Советы бизнес-консультанта. Выпуск 388. Как выйти из бизнеса
Советы бизнес-консультанта
Как выйти из бизнеса
Выпуск N388,
01.11.2016. Регулярно выходит с января'2007
Михаил
Юрьевич Рыбаков - бизнес-консультант. Основатель команды "Михаил Рыбаков
и Партнеры".
Как это сделать?
Подводные камни и как их обойти.
Живые примеры (кейсы).
***
Большинство собственников рано или поздно устают от работы с утра до ночи. Причем скорее не от бизнеса как такового, а от текучки, рутины, которая заполняет собой все рабочее время, а то и большую часть жизни.
Кто-то годами тянет лямку, другие пытаются что-то изменить, но… Редкий российский бизнес способен проработать без своего хозяина хотя бы несколько месяцев. Разваливается, разворовывается, или с ним происходит еще какая-то фигня.
Порой хозяин успевает вернуться – впрыгнуть в ускользающий вагон. Круг замыкается – история повторяется.
Сценарии выхода: как это бывает
Практическое задание. А вы делали попытки выйти из бизнеса? Как это происходило? Что в итоге получилось?
Свалить подальше
Когда сил больше нет, собственник просто уезжает. Например, лечиться в Израиль – здоровье не железное, раньше-позже дает сбои. Или забыться у ласкового моря на пару недель, но по возвращении снова окунуться в привычный «день сурка».
Некоторых в разум возвращает серьезная болезнь. Например, я знал одного главного инженера нефтяной компании, который после инсульта и нескольких месяцев, проведенных в больнице, стал всегда уходить с работы вовремя, полностью прекратил «пахать» в выходные. До этого часто работал до полуночи, годами без отпусков.
Тело в тепле, мозги в работе
Часто даже уехав за границу, собственник продолжает рулить бизнесом удаленно. Я знаю немало тех, кто живет, к примеру, в Испании или на Бали, но каждый день по несколько часов проводят в скайп, общаясь с российским офисом где-нибудь в Питере или Кургане. «И нет нам покоя!..»
Плюнуть на все
«Я устал!» - говорит бизнесмен, и просто продает или закрывает компанию. Недавно так поступил Макс Хигер, основатель крупнейшего в рунете сервера рассылок SmartResponder. Ни мольбы/требования тысяч пользователей, ни предложения продать бизнес не помогли. «Больше не могу, ухожу! Верну остаток ваших платежей». И все, занавес.
Надо же было так выгореть!
Выйти в деньги (в кэш)
То есть продать бизнес. Обычно после этого уезжают за границу.
Продолжения бывают разные.
Недавно я звонил давнему клиенту, крупному бизнесмену, узнать как дела, как команда топов (с теплотой вспоминаю его людей). «Все топы утопали, я больше не занимаюсь бизнесом». Он принял решение стать «пенсионером» где-то на Лазурном берегу. Увы – такой умный, неординарный человек. Минус один…
Пару недель назад встречался с другим клиентом. Он продал часть бизнесов в России, уехал с семьей в Черногорию. Активно использует свободное время и средства, чтобы разобраться в современных ИТ-технологиях, запускает интересный стартап.
Стать чиновником
То есть перестать честно зарабатывать деньги (для себя и команды), принося пользу обществу, и начать перераспределять государственный бюджет (наши с вами налоги). Тоже выбор, конечно. Но в большинстве случаев это означает, что стало одним паразитом больше. На постсоветском пространстве пока так, увы. Читайте «О роли государства в нашей жизни».
Нанять варяга-управляющего
Например, несколько собственников тянули на себе компанию лет десять. Но, увы, договариваться так и не научились, устали от бесконечных конфликтов. Принимают «блестящее» решение – выйдем из управления, наймем управляющего, будем ставить ему цели по прибыли (хотелки наши), а остальное пусть он делает: онжепрофессионал!
Проходит несколько месяцев. Наемный исполнительный директор сменил большую часть команды, оставшиеся его ненавидят и ищут себе новую работу (в кризис-то!). На редкой теперь встрече собственников с управляющим и руководителями подразделений все они в один голос говорят: «Мы не понимаем, куда развивать компанию. А ваша цель – оборот Х рублей в год – нас не греет». Потому что люди работают не только ради денег.
Другой пример. Совладелец дистрибуторской компании устает от многолетней текучки и партнера, который ну никак не хочет меняться. Чтобы не видеть всего этого, они ставят наемного директора. Авторитарного, сильного. Все вроде бы хорошо. Но влияния на компанию теперь почти не осталось. Теперь наш герой ищет новые увлечения, где может проявить себя. А основной бизнес… Это уже прошлое, нет никакого желания вкладывать туда силы. Компания живет своей жизнью – он уже не с ней.
