Когда-то мы об этом много говорили на тренингах и о близком я уже писал: в коммерции, как и вообще в жизни, существуют темы, более или менее перспективные для общения. Например, в мои агентские годы двумя наиболее интересными темами были
программное обеспечение (компьютеры тогда только начинались) и путешествия, разговор о которых готов был поддержать даже отпетый домосед.
Наличие таких тем не означает подчинения раз и навсегда запрограммированному старту, каким, например, у англичан, является прелюдия о погоде. Просто на эти темы разговор с клиентом соскальзывал легко и складывался неплохо.
Недавно я познакомился с человеком, чьей доминантной темой общения с клиентами являются его торговые студии. Он действительно заочно учится бизнесу в каком-то институте. Клиенты это знают, по-доброму подначивают и ласково об этом шутят. Но главной и наиболее комфортной в разговорах с ним темой является мастерство личных продаж.
Клиенты рассказывают ему об интересных трюках, с которыми к ним приходили другие поставщики, они обсуждают эффективность тех или иных подходов, в шутку систематизируют приемы продаж, ему советуют новые книги и они вместе шалят на интернет-форумах, где обсуждается искусство продаж.
Цитирую:
– Я для клиентов – как сын полка. Каждый пытается меня чему-то научить, все что-то советуют...
Пожалуй, такой выбор контактного имиджа является и интересным, и очень полезным. Это пример человека, сумевшего создать вокруг себя образовательную среду, превращающую рутинную работу в увлекательное общение.