Тема выпуска. Ландшафт современного
бизнеса в России, или наблюдения маркетолога из одного путешествия в Сочи
Любовь
Малютина (www.lmalyutina.ru)
- бизнес-консультант по управлению и маркетингу, действующий ТОП-менеджер
одной из крупнейших международных финансовых групп в РФ, частный инвестор,
партнер команды "Михаил Рыбаков и Партнеры". Практический опыт в сфере
управления и маркетинга – с 1998 года. Опыт в консалтинге с 2007 года.
Клиенты – корпорации, владельцы и команды среднего и малого бизнеса. Автор
статей по управлению и маркетингу, дистанционных курсов, организатор и
ведущий консалтинговых мероприятий.
Как это принято в курортном городе путешествие начинается с прогулки по
пляжу. Здравствуй, море! Здравствуй, солнце! Здравствуй, Сочи! Идем гулять
по пляжу от гостиницы «Жемчужина» до морвокзала. Наслаждаемся прекрасным
настроением, морским воздухом, разыскиваем ракушки на пляже и не спеша
оказываемся на месте. Сочи сильно изменился со времен нашего последнего
приезда сюда в 2004 году. Теперь все здесь пронизано Олимпиадой. Везде
олимпийские символы, реальные объекты и рекламные декорации. Современный вид
города радует глаз. И одними из ярких представителей Олимпиады перед нами
предстают олимпийские магазины. Муж спрашивает меня: «Зачем все эти люди
покупают сувениры и одежду с надписью «Сочи- 2014»? А меня от этого вопроса
захлестывает волной воспоминаний. Вот я, ребенок, смотрю телевизор, и у меня
ручьем текут слезы, потому что олимпийский мишка улетает безвозвратно, и
ничегошеньки не остается, кроме чувства горя от прощания и безвозвратности
момента. После такой картины, я безмерно глубоко и остро осознаю, что,
несмотря на весь цинизм и безжалостность настоящего времени, мне хочется
сохранить частицу новой Олимпиады. Вот!!! Угодила
стрела маркетинга в мое сердце! Ведь, если всерьез вдуматься, этот момент
уникален, он всего один раз в ходе вечности придет и уйдет. Это событие
произойдет однажды в этой вселенной. И тем оно и уникально, что больше
никогда не будет Олимпиады в Сочи в 2014 году. И, возможно, у нашей страны
еще долго не будет такого грандиозного шанса привлечь внимание всего мира.
По своей глубинной сути олимпийский магазин продает совсем не товары с
олимпийской символикой, а память и сопричастность, отождествление себя с
этим событием. Вот это и есть фишка олимпийского магазина. И за этим придут
люди. В настоящее время очень сложно сохранять чистоту сознания и оставаться
восприимчивым к нежности, красоте, гуманитарным ценностям, таким как любовь,
дружба, преданность, настоящее доверие, что и составляет качество нашего
жития-бытия. В маркетинге вот эта уникальная ценность и есть УТП –
уникальное торговое предложение. Главная задача маркетинга как раз и
заключается в создании такого УТП для компании. Будет ли УТП олимпийского
магазина вечным? Не думаю, но уверена, что спустя несколько лет и даже
десятилетий ценность этих символов будет расти.
По традиции после прогулки обязательно необходимо выпить кофе. На сайте
гостиницы в этом районе очень хвалят сетевое заведение под названием «Рис».
И действительно, заведение сделано с душой. Ни за что не поверить, что оно
сделано в России, россиянами. Кстати, это плюс в копилку опровержений одного
из чудовищных порождений современности о том, что всё, что сделано в России,
с высокой вероятностью сделано из рук вон плохо. (Вот уж вирусный маркетинг
внедрил нам УТП о нас самих же.) В кафе нас встретила ненавязчивая, расслабляющая,
настраивающая на лирический лад музыка, официанты, способные говорить с
тобой не по выученному скрипту (сценарию), а свободно выдавать текст от
своего имени. Оригинальный, но сдержанный интерьер, чистый и опрятный туалет
(по туалетам я вообще выношу вердикт долголетию заведениям общепита, и
как-нибудь об этом напишу). Откуда-то внутри меня возникла уверенность, что
здесь есть что-то, что меня порадует. Заказываем суши, и мне, искушенному
жителю Москвы, посетившему не один суши-бар, пришлось удивиться: я не
встречала ни таких суши и ни таких роллов в Первопрестольной. И самое
отрадное, что вкус этих суши также не оставил меня равнодушной. Как-то я уже
давно не ожидаю от сетевых заведений необычайной свежести продуктов и
первоклассного качества блюд. Но таких свежих суши я не ела со времен своей
поездки в Японию. Рейтинги Сочи благодаря этому заведению у меня выросли
значительно. Настроение улучшилось. И во мне даже затеплилась гордость за
отечество. И снова состоялась связь с моей душой. Вот и еще одно УТП
раскрылось пред моим маркетинговым умом. А ведь я, как эксперт, понимаю, что
за этим таким простым и лаконичным маркетингом кафе лежит не одна неделя
работы профессиональной команды. Я пока не знаю, кто занимался разработкой
УТП этой сети, но здесь явно дело не обошлось без современных международных
маркетинговых технологий. Кстати, о том, при помощи каких фишек и фишечек
было создано УТП этой сети, я напишу отдельную статью. Такую
профессиональную маркетинговую работу не могу обделить вниманием. А что
касается меня, человека впечатлительного, эмоционального и любящего хорошую
кухню, то, еще не уйдя из кафе, я снова захотела сюда вернуться. Чем не идея
на миллион долларов? Думаю, эта сеть уже не один миллион заработала.