Что уходит из компании вместе в собственником?
Душа. Как бы эзотерически это ни звучало. И остался зомби. Кэш-машинка, как говорят некоторые материалисты. Какое-то время она еще будет двигаться по инерции, заданной владельцами. Но долго зомби не живут. Если только не делать им регулярные денежные инъекции, как, например, АвтоВазу. Но это трудно назвать бизнесом.
Что мешает
Вообще выйти из управления бизнесом столь непросто, что большинство владельцев не верят, что это возможно. Что же мешает?
Привычка, зависимость от бизнеса
Пожалуй, это главное. Бизнесмен до поры не осознает, сколько важен для него тот образ жизни, который он создал себе за долгие годы. Но попытавшись отдалиться от оперативки, тут же начинает ощущать, что в его жизни образуется огромная зияющая дыра.
Чем заниматься, чем заполнить свое время?
«Получается, что я, владелец, теперь никому не нужен: сотрудникам, клиентам, партнерам?»
Если работа была основным увлечением человека, то перестать заниматься ей ежедневно – действительно трудно. И важно найти новые смыслы в жизни, новые занятия.
Кстати, если сделать это грамотно, то они могут усилить и ваш бизнес: вы будете приносить в него больше свежих идей и новые горизонты. На редких совещаниях с ключевыми людьми сможете увидеть работу компании незамыленным взглядом.
«Оторвать бизнес от своей груди» помогает хорошая психотерапия – самый гармоничный способ поменять мягко себя и свою жизнь.
Недоверие, слабое делегирование
«Сотрудники глупы, немотивированны, будут воровать, чуть только ослабишь узду».
Да, это может быть правдой. Если вы создали такую компанию, так подобрали в нее людей, так их настроили.
Однако при этом подходе вы вынуждены быть вечным сторожем в своем бизнесе. Как это преодолеть см. в статье «Разрыв компетентности».
Бардак
Если работа компании на отлажена, то все держится на собственнике и нескольких ключевых людях. Естественно, при этом «отпускать вожжи» нельзя: все развалится очень быстро.
Тут решение одно – выстраивать четкую бизнес-систему, которая работает с минимальным вашим участием, и при этом стабильно выдает нужные результаты.
Плачевное состояние бизнеса
Если бизнес в убытках или близок к этому, теряет рынок, давние сотрудники уходят и т.п. – то тут, конечно, не время собственнику выходить их управления. Не заработал он пока такую возможность.
Если у вас так, настройтесь на несколько лет плотной работыпрежде чем вы действительно сможете уезжать от бизнеса на месяц-другой и быть уверены, что к вашему возвращению он еще работает: на вас и как минимум не хуже, чем при вашем активном участии.
Гармоничный выход из рутины
Так можно ли выйти из текучки как-то более гармонично? Да, конечно. К счастью, примеров с годами все больше.
Собственник не выходит из бизнеса, а поднимается над ним.
Он сохраняет связь с компанией: связь управленческую, душевную и т.д. Но больше не рулит ежедневно множеством вопросов – на это у него есть четкая работающая система и команда людей: активно включенных в управление бизнесом и его развитие, лояльных владельцу и компании.
Опыт показывает, что если собственник развивается, растет над собой вчерашним, меняются и люди в его команде. Становятся более включенными, осмысленными, лояльными. Те, с кем владельцу не по пути, постепенно заменяются на более близких по ценностям и профессиональных.
То есть собственник, двигаясь вверх, вовлекает и свою команду, компанию.
Они могут расти количественно: обороты, количество клиентов, сотрудников, территорий и пр.
А могут – качественно, повышая эффективность своей работы.
Пожалуй, создать такой
«восходящий поток развития»
– и есть главная задача хозяина бизнеса.
Он задает бизнесу новые стратегические ориентиры, подходы к работе. Он лично подбирает и «воспитывает» команду топов, а по мере их взросления (в широком смысле этого слова) становится для них наставником – старшим среди равных. Топы помогают развиваться и расти среднему звену, те – линейным руководителям и рядовым сотрудникам.
Радует то, что если компании удалось выйти на такой режим развития, то даже замена некоторых людей (конечно, не большей их части) не прерывает этот процесс: новые люди вливаются в культуру компании. Буквально вчера я наблюдал это на поддерживающей сессии в холдинге, с которым мы работаем около двух лет.
Теперь владельцу нет нужды ежедневно приезжать в офис. Он оставляет за собой ключевые вопросы и точки контроля. В свободное время он может:
Отдыхать, проводить время с семьей, путешествовать и т.д. Приносить вдохновение в компанию.
Находить для своего любимого(!) бизнеса возможности улучшения, новые интересные направления, связи и пр.
