Предыдущие бизнес-лагеря прошли на ура. Участники по возвращении сильно продвинули вперед свой бизнес. Некоторые сомневались, насколько реально совмещать обучение с отдыхом. Практика показала - совершенно реально, и даже очень хорошо. Смотрите сами:
Сергей Чернышевский, совладелец и генеральный директор ООО "СТО Ивентс", г.
Москва,
Седьмой бизнес-лагерь "Как навести порядок в своем бизнесе Угра-2012" "Участвуя в бизнес-лагере, я открыл для себя массу полезных вещей. Это
реально целый кладезь и огромное количество возможностей. Например, один из
участников лагеря (не Михаил Рыбаков, а такой же, как и я, собственник,
здесь 40 человек и все они собственники или топ-менеджеры) предложил мне
решение, над которым я бился в течение двух лет. Причем это было просто,
естественно и очень эффективно. Уверен, когда я применю знания, полученные
на бизнес-лагере, буду получать намного больше удовольствия от бизнеса и
жизни. Я также уверен, что при наведении порядка в существующем
бизнесе есть возможности, высвобождаются ресурсы для открытия каких-то новых
бизнесов.
Я не походник и не закаленный человек, но здесь в лагере созданы такие
условия, которые позволяют даже сибаритам чувствовать себя комфортно. По
вечерам мы собираемся у костра. Здесь обсуждаются с интересными и знающими
людьми очень важные темы, обсуждаются вопросы экономики, продаж, организации
бизнеса, с самых разных точек зрения. Здесь замечательное место, это место с
тысячелетней историей, здесь стояли русские и половецкие войска, здесь
проходила зона позиционной борьбы во время Второй Мировой войны. Место с
потрясающей энергетикой. Мы живем в сосновом бору на берегу реки, очень
чистой, здесь очень красивые пейзажи. Я рекомендую всем, кто еще не принял
решение участвовать в таком бизнес-лагере, задуматься об этом. Здесь
реальная работа и возможности по улучшению своего бизнеса.
Спасибо большое!"
************
Тема выпуска. Оргструктура и
бизнес-процессы – костяк вашего бизнеса
Организационная структура – одна из самых жгучих тем
для многих бизнесменов и руководителей. Вокруг нее сломано столько копий!
Но… Пользы от этого обычно немного.
Почему? Давайте разберемся.
Вопрос важный, потому что структура бизнеса – это одна
из двух его главных составляющих.
Почему оргструктуры недостаточно
Оргструктура (оргсхема) – схема
иерархической подчиненности, действующая в компании. Она дает ответ
на вопросы:
Какие в компании отделы (департаменты, службы и пр.), как
они вложены друг в друга, какие в них должности.
Кто главный? Кто кому подчиняется?
То есть оргструктура – инструмент
распределения власти в компании.
Руководители мыслят через оргструктуру:
Зачастую, рассказ о своей компании они начинают с нее: вот отдел
продаж, производство, логистика, бухгалтерия…
На вопрос, что изменили в компании за последнее время, отвечает:
создали такой-то отдел, в этот – наняли новых людей, а в этом у нас
текучка высокая.
«Этот отдел – моя главная головная боль». И т.д.
Структуру часто перекраивают:
создают одни подразделения и упраздняют другие,
объединяют и разделяют (властвуют, наверное),
переводят людей между отделами.
По популярности с шаманскими плясками вокруг
оргструктуры может сравниться разве что создание новых схем материальной
мотивации – поиск у сотрудников «волшебной кнопки»…
К сожалению, это не практически работает.
Впрочем, иногда «сработать» может. Как вдруг может
пойти дождь после того, как шаман постучал в бубен. Или принес ритуальную
жертву: девственницу или ягненка в зависимости от своей кровожадности и
традиций данного общества.
Но чаще не работает. Или приносит вред.
Потому что если отрезать человеку ухо, и пришить его, к
примеру, к пятке, слышать он лучше не станет. А ходить неудобно станет.
Но почему?
Потому что оргструктура не отвечает на вопрос, как
работать.
Если начальником у конкретного работника Васи станет
Петр Анатольевич или Серафима Григорьевна, его работа, конечно, может
измениться. В зависимости от руководящих навыков шефа.
Но Вася так и не узнает, а как же ему работать
ПРАВИЛЬНО. То есть эффективно: получать максимальные результаты с
минимальными затратами ресурсов: материальных, временных, нервов и пр.
Следующая мысль, которая приходит на ум руководителю:
давайте напишем всем работникам должностные инструкции. Или, как
вариант, пусть сами себе напишут, а я поправлю и утвержу.
Засада в том, что обычно и это не помогает.
Потому что такая инструкция – это длинный список обязанностей сотрудника.
Которые, по замыслу босса, он должен выполнять. Этакая куча, свалка.
Но: в ней опять же не сказано, как работнику выполнять
свои задачи.
Откуда же работники на практике узнают, как им
работать? Обычно:
От своих коллег: наблюдая за их работой и выспрашивая в курилках.
От шефа. Особенно, когда сделал что-то не так, и вызвали на «разбор
полетов».
На совещаниях.
