Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Советы бизнес-консультанта

  Все выпуски  

Советы бизнес-консультанта. Выпуск 256. Ловушки для тех, кто не любит считать


Советы бизнес-консультанта. Ловушки для тех, кто не любит считать

Выпуск N256, 14.01.2014. Общий тираж рассылки на 4 серверах - свыше 100000 читателей. Регулярно выходит с 10'2007

Уважаемые подписчики!

18 января  - очередное повышение цен на наши бизнес-лагеря для бизнесменов и руководителей в Дахабе (февраль-март 2014).
На Основной лагерь "Как навести порядок в своем бизнесе" группа набрана уже на 80%.
Оптимизация Вашего бизнеса от А до Я. Стройная система и ее подробная проработка на практике. Успевайте >>>

В январе-феврале наша команда запланировала для Вас много полезных и интересных событий:

Ждем Вас!

Тема выпуска. Ловушки для тех, кто не любит считать
(краткая инструкция по технике финансовой безопасности).

Наталия Морозова (www.morozova-book.ru) – с 1994 работает финансовым директором и главным бухгалтером в крупной экспортно-импортной компании. С 1999 – действующий член Института профессиональных бухгалтеров РФ. Отстаивая интересы компании, выиграла (самостоятельно, без помощи юристов) более 90 дел в арбитражных судах г. Москвы. С 2007 года проводит бизнес–тренинги. Участник команды "Михаил Рыбаков и Партнеры". Автор книги «Об «упрощенке» за рюмкой чая» (отзыв). Имеет два высших образования (техническое и экономическое).
Наталия Морозова: бизнес-консультант и человек. Смотрите в коротком фильме…

В этом году во время летнего бизнес-лагеря на Угре возникла новая практика – консилиум.

Консилиум – это возможность рассказать о своем бизнесе одновременно всем участникам команды «Михаил Рыбаков и партнеры», похвалиться успехами и рассказать о том, что беспокоит. Потом все мы думали, обсуждали и спорили, а на следующий день выдавали бизнесменам рекомендации.

Меня поразила фраза, которая прозвучала на этих консилиумах не раз и не два: «Мы, естественно, ничего не считали». Что же тут естественного?

Естественно-то как раз наоборот: перед началом проекта все просчитать, хотя бы точку безубыточности найти (кстати, на Практикуме 31 января участники овладеют методикой ее нахождения для различных видов деятельности).

Нежелание считать в начале приводит к проблемам в будущем.

Одна из таких проблем – так называемые "кассовые разрывы", когда платить надо (очень надо), а денежных средств нет.

Не хватает денег, думаем где "перехватить", кого-то уговорить подождать с оплатой, покупателя попросить сделать заранее предоплату, у поставщика попросить товарный кредит. А поставщик – не дурак, зачастую его товарный кредит выглядит как набор к празднику при социализме. С нагрузкой. То есть, к ходовому товару добавляется товар неликвидный, который на складе будет лежать, а расплатиться-то за него все равно придется.

И первый вопрос, на который надо себе ответить: прибылен ли Ваш бизнес или убыточен.

У меня есть знакомая, которой всегда не хватает денег. Она одалживает, перезанимает, отдает и опять занимает. Она просто живет не по средствам. И всегда тратит больше того, что заработала.

К сожалению, так случается и с бизнесменами. В своей практике я встречалась с предпринимателями, которые годами не понимали, прибылен их бизнес или нет.

Все сводилось к вопросу: есть ли деньги "в тумбочке"?

Если есть – хорошо, если нет – будем думать.

То есть, очень часто управленческий учет (УУ) сводится к отчету о движении денежных средств (ОДС).

Это очень важный отчет, один из трех, которые обязательно должны формироваться на основе Вашего УУ. Он формируется за период. Этот отчет показывает, сколько денег было на начало рассматриваемого периода, откуда они пришли и куда ушли. На какие статьи затрат были потрачены. ОДС удобен для того, чтобы заметить всплеск какой-то статьи затрат. Например, оплачены услуги на создание сайта на миллион. А вы вообще-то разрешали такие суммы на создание сайта тратить, или кто-то деньги уводит? Также удобно посмотреть, в какие фирмы ушли "непонятные" суммы.

Но на вопрос "Прибылен ли наш бизнес?" ОДС не отвечает.

"Куда уходят деньги?" - вопрос, конечно, интересный. Составлять и анализировать ОДС ("Платежный баланс") необходимо. Но не достаточно (об этом я уже писала в статье "Управленческий учет. Поставить нельзя забить. Где ставим запятую?" Часть 1, Часть 2). У Вас могут быть несколько миллионов на счетах в банках и кассах (далее – наличные), например, потому что Вы в конце рассматриваемого периода получили предоплату 5 млн. рублей.

А на самом деле компания работает неэффективно, и прибыли практически нет.

А может быть острая нехватка наличности, хотя вы знаете, что сработали очень хорошо. Просто вы купили оборудование или сделали крупную предоплату своему Поставщику.

Итак, ловушка №1 "Бизнес убыточен, а мы не заметили".

Второй отчет, который обязательно должен формироваться по данным УУ, это "Отчет о прибылях и убытках", он же ОДР (далее), он же Форма №2 (это на языке Вашего главбуха).

Этот отчет, так же, как и ОДС, всегда формируется за период.

В нашем примере этот период будет 9 месяцев 2013 года.