Периодически встречаться с ключевыми топами – быть для них наставником. Совместно рождать новые идеи.
Изредка общаться с важными клиентами и поставщиками – чтобы чувствовать их потребности, и то, насколько компания их удовлетворяет. Придумывать новые направления сотрудничества.
Когда я только начинал заниматься наведением порядка в бизнесе, это казалось мне сказкой. Я оптимист, и к тому же упорный
:) Это и спасало – реальных примеров почти не было.
Сейчас, спустя десять лет, я продолжаю общаться с давними клиентами, с некоторыми мы стали друзьями. И мне очень приятно видеть, что многие из них достигли свободы. Даже если в начале нашего общения были закоренелыми скептиками.
Когда-то они сильно спорили, нужно ли описывать бизнес-процессы и т.п. А сейчас у них бизнес работает, и есть несколько свободных месяцев в году, которые нужно занять чем-то интересным. Потому что просто путешествовать разным странам уже надоело :)
Путь занял у наших клиентов разное время: от года до примерно 5 лет. Это зависит от готовности собственника и топов, состояния компании, масштаба бизнеса и т.д. По мере того, как мы нарабатываем опыт, этот срок у клиентов в среднем становится более коротким.
Конечно, у тех, кто идет по пути через трудности, а не просто ждет манны небесной и волшебных таблеток.
Мы продолжаем набор участников на бизнес-лагерь «Как навести порядок в бизнесе» в Дахабе в феврале-марте 2017 года. Это самый эффективный и приятный способ начать отладку своего бизнеса и подготовиться к выходу из оперативки.
Гордей Михейкин, совладелец компании "Акорта" (Москва). Бизнес-лагерь Этномир-2016
Добрый день. Меня зовут Михейкин Гордей. Я владелец компании Акорта. Мы
занимаемся системами кондиционирования, отопления, вентиляции. Представлены в
нескольких регионах. У нас филиалы в Ростове, в Краснодаре, в Казани,
центральный офис в Москве.
Я участник бизнес-лагеря Михаила Рыбакова.
Несколько слов о том, что привело нас сюда. Компания у нас молодая, нам 4 года.
Находимся на этапе бурного роста. Все силы были потрачены в последнее время на
обеспечение этого роста. Мы внедрили много процессов и в них и завязли. То есть,
основную цель и задачу мы обеспечили, компания динамично развивается, уже в этом
году мы за полгода выросли в два раза по отношению к прошлому году. Теперь
настало время разбираться в этих процессах, навести порядок в бизнесе. Вот эта
фраза «навести порядок в бизнесе» была как раз темой бизнес-лагеря, нас в
общем-то зацепила с начала. По тому сухому остатку, который я могу вынести,
какую рекомендацию могу дать моим коллегам по рынку, бизнесменам, которые
думают, поехать им в такой бизнес-лагерь или не поехать, скажу следующее. Я
нашел ответы на вопросы, которые искал долгое время. То есть, вроде бы ты
понимаешь, что делать и как делать, но по факту, как руководитель компании, за
все хвататься одновременно не получается. Многие рычаги управления уходят. И
Михаил Рыбаков дал мне инструментарий и понимание и, может быть, даже что-то
большее, чтобы осознать, как и что надо делать по-настоящему.
На лагере была потрясающая атмосфера. Вокруг – единомышленники. У нас группа в
этом году собралась большая, 40 человек. Были представлены многие регионы
России, разные отрасли. У всех горят глаза. У всех разные проблемы, но, по
большему счету, чем-то мы все похожи. За атмосферу большое спасибо! Каждый вечер
у нас были мастер-классы. Казалось бы, к вечеру сил нет и пойти бы поспать. Но
настолько это все интересно, настолько это все увлекало, что мы все приходили,
дополнительно занимались, познавали что-то новое и обогащались. Большое
удовольствие получили. Желающие утром могли ходить на йогу, заниматься карате,
это тоже придало дополнительный колорит нашему бизнес-лагерю.
Большое удовольствие получил.
Тот, кто сомневается, - попробуйте, вам это понравится. Спасибо!
Пишите: присылайте
нам вопросы по бизнесу и жизни, предложения и пожелания. Мы отвечаем на
все корректные письма (это может занять некоторое время).
P.S. Вы можете переслать это письмо своим коллегам: бизнесменам и
руководителям. Это поможет им не только сохранить бизнес, но и вывести его на
новый уровень. А самим - больше заниматься стратегией, развитием, проводить
время с семьей, путешествовать и отдыхать. Давайте создавать здоровую
бизнес-среду в России и в мире!
С уважением, Михаил Рыбаков Бизнес-консультант, модератор
стратегических сессий Основатель
команды "Михаил Рыбаков и Партнеры"