Довольно часто предпринимателю приходит мысль купить дорогостоящее
оборудование, машину или здание. Эти инвестиции могут окупиться и принести
прибыль, но, прежде чем вкладывать деньги, необходимо понять, есть ли
источники для этих инвестиций, не попадет ли он в очередную ловушку.
Итак, ловушка №2 "Инвестиции прошли без необходимых источников".
Рассмотрим Баланс компании (Форму №1).
О сущности финансовых понятий, фигурирующих в нем, я буду подробно
рассказывать в
Дахабе и немного на
Практикуме 31 января, но короткие определения приведу ниже, т.к. без них
никак не обойтись.
Итак, все ресурсы, которыми владеет компания – это ее активы.
Активы бывают внеоборотные и оборотные.
Внеоборотные активы – это та часть имущества предприятия, которая
функционирует длительное время в неизменной натуральной форме. Например, это
основные средства – средства труда, которые используются больше года и стоят
дорого (для налогового учета – больше 40 000 рублей, для управленческого –
как решите), нематериальные активы – например, компьютерные программы, на
которые вы имеете эксклюзивные права и др.
Оборотные активы быстро приходят и уходят – это сырье, материалы,
НДС, дебиторская задолженность (т.е. все суммы, которые нам должен кто бы то
ни было: поставщики, покупатели, государство, сотрудники и т.д. и т.п.),
денежные средства в любом виде.
Источниками Активов являются Пассивы.
К Пассивам относятся: Собственный капитал (Уставный и дополнительный
капитал, нераспределенная прибыль прошлых лет и отчетного периода) и
кредиторская задолженность.
При этом кредиторская задолженность может быть долгосрочная – на срок
более одного года (это прежде всего кредиты и займы) и краткосрочная.
Краткосрочная (на срок менее года) задолженность – это задолженность не
только по заемным средствам, но и перед покупателями, поставщиками,
государством, персоналом по оплате труда, учредителями и т.д. и т.п.
В соответствии с законами мироздания, которые нельзя отменить, Активы
всегда равны Пассивам.
Фотография Активов и Пассивов в любой момент времени это и есть
Баланс, который сходится. Всегда.
Если размер собственного капитала компании больше размера предполагаемых
инвестиций, то данные инвестиции не приведут к кассовым разрывам. Если же
нет, то для избежания кассовых разрывов понадобится привлечение кредитов, а,
значит, придется платить проценты по ним.
В рассматриваемой нами ситуации произошло следующее: компания купила
помещение под склад. Деньги на счете были, так как поступила большая
предоплата, а с поставщиками работали по постоплате.
Стоимость склада (внеоборотного актива) составила 6 350 тыс. рублей, при
размере собственного капитала – 3 263 тыс. рублей. Закономерно, что в
какой-то момент возник кассовый разрыв, и пришлось брать долгосрочный кредит
в банке под высокие проценты (с такой структурой баланса никто под низкие не
даст).
Итак, прежде чем инвестировать, надо посмотреть структуру баланса своей
компании (по данным управленческого учета), и в случае превышения размера
предполагаемых инвестиций над размером собственного капитала хорошо
подумать...
Ловушка №3 "Резкие движения под давлением государственных органов.
Экономически не просчитанные".
История из практики. Моего клиента, владельца охранной компании,
вызвали в налоговую инспекцию, на, так называемую, "зарплатную комиссию" и
стали стыдить, мол, зарплата у сотрудников меньше, чем среднеотраслевая.
Стращали, что если он ее не поднимет, то придут с проверкой. Предприниматель
фискалов послушал, зарплату поднял (при этом естественно увеличились взносы
в фонды), а через месяц обнаружил кассовый разрыв.
Доходы предприятия не позволяли столь резко увеличить постоянные расходы.
Сразу же захотелось вернуть зарплаты обратно, но высветилась новая проблема:
такой скачок может привлечь внимание ПФР и ФСС. А зачем оно ему нужно?
Вывод – прежде, чем кого-то слушать и делать резкие движения, надо все
просчитать!
Ну, а уж когда вмешивается политика, которой законы экономики вообще не
интересны, то происходят вещи поистине трагические (об этом читайте в статье
"Финансы
и политика").
Продолжение следует…
В Дахабе в феврале-марте 2014 г. Наталия
Морозова проводит бизнес-лагеря для собственников и руководителей:
"Команду Михаила Рыбакова и его Партнеров знаю уже год. В сентябре 2012 г.
наша компания проводила выездные стратегические сессии с Михаилом Рыбаковым и
Виктором Лучковым, во время которых мы научились описывать бизнес-процессы,
структуру и политики компании.
После старта проекта наведения порядка в бизнесе я стала понимать, что самый
главный изъян нашей компании – это финансы. И поэтому приехала на бизнес-лагерь
«Эффективное
управление финансами», который ведет Наталия Морозова. За короткий срок мы
прошли полный курс финансового института: начали с "проводок", закончили
управленческим учетом. Я стала понимать, что такое точки безубыточности и запас
прочности. Начала смотреть на свою компанию совсем с другой точки зрения, она
стала для меня прозрачной и ясной.
Спасибо Наталии огромное. Она не только финансы объясняет, она объясняет еще и
трудовые кодексы, рассказывает, как правильно вести учет, чтобы
уберечь свою компанию от проверок и при этом все сделать законно.
Хочу поблагодарить команду Михаила Рыбакова. Действительно это дело их
жизни. Они к этому относятся очень ответственно, всегда стараются чем-то
помочь, своим советом, своим направляющим действием".
До встречи в Дахабе!
Будьте счастливы.
P.S. Если Вы считаете, что эта информация будет интересна кому-то из
Ваших коллег или друзей, и может помочь ему в бизнесе и в жизни -
пожалуйста, перешлите ему это письмо.