Итак, в нашем примере "Отчет о доходах и расходах" за 9 месяцев 2013 года будет иметь следующий вид:

выручка (доход)

25 690

прямые расходы

20 552

производственная прибыль

5 138

накладные (косвенные) расходы

2 980

валовая прибыль

2 158

траты из прибыли (бонусы топам)

108

чистая прибыль

2 050

Что показывает этот отчет? Он показывает, что в целом бизнес не убыточен.

Не убыток является причиной возникновения кассовых разрывов.

Рентабельность продаж составила

2 158/ 25 690*100% = 8,4%

Много это или мало зависит от многих параметров, но прежде всего от вида деятельности компании.

Если есть несколько разных бизнесов по специфике или разных объектов, например, аптечных киосков, имеет смысл смотреть ОДР по каждому. И по каждому точку безубыточности найти. Быть может в этой общей таблице, есть как прибыльные направления (объекты), так и убыточные.

История из практики. На один из моих бизнес-лагерей "Эффективное управление финансами", такой же, как будет в этом феврале в Дахабе, приехала очень приятная женщина.

Её бизнесу 7 лет, сеть аптечных киосков. И все эти годы идет борьба с кассовыми разрывами. Денег все время не хватает. Товарные и банковские кредиты, последние на кабальных условиях. Ситуация реально тяжелая. Женщина – умница. Все цифры взяла с собой. И в день отдыха, по полученным от меня правилам, просчитала прибыльность каждого из своих киосков. Оказалось, что прибыльными являются только 2 из 19. Как же тут не быть кассовым разрывам! То есть, годами плодились убыточные подразделения, а поскольку адекватный УУ не велся, это было неочевидно.

Закрыть убыточные точки ей жалко, ведь столько сил вложено, и люди хорошие там работают.

А финансы – вещь жесткая, цифры, взятые из достоверного управленческого учета, говорят правду, только правду и ничего кроме правды.

И если нет возможности поднять продажи или резко уменьшить расходы (в данном случае было именно так), то надо от убыточных точек избавляться. Хоть и больно.

Еще история из практики. Бизнес состоит двух частей. Выращивание растений и их переработка. При этом производственные мощности позволяют перерабатывать не только продукцию собственного производства, но и закупленную у сторонних организаций.

Посчитали экономику каждого из направлений отдельно. Оказалось, что себестоимость собственного сырья существенно выше стоимости покупного. И убыточность первого направления съедает прибыльность второго.

Увидев эффективность каждого направления в конкретных цифрах, были приняты необходимые управленческие решения.

Убыточность бизнеса в целом, либо одного из его направлений (частей), может приводить к кассовым разрывам. Но это только одна из возможных причин.

Продолжение следует…

В Дахабе в феврале-марте 2014 г. Наталия Морозова проводит бизнес-лагеря для собственников и руководителей:

Чтобы принять взвешенное решение об участии в бизнес-лагерях Наталии Морозовой, участвуйте в ее практикуме "Как поставить управленческий учет и не забыть о налоговой безопасности" (31 января 2014 г., Москва).

Отзывы участников бизнес-лагерей по управлению финансами:

  • Видео-отзывы из Второго бизнес-лагеря "Эффективное управление финансами" в Дахабе в феврале 2013 года
  • Видео-отзывы из бизнес-лагеря по системе управления финансами Угра-2012
  • Фотографии тематических бизнес-лагерей в Дахабе в феврале 2013 года

Сергей Климов, директор и собственник компании «ЛЮКС-проект», г. Якутск, поддерживающий бизнес-лагерь "Эффективное управление финансами для посвященных Угра-2013"

"Наша компания занимается разработкой бизнес-планов, программ развития, и очень было актуально в этой связи пройти вторую ступень лагеря Наталии Морозовой по управлению финансами. Я принимал участие и в основном лагере по управлению финансами, и в этот раз для себя почерпнул много интересного, нового.
Как всегда, Наталия Морозова очень компетентно, очень профессионально рассказывает о новой информации в сфере управления финансами, о том, как реально перейти к построению управленческого учета и эффективно управлять своими ресурсами в организации. И в целом, атмосфера здесь очень позитивная.
Большое спасибо организаторам. И надеюсь, до новых встреч!"

Станислав Жданов, совладелец группы компаний «Кабельпласт», г. Москва, третий бизнес-лагерь "Эффективное управление финансами Угра-2013"

"С командой Рыбакова мы знакомы с 2012 года, уже провели несколько сессий, выезжали в лагерь в Дахабе. Вот сегодня на лагере на Угре на финансах. По-моему, это отличное сочетание учебы и отдыха. Места достаточно привлекательные, очень красивые. Душа поет. Вся информация усваивается очень легко. Отдельное спасибо Наталии Морозовой, которая за три дня разъяснила нам 4 семестра финансового института. Приезжайте. Всем рекомендую.
Спасибо!"

До встречи в Дахабе!

Будьте счастливы.

P.S. Если Вы считаете, что эта информация будет интересна кому-то из Ваших коллег или друзей, и может помочь ему в бизнесе и в жизни - пожалуйста, перешлите ему это письмо.

Недавние выпуски рассылки (полный структурированный архив здесь):

Всегда рад долгосрочному и взаимовыгодному сотрудничеству.

С уважением,
Михаил Рыбаков
Бизнес-консультант
Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры"

WWW: www.mrybakov.ru
Тел.: +7 (495) 926-26-09
E-Mail: info@mrybakov.ru
Skype: mrybakov.partners


В избранное