Незаметно
день сменила темная сочинская ночь. И мы пошли обратно в отель. По пути мы
забрели в местный магазинчик, ассортимент которого стал для меня
головоломкой на несколько дней. Вдоль стен крохотного, метров 10х12
магазинчика, стояли стеллажи и касса. На стеллажах располагался
разнообразный алкоголь, а рядом с кассой пристроился решетчатый короб с
картошкой, луком и бананами. Я закрыла глаза, как героиня сюрреалистического
фильма. Открыла их снова и убедилась, что не ошиблась. А потом всю дорогу до
гостиницы я не переставала мучить мужа вопросом: «Зачем же в этом магазине к
алкоголю картошка, лук и бананы? Может это какая-то хитрая местная
традиция?» Несколько дней эта картина не шла у меня из головы, и в конце
концов я уговорила мужа вернуться к этому магазинчику снова. Как выяснилось
при свете дня, тем вечером мы не заметили вывески этого магазина, где
значилось название «ФрукDoza». И тут стало все ясно. Владельцы проявили
креатив. Придумали УТП – дозу фруктов (а так как город курортный, так еще и
к этой дозе естественно приложить что-то более серьезное), но вот выкладка
ассортимента внутри магазина подкачала, и все задуманное впечатление было
смазано и сведено на нет. Что ж, такие маркетинговые оплошности нередко
встречаются у наших предпринимателей пока еще недостаточно искушенных в
маркетинге. Бесспорно, предпринимателю удалось не оставить клиента
равнодушным, и досадно, что не удалось подтвердить свое оригинальное УТП,
предъявив так сказать товар лицом. Досадная маркетинговая недоработка –
удивить народ, а потом разочаровать. Ах, как бы хотелось оградить
предпринимателей от подобных ошибок. Но я приехала сюда отдохнуть, чем с
радостью и занялась в оставшиеся дни.
Отдых тек своим чередом, и мой внутренний маркетолог расслабился, уступив
место просто счастливой женщине. Меня захватили море, солнце, горы, несмотря
на зимнее время, обилие красок и гастрономических впечатлений.
И вот уже почти в конце путешествия сидим на берегу Черного моря,
любуемся прекрасным закатом. Море штормит, и разнокалиберные волны
обрушиваются на волнорезы. Рядом ходят люди, одетые в куртки с надписью
«Сочи», и солнце слепит глаза, и настроение просто зашкаливает. Меня
переполняет счастье быть с любимым человеком в прекрасном месте,
наслаждаться солнцем, наслаждаться морем и не спеша обдумывать грядущий год
и мечтать о будущих бизнес-проектах. И вдруг меня осенило. Что вот прямо
передо мной простое объяснение сложного для бизнесменов, для некоторых
похожего на загадку или абракадабру маркетинга с его уникальным торговым
предложением (УТП). Над УТП компании бьются годами и часто гибнут в
неравной борьбе своего непонимания и безжалостного непризнания липового УТП
клиентами.
Здесь на берегу, глядя на эти штормовые волны, я поняла, что у волны тоже
есть УТП. Она ни на секунду не врет. Она мощная, опасная и завораживающе
красивая. И нет ни секунды сомнения в этом. Это истинное УТП. Нет никакого
рекламного трюка, а если кто и усомнится в этой ее истине, пусть попробует
пойти на волнорезы и встретиться с этой волной лицом к лицу. Кстати, два
смельчака так и сделали: пошли на волнорезы, тут же были облиты волной и
отпрянули назад на безопасное и сухое расстояние. Вот вам и сама суть
маркетингового трюка под названием УТП. Прямо перед глазами волна, и мысли и
чувства, которые она вызывает, и ее реальная реализация. Обещание мощи,
силы, красоты и его исполнение в точности до миллиметра. Ни капли лукавства.
