Советы бизнес-консультанта. Выпуск 392. Море, пальмы, управленческий учет
Советы бизнес-консультанта
Море, пальмы, управленческий учет…
Выпуск N392,
24.11.2016. Регулярно выходит с января'2007
Уважаемые читатели, добрый день!
Выпуск подготовлен Наталией Морозовой.
Наталия Морозова–
с 1994 работает финансовым директором и главным бухгалтером в крупной
экспортно-импортной компании. С 1999 – действующий член Института
профессиональных бухгалтеров РФ. Отстаивая интересы компании, выиграла
(самостоятельно, без помощи юристов) более90
дел в арбитражных судах г. Москвы. С 2007 года проводит бизнес–тренинги. С
2010 года проводит семинары, повышающие квалификацию главных бухгалтеров. С
2012 года проводит стратегические сессии для собственников бизнеса.
Почему-то работа идет всегда волнами. Сейчас у меня две основные темы, по которым я провожу стратегические сессии в компаниях: «Постановка управленческого учета» и «Налоговая безопасность».
Статью пишу в самолете: возвращаюсь из Перми, из компании, в которой помогала поставить управленческий учет (УУ). Настроение – отличное. Абсолютно очарована собственниками - они умные и очень светлые. К тому же понравилась и Пермь, с ее спокойными и доброжелательными жителями, и река Кама, и театр «У Моста», в котором посмотрела потрясающую «Панночку».
А вчера утром, готовясь к встрече и набрасывая тезисы, поняла, что никуда не деться, и что по факту я уже начала писать следующую книгу, которая будет посвящена принципам построения управленческого учета; в частности, в ней я надеюсь дать пошаговую инструкцию, как руководство к действию. И много примеров из практики.
Но, как показывает опыт, книга пишется года три, а тема очень важная и нужная собственникам прямо сейчас.
Я решила, что на бизнес-лагере "Эффективное управление финансами. Дагомыс - 2017" я посвящу постановке УУ два дня (подробную информацию и программу лагеря можно найти на сайте). Теоретические знания будут закреплены работой в группах. А, если, кто-то привезет свои данные, то сможет продумать, записать и обсудить со мной и другими участниками
этапы постановки УУ именно в своей компании.
Присоединяйтесь. Ведь участие в таких мероприятиях – это не только возможность интенсивного получения знаний по финансам, но и возможность общения с коллегами, обмена опытом решения различных задач, а порой и выстраивания дальнейших взаимовыгодных партнерских отношений. А уж дружеские возникают всегда :).
Этот десятый, юбилейный лагерь обещает быть замечательным. Приезжают собственники бизнеса от Кингисеппа до Благовещенска. Я лично знаю многих из будущих участников. Они круты невероятно. И я заранее радуюсь интересному общению.
Если решите присоединиться, то выгодно это сделать до понедельника , 28 ноября, (стоимость участия – 45 000 рублей за 6 дней обучения). Со вторника стоимость участия поднимается.
«Для тех руководителей, которые хотели бы, принимая управленческие решения, как можно чаще попадать в «десятку», финансовые инструменты - это то, что нужно. Ведь в этом случае, кроме личной интуиции, мнения коллег и подчиненных, мы используем еще и помощь объективных беспристрастных критериев.
Даже после первого знакомства с Наталией и получения от нее только части этих фин. инструментов, принятие эффективных управленческих решений в нашей компании упростилось в разы. Потому что финансовые инструменты, если так можно выразиться, переводят общение с языка эмоций на язык цифр, который однозначен и понятен практически для любого человека, и тогда решения не «продавливаются» авторитетом того или иного руководителя, а принимаются как бы сами собой при полном согласии и понимании
большинства коллектива. А это в свою очередь во много раз облегчает их дальнейшее сознательное, а значит успешное внедрение. Особенно это касается сложных, спорных ситуаций, когда нет однозначного для всех мнения. В нашем коллективе, с подачи исполнительного директора даже прижилось такое выражение: «Это не бухгалтерский термин»)). Теперь это выражение мы применяем тогда, когда кто-нибудь по старинке аргументирует свое мнение такими не однозначными понятиями как: «хорошо»,
«плохо», «много», «мало» и т.п.и означает оно как раз просьбу перевести свою аргументацию с этого языка эмоций на финансовый язык точных цифр.
