (если моя карьера заслуживает столь громкого определения) помогли индустрии финансовых услуг переосмыслить свои ценности и наконец повернуться лицом к растущей массе миллионов инвесторов по всему миру. Если мы это сделаем, то, как писал Вергилий, «через различные
превратности и через столько моментов грозной опасности мы проложим наш путь...» Джон Богл, «Не верьте цифрам!»
В ближайшее время я, с разрешения издательства, опубликую на своих ресурсах несколько небольших отрывков из книги, чтобы вы могли составить представление о ее содержании и стиле.
Вместе с тем, я рекомендую уже сейчас заказывать и покупать книгу. Тираж там – 1500 экз., так что разлететься может довольно быстро.