Я помню, как в детстве меня угораздило попасть в такую закручивающуюся возле
берега волну, и я чувствовала себя песчинкой, беспомощным лягушонком в ее
руках. Я навсегда усвоила мощь моря. И я ни на миг не сомневаюсь, что эта
задумка природы на миллиард долларов. Смотреть на волны и лезть на волнорез
хочется снова и снова. Это не надоедает никогда. Это хочется повторять снова
и снова на каждом морском отдыхе. Природа – вот гениальный маркетолог,
способный приворожить клиента навечно. Разве не этого добивается каждый
бизнес, чтобы клиент понял, узрел, почувствовал самую суть прекрасного в
бизнесе и влюбился в его услуги навечно?
Чтобы принять взвешенное решение об участии в этом бизнес-лагере, участвуйте в практикуме
Любови Малютиной "Как
маркетинг повышает продажи"
(7 февраля 2014 г., Москва).
Вы:
Наняли новых продавцов, а продажи по прежнему идут через
пень-колоду?
Тратите деньги на рекламу, но новых клиентов мало?
Делаете огромные усилия на новых клиентов, а продавцы
их упускают как песок сквозь пальцы?
За несколько лет ведения бизнеса у Вас накопилась большая клиентская
база, но с ней нет системной работы и управляемой отдачи?
Вы чувствуете что Ваш рынок стал мельчать, но не уверенные куда
направить свой предпринимательский талант?
Как выбрать новый рынок/ новый продукт и избежать ошибок?
Если эти вопрос Вас волнуют, значит, пришло время выстроить у себя
в компании системумаркетингаот стратегии до тактики.
Отзывы участников бизнес-лагерей:
Видео-отзывы из третьего бизнес-лагеря по системе
маркетинга и продаж Дахаб-2013
Видео-отзывы из второго бизнес-лагеря по системе
маркетинга и продаж Угра-2012
"Наша компания занимается продажей и производством искусственного
облицовочного камня. Участвую в проекте Михаила Рыбакова, в лагере по маркетингу
и продажам. Ведущие лагеря у нас – Малютина Любовь и Лучков Виктор.
Впечатления отличные, потому что выдернули из общего потока, окунули в
практику, разделили на команды. Очень много идей, потому что разные люди и непересекающиеся
отрасли, что, кстати, полезно, потому что нет конкуренции, которой все боятся.
Самое полезное из лагеря – это упорядочивание своих знаний. Потому что читаем
много, Интернет – штука великая и классная, можем много оттуда почерпнуть. Но
все-таки одно дело читать, что-то изучать самому, но всегда возникают вопросы
или недопонимание. Здесь как раз помогают упорядочить знания и правильно их
применять. Посмотреть на какую-то проблему с той стороны, с которой ты и не мог
подумать взглянуть, потому что зациклился. Этому помогают и командные работы,
которые здесь проводятся наряду с получением теоретических знаний, очень много
практики проходит, очень полезно, и хочется это тоже внедрять у себя в компании.
По внедрению целый план, как у нас в этом лагере принято - "список добрых
дел". И понимаешь, что он даже не на полгода, а более долгосрочный. Хочется
много внедрить технологий, данных здесь, которые мы сами прошли с практическим
заданием.
А лично для себя я очень много получила таких навыков и инструментов, которые
мне помогут в моей работе и именно в моей компании, то есть не обобщенных.
Спасибо нашим руководителям, что ведут занятия не по общему плану, а
углубляются, если у вас есть какая-то конкретная проблема, как на общих
занятиях, так и на факультативных. Это очень помогает.
Всем советую, потому что этот лагерь помогает навести мосты, помогает понять тем, кто к
маркетингу не относится, что это такое, и чем может быть полезно, а не так, что
они «где-то далеко», как у нас обычно это происходит. И маркетологам тоже
помогает понять продажи, ближе быть к передовой, потому что тоже часто бывает:
«Вы ничего не понимаете, мы знаем лучше». То есть здесь опять происходит такое
уравновешивание.
Вообще я очень довольна. И организм мой пришел в себя за неделю, то есть
здоровье подняла. И сейчас осталось только упорядочить и начать применять.
Спасибо!"
Чтобы принять взвешенное решение об участии в бизнес-лагере, участвуйте в практикуме
Любови Малютиной "Как
маркетинг повышает продажи"
(7 февраля 2014 г., Москва).
До встречи в Дахабе!
Будьте счастливы.
P.S. Если Вы считаете, что эта информация будет интересна кому-то из
Ваших коллег или друзей, и может помочь ему в бизнесе и в жизни -
пожалуйста, перешлите ему это письмо.