А еще мне как собственнику хочется отметить следующее, что если для моих коллег-собственников, которые участвуют в оперативном управлении компанией, владение финансовыми инструментами значительно повышает эффективность этого управления, то для тех собственников, которые задумались отойти от оперативного руководства, финансовые инструменты - жизненная необходимость. Ведь если мы отходим от оперативного управления, наша непосредственная связь с бизнесом ослабевает, а без ее наличия наша интуиция
может нас и подвести в принятии тех или иных стратегических решений, а полагаться только на мнения управляющих тоже чревато. Как сказал один из участников нашего лагеря у Натальи, отойти от оперативного управления бизнесом – это все равно что из кабины пилота самолета пересесть в пассажирское отделение и полагаться исключительно на пилотов, что для меня как собственника, не приемлемо для дальнейшей спокойной жизни). Владение же финансовыми инструментами управления для собственника, переведя на авиа
язык - это умение летать по приборам, что крайне необходимо, когда мы уже не можем визуально определить расположение нашего самолета (бизнеса) и вовремя скорректировать его дальнейшее движение к намеченной цели.
P.S. Большое спасибо Наталии за передачу нам своего бесценного опыта.
Удачи в делах и счастья в жизни !!!
Команда собственников ГК «Экосервис».
В каждой российской компании на данный момент существует как минимум два вида финансового учета: налоговый и бухгалтерский.
Налоговый учет наиболее регламентирован и точен (все учитывается в рублях и копейках). Существуют четкие правила расчета налогов. Правила сии начертаны в настольной книге каждого российского главного бухгалтера – Налоговом кодексе Российской Федерации (НК РФ). А разъяснения даются Министерством финансов и налоговыми службами.
Ну и Высший Арбитражный суд (ВАС) РФ как последняя инстанция в вопросе толкования норм налогового законодательства.
Налоговый учет ведется для государства. Информация предоставляется в строго регламентированных отчетах (декларациях) в строго определенные сроки.
Понятно, что ошибаться в данном учете не хочется. Слишком велика цена вопроса: как минимум штрафы, пени, недоимки, как максимум – уголовная ответственность. Отвечает в организации (но не перед государством!) за правильное ведение налогового учета главный бухгалтер (этому непростому человеку и его роли в компании посвящена глава XII).
Бухгалтерский учет в организации также регламентирован и точен. Он ведется в соответствии с законом 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». В отличие от налогового учета в нем можно проявлять некое творчество, но реперные точки закреплены. Результатом бухгалтерского учета на предприятии становится внешняя финансовая отчетность (баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств и др.), которая, начиная с 1 января 2013 года, предоставляется раз в год (до 31 марта
следующего за отчетным года) в налоговую инспекцию и органы статистики.
Потребитель результатов бухгалтерского учета – государство. Но не только. Это и ваши потенциальные партнеры, и кредиторы с акционерами, ну и, конечно же, конкуренты.
С 2013 года внешняя финансовая отчетность предприятия является открытой. То есть любое заинтересованное лицо может ознакомиться с финансовыми результатами вашей компании.
Конечно же, и раньше данные из статистики «вытекали», но теперь открытость легализована.
Занимается ведением бухгалтерского учета главный бухгалтер, а отвечает за его правильность единолично руководитель (тоже новшество 2013 года).
А теперь давайте честно ответим, насколько внешняя финансовая отчетность соответствует действительному положению дел на вашем предприятии.
Так и вижу улыбки на лицах.
Поговорка «Есть ложь, наглая ложь и статистика» появилась не на пустом месте.
Но ведь где-то же должна быть правда?
Где-то же должно отражаться реальное финансовое положение компании? Должно.
Ведь должен же собственник понимать, куда движется его бизнес, что вообще с ним происходит? Должен.
Вот для этого-то и существует третий вид финансового учета – управленческий.
Управленческий учет (УУ) абсолютно достоверный. Он гибкий и создается под потребности каждой компании.
Он всегда индивидуален. Вы можете самостоятельно решить, какая точность вам нужна, какие показатели для вас наиболее важны, в какой валюте вы ведете УУ (это не налоговый и бухгалтерский учет, где обязательна валюта РФ, для себя можете вести хоть в швейцарских франках).
