Мы уже сделали достаточно выпусков в этой новой для нас рассылке и вдруг поняли (из некоторых комментариев к этим выпускам в социальных сетях), что под экспортом разные люди иногда понимают совершенно разные вещи. Поэтому, в преддверие нашей предстоящей экспортной конференции "Доходные способы выхода на экспорт", мы решили сделать небольшой ликбез по экспорту (ликбез — это сокращение от ликвидации безграмотности, программы,
которая была запущена партией в 20-30-е годы прошлого столетия). Поэтому сегодня немного теории, а в следующем выпуске — опять про практику :)
Мария Кусакина
BusinessForward
______________________________________
Небольшой ликбез по экспорту
Экспорт - это неотъемлемая часть любой экономики, так как натуральное хозяйство с его полным самообеспечением (да и то, назвать его полным можно с большой натяжкой) осталось в далеких феодальных временах. Под чистым экспортом понимается превышение экспорта потребительских благ над импортом, и, конечно же, большинство стран стремятся, чтобы их экспорт преобладал над импортом. Однако само собой разумеется, что в мировом масштабе сумма превышений экспорта над
импортом у одних стран равна сумме превышений импорта над экспортом у других.
Такое стремление, прежде всего, объясняется желанием стран не увеличивать внешний долг: если чистый экспорт имеет положительное значение, то эта страна становится кредитором относительно других стран, если же отрицательный - у этой страны возникает внешний долг.
Понятно, что у одной отдельно взятой страны преобладание чистого экспорта или импорта в долгосрочном периоде в принципе невозможно, так как никто не решится продолжительное время непрерывно торговать в долг. Использование при этом золотых резервов следует рассматривать как бартерный обмен, что равнозначно продаже золота как товара на экспорт.
Чистый экспорт возникает в условиях успешной конкуренции данной страны на внешних рынках и, естественно, сопровождается некоторым расширением рынков сбыта благ производственного и личного потребления (иногда за счёт демпинговых цен), что связано с дополнительными чистыми инвестиционными благами.
При отрицательном же чистом экспорте (превышении импорта над экспортом), возникшем впервые, на внутренний рынок в данном периоде поступает дополнительный объём потребительских благ, на приобретение которых сфера потребления расходует часть своего дохода. И это значит, что только оставшаяся часть её дохода будет израсходована на весь объём произведенных за этот период потребительских благ в собственной производственной сфере (и полностью оплаченных сфере потребления), что в итоге приводит к
дефляции.
Само слово «экспорт» происходит от латинского «exporto», что в дословном переводе обозначает «отправлять товары и услуги из порта страны». Иными словами под экспортом понимается вывоз за границу товаров, технологий, услуг, проданных иностранному покупателю или предназначенных на продажи на иностранном рынке. Экспорт является основным элементом торговой сферы: как правило, под словом «экспорт» имеется в виду возмездный вывоз, т.е. продажа с целью
получения валюты, расходуемой, в частности на импорт необходимых стране товаров и услуг. Эквивалентным понятием экспорта является импорт.
Основное правило, которое работает в экспорте, говорит о том, что чем «дешевле» рубль относительно других валют, тем выгоднее экспорт и тем невыгоднее импорт. Поэтому задача государства стоит в поддержании оптимального соотношения между ними, ориентируясь на экономическую ситуацию и потребности страны.
В зависимости от вида продукта, предназначенного для реализации на внешнем рынке, существует два вида экспорта: видимый и невидимый. Под «видимым экспортом» понимается вывоз из страны товаров, под «невидимым» - услуг. К «невидимому экспорту» относится заграничные инвестиции, туризм, страхование, консультационная поддержка зарубежных партнеров, патентно-лицензионная и другая деятельность, отличная от товарного экспорта.
Согласно международной внешней практики, товарный экспорт в свою очередь также подразделяется на несколько видов в зависимости от происхождения и назначения товаров:
- экспорт готовой продукции, полностью отвечающей требованиям покупателя;
- экспорт готовой продукции с предпродажной доработкой в стране покупателя;
- вывоз товаров (сырья или полуфабрикатов) для переработки за границей
под таможенным контролем с последующим возвратом;
- реэкспорт, под которым понимается вывоз из страны ранее импортированных в нее товаров для перепродажи их другим странам. Реэкспорт может осуществляться как в отношении товаров в неизменном виде, так и после их несущественной внешней обработки - очистки, сортировки, переупаковки. Чаще всего предметом реэкспорта является шесть, кожа, каучук, цветные металлы, пищевкусовые продукты и пр.;
- временный вывоз за границу с последующим возвратом отечественных товаров на выставки, ярмарки, аукционы и т.д.;
- вывоз иностранных товаров временно ввезенных на выставки, ярмарки, аукционы и т.д.;
- внутрифирменные поставки - вывоз продукции в порядке прямых производственных связей;
- вывоз продукции в порядке прямых производственных связей предприятий.
И несмотря на то, что появлении интернет-магазинов мелкорозничной торговли привело к значительному снижению значимости таможенных барьеров во многих странах в силу низкого уровня индивидуальной стоимости предлагаемых товаров, даже экспорт этих недорогих товаров подвержен правовым ограничениям, накладываемым страной экспорта.
Под экспортными ограничениями понимается ограничения на вывоз товаров в определенную страну правительством, причем ограничение может носить количественный или тотальный запрет. Такие ограничения могут накладываться в случаях:
- дефицита товаров на внутреннем рынке;
- необходимости антидемпинговых мер для защиты внутреннего рынка;
- правительственного бойкота страны;
- необходимости ограничить распространение военных или двойных технологий.
И если еще совсем недавно в нашей стране были в ходу ограничения 1 типа (например, на вывоз пшеницы) и 4 типа, то сейчас мы во всей красе именно правительственные санкции... или антисанкции.
И вот теперь стоит взглянуть на всю эту теорию и понять, какое место и в каком именно виде экспорта может занять ваш товар. Нет товара? Тогда ищем ниши для импортозамещения, развиваем производство, а там, глядишь, и до экспорта недалеко. Именно о таком случае поговорим в следующем выпуске.