Из разрозненных приказов, регламентов и пр.
Что здесь не так?
А вот что: сотрудник сам составляет представление о
том, как работать. Как понял. В зависимости от своей сообразительности,
прошлого опыта и т.д.
И потом работает, как понял. Что не понял – додумывает.
Что не додумал – выполняет, как попало.
С годами я все больше удивляюсь, как вообще все это
работает: компании со своими косяками и сбоями, люди с проблемами в душе
и в теле…
В прогрессивных компаниях новичкам проводят начальное
обучение. Дают наставника.
Это лучше. Но тоже недостаточно, т.к. память человека –
штука ненадежная. Особенно, если обучение проводится только теоретически.
Что же делать? Не создавать оргструктуру? Не писать
должностных инструкций?
Практическое задание.
Остановитесь на минутку. Подумайте над этими вопросами. Напишите
свои ответы, прежде чем читать дальше.
Бизнес-процессы и проекты
Правильный ответ: конечно, описывать и внедрять
бизнес-процессы. Идея не нова, но, к сожалению, по опыту это удалось
сделать лишь немногим компаниям в русскоязычном пространстве.
Бизнес-процесс – это и есть описание того,
как выполнять работу. По шагам, с той или иной (разумной)
степенью детализации.
Есть еще проекты. Процессы выполняются
регулярно в более-менее неизменном виде, а проект – всегда направлен
на достижение относительно уникальной цели в условиях ограничений по
времени, бюджету и пр.
Суть процессов и проектов похожа, но
инструментарий различается. Проектный сложнее, поэтому даже проекты
лучше на начальном этапе рассматривать как процессы (с некоторой
долей упрощения).
Какая связь между процессами и структурой компании?
Очень простая: структура – это «территория», по
которой протекают процессы и выполняются проекты. И главная задача структуры
– максимально способствовать их работе, не мешать, не создавать препятствий.
Каковы эти препятствия?
Барьеры между подразделениями: информационные, человеческие. Когда
одно подразделение «воюет» против другого.
Возникают «удельные князья» (руководители подразделений), цель
которых – стянуть к себе максимум ресурсов (власти, подчиненных, денег и
пр.). Это не их вина, это инстинктивное поведение человека.
Как следствие – происходят задержки в выполнении
работы, всевозможные сбои на стыках подразделений и уровней власти, потери
ресурсов.
Естественно, страдает клиент. А в конечном итоге – сама
компания: ее собственники и работники.
Создавать ли оргструктуру?
Да, конечно. Параллельно с описанием и отладкой
процессов и проектов компании.
Процессы и структура – это как день и ночь. Как инь и
ян. Как две стороны монеты.
Но приоритет все же на процессах. Именно они
отвечают на вопросы:
что мы делаем и с какой целью
как именно мы работаем, какова технология
кто отвечает за процесс и результаты его выполнения
кто отвечает за отдельные шаги процесса, выполняет их, и пр.
Как понять, какие должности нам нужны? Как
сгруппировать их в подразделения?
Часто это делают, исходя из стереотипов, прошлых мест
работы, знаний о других компаниях.
Но общепринято – не значит эффективно.
Если в компании Х что-то хорошо работает, не факт, что
оно принесет пользу вам. Есть учения об универсальной оргструктуре, но я не
буду здесь их рассматривать, т.к. не вижу в них никакой пользы, кроме вреда.
Как создать толковую оргструктуру
Основные принципы:
Сначала описываем бизнес-процессы (и проекты – при необходимости и
достаточной зрелости компании).
Должности берем из бизнес-процессов. То есть, не выдумываем из
головы, а смотрим, какие реально нужны для их выполнения.
Группируем должности в подразделения (в основном по общности
функционала работников).
Отделы и должности называем по смыслу, а не из стереотипов.
Подробно прорабатываем стыки подразделений и должностей
(прослеживаем течение процессов).
Следим, чтобы количество уровней власти в компании было минимальным.
С другой стороны, чтобы соблюдалась норма управляемости: в прямом
подчинении у руководителя до 5-8 сотрудников. Если в каком-то
подразделении много рядовых работников, это не повод плодить кучу
начальственных должностей. Вводите «сержантские» должности типа «старший
продавец».
Исключаем руководителей из состава ответственных и исполнителей за
бизнес-процессы и их отдельные шаги. Это поможет избежать «вертикальных
колодцев», высвободить руководителей из текучки для более важных задач.
Подробнее см. в подглаве «Типичные ошибки в процессах» моей
книги-практикума «Как
навести порядок в своем бизнесе».
Проверяем получившуюся структуру на простоту, логичность и
прозрачность.
Более подробно читайте в главе 5 «Организационная
структура»
моей книги.
Эти же принципы применимы и к отладке действующей
структуры. Одно пожелание – не рубите с плеча – это не к добру.
Еще стоит упомянуть, что помимо должностей, в
компании полезно выделять роли. Но это большая тема – для отдельной
статьи.
Практическое задание. Часто в
компании встречаются всевозможные странности.
Например, исторически сложились 2 отдела
продаж, их руководители – Петр и Николай. Работают давно,
подчиняться друг другу не хотят. Но нынешняя структура не
эффективна. Что будете делать?