Главное в УУ – его достоверность и адекватность.
Как сказал один из участников моего лагеря на Угре в 2012 году: «УУ – это как приборная доска у автомобиля. Видно, с какой скоростью едешь, насколько бензина хватит, не пора ли масло менять...» Это очень образно и верно.
УУ – мощнейший инструмент для наведения и поддержания порядка в бизнесе, а также очень точный индикатор для отслеживания происходящих в нем (бизнесе) изменений.
Анализ данных УУ служит основой для принятия оперативных управленческих решений.
С помощью УУ можно увидеть реальные показатели компании (прибыль, рентабельность и т. д.) по каждому из направлений бизнеса, оценить ликвидность компании в целом. А главное, отслеживать динамику.
Например, прибыль в компании по одному из направлений бизнеса по сравнению с прошлым месяцем упала. Анализируем, из-за чего. Может быть, упали продажи (тогда это вопрос к менеджерам), а может быть, выросли закупочные цены, и тогда надо разбираться уже с этим вопросом. И решать, что делать: надо ли повышать отпускные цены (не заметили, что цены на рынке выросли), или ваш снабженец плохо работает, не находя оптимальных цен. Опять же сразу возникает вопрос «почему». Ленив – тогда можно
мотивировать, а если откаты берет – тогда гнать в шею. Возможны и другие причины.
Уменьшение прибыли возможно и из-за возрастания накладных (косвенных) расходов. Вы посмотрите, какие именно накладные расходы выросли, и проанализируете почему. А потом решите, что с этим делать.
История из практики. В компании как-то резко возросли расходы на хозтовары. Удивились. Разобрались. Оказалось, что после переезда бумажные полотенца и всякое подобное стали хранить в не запирающейся кладовке. Поставили замок. Расходы нормализовались.
Или при постановке учета в компании, занимающейся автоперевозками, появилась статья накладных расходов «Прочее». Это то, что дают водителю с собой в дорогу «на тот самый случай». И вот оказалось, что на одних и тех же маршрутах у всех водителей расходы более-менее одинаковые, а у одного в разы больше. Сразу возник вопрос: «Почему?»
Отличительной чертой УУ является то, что он включает в себя не только финансовый, но и оперативный учет.
Это и постановка задач, и контроль их выполнения, и учет чего-либо в натуральных величинах, а не в денежных (например, количество звонков, принятых каждым из секретарей за период, или оборачиваемость товара в днях).
На основе адекватного УУ можно вводить элементы планирования и бюджетирования.
Подводя итог, хочу сказать, что адекватный управленческий учет помогает эффективно управлять финансами и принимать правильные управленческие решения.
И здесь мы подходим к основной проблеме для ведения полноценного управленческого учета: для того чтобы иметь возможность успешно пользоваться им годами, управленческий учет надо один раз грамотно поставить и автоматизировать. А это требует ресурсов как интеллектуальных, так и материальных.
Для финансового анализа предприятия нужны как минимум три формы отчетности: «Баланс» – он же BS (balance sheet), «Отчет о движении денежных средств» (ОДДС) – он же CF (cash flow) и «Отчет о доходах и расходах» (ОДР) – он же P&L (profit & losses) – за несколько периодов. Об их сути мы и поговорим далее.
Важно! Все отчеты, которые мы будем рассматривать в данной книге, сформированы исключительно по данным управленческого учета (речь не будет идти о тех отчетах, которые сдаются в налоговую инспекцию)».
Пишите: присылайте
нам вопросы по бизнесу и жизни, предложения и пожелания. Мы отвечаем на
все корректные письма (это может занять некоторое время).
P.S. Вы можете переслать это письмо своим коллегам: бизнесменам и
руководителям. Это поможет им не только сохранить бизнес, но и вывести его на
новый уровень. А самим - больше заниматься стратегией, развитием, проводить
время с семьей, путешествовать и отдыхать. Давайте создавать здоровую
бизнес-среду в России и в мире!
С уважением, Михаил Рыбаков Бизнес-консультант, модератор
стратегических сессий Основатель
команды "Михаил Рыбаков и Партнеры"