Или есть давний авторитетный сотрудник
Семен. Его сделали начальником отдела, чтобы не уволился. Руководить
он толком не умеет, да и не хочет. Отдел практически не развивается.
Посмотрите на структуру своей компании.
Какие странности вы видите в ней? Что будете с ними делать?
Как все это применить
Я всегда стараюсь излагать технологии просто, понятно и
полно. Но опыт показывает, что для большинства руководителей теории
недостаточно. Увы, практически невозможно обучиться вождению автомобиля или
йоге по учебнику.
Поэтому
рекомендую вам:
Пройти качественное практическое обучение, выстроить систему
в своей голове.
Планомерно и грамотно внедрить все это у себя в компании.
Обучение оптимально начать с
Основного бизнес-лагеря. Его провожу лично я, Михаил Рыбаков, с моим
партнером и супругой Ольгой Пайвиной. Он пройдет 29 июля – 8 августа 2014
года (уже девятый раз). Место – национальный парк Угра в Калужской области.
На природе, в красивом экологически чистом месте. В благоустроенном лесном
лагере: с вкусным питанием, баней, электричеством и интернетом.
На бизнес-лагере мы подробно прорабатываем
технологии наведения порядка в бизнесе от А до Я.
Обучение практическое – после краткой вводной
теории по каждой теме участники разбиваются на команды по 5-6 человек, и
прорабатывают технологию применительно к бизнесу одного из участников. После
чего разбираем результаты на общем кругу.
Вы получаете обратную связь от нас, активно
обмениваетесь опытом с коллегами.
Обычно участвуют около 40 бизнесменов и руководителей
из компаний самых разных отраслей и размеров бизнеса (от крохотного до 2000
сотрудников) со всего русскоязычного пространства: Россия, Украина,
Беларусь, Казахстан, и даже Лондон, Нью-Йорк и Барселона.
Подробная программа, условия, отзывы, цены, счет
и пр. –
здесь.
Обратите внимание: до 17 мая включительно цена участия
минимальна. После этого она будет постепенно расти.
Приезжайте с семьями, с детьми. Им там очень хорошо!
Дальше у вас встанет задача внедрить все это в
своей компании. По опыту, вы столкнетесь с непониманием и
сопротивлением со стороны многих руководителей и сотрудников своей
компании – даже лояльных к вам. Это неизбежно – такова человеческая природа.
Хорошо, если ваши партнеры по бизнесу и/или ключевые
руководители вместе с вами приняли участие в бизнес-лагере. Они теперь на
вашей стороне.
Остается «самая малость» – вовлечь в изменения
остальной коллектив, и правильно все воплотить.
Опыт наших клиентов показывает: чтобы грамотно
запустить проект по наведению порядка в своей компании, нужно начинать с
проведения
стратегической сессии у себя в компании. Она длится 3 дня и
проводится на выезде. Участвуют все ключевые люди: совладельцы, руководители
высшего и среднего звена, ключевые сотрудники, неформальные лидеры (в том
числе оппозиция).
Что
такое стратегическая (рабочая) сессия, какие результаты она дает для
бизнеса, как проходит – читайте подробно здесь
(и в материалах, на которые там даны ссылки).
После проведения первой сессии происходит основная
работа вашей управленческой команды. С нашей точечной поддержкой по мере
необходимости – до результатов. Они есть всегда: у каждой компании, которая
движется вперед, несмотря на неизбежные трудности. Вот
отзывы клиентов о результатах работы с нами.
***
Если у Вас еще нет своего бизнеса, и вы хотите создать
его – сразу по уму, приезжайте на наш бизнес-лагерь «Как
создать новый успешный бизнес» 19-21 июля.
Вы на практике проработаете по шагам свою бизнес-идею.
Если идея сильная, на выходе у вас будет готов конкретный план, который
сможете воплотить по возвращении. А если исходная идея не очень
реалистичная, вы увидите это и сможете ее доработать – сэкономите годы
жизни, кучу денег и нервов.
Если бизнес-идеи у вас пока нет, но есть стремление
создать бизнес, вы приобщитесь к миру бизнесменов, поймете их образ
мышления, сделаете большой шаг вперед.
«Гармоничная
жизнь» (21-23 июля) - лагерь для тех, что хочет не только успешно
вести дела, но и жить счастливо. О том, как сбалансировать разные сферы
своей жизни, как жить так, чтобы потом не было мучительно больно. Как понять
свои цели и достичь их. И многое другое – темы зависят от вас, жесткой
программы нет.
Только практическая проработка задач участников в узком
теплом кругу. Это мой любимый режим работы – самый насыщенный и
результативный.
По опыту в лагере участвуют, бизнесмены, фрилансеры,
наемные работники, инвесторы.
И напоследок. Мы никогда не обещаем чудес и волшебных
таблеток. Все, что мы даем, работает. У тех, кто применяет на практике и
настойчиво движется вперед.
До встречи на Угре.
Будьте счастливы!
Пальма-де-Майорка (Балеарские острова, Испания),
кафе Cappuccino