Советы бизнес-консультанта. Выпуск 183. Сержанты, Офицеры и Генералы в Системе продаж
Рассылка для тех, кто строит бизнес-системы, управляет ими, работает в
них. Для тех, кто склонен думать и жить активно, а не плыть по течению.
Для тех, кто любит жизнь. Пессимистам читать не рекомендуется.
Советы бизнес-консультанта
Управление продажами
Общий тираж
на 4 серверах - свыше 90000 читателей. Рассылка регулярно
выходит с октября 2007 года.
Выпуск N183, 26.06.2012
«Мы знаем, что мы есть, но знаем ли, чем можем
стать?..» В. Шекспир
Я живу в Москве, однако работаю в любой точке мира, куда
летают самолеты.
Вы всегда можете пригласить меня к себе в город или в свою
компанию для проведения консалтинга и обучения: - Тел: +7 (495) 926-26-09
- E-mail:info@mrybakov.ru - Skype:mikerybakov
- Мой блог
Всегда рад новым контактам! Приятно, когда в мою жизнь входят новые
интересные люди.
Увы, в большинстве российских компаний маркетолога либо нет, либо он умеет
только палить деньги на бесполезную рекламу. Ибо грамотных маркетологов в
России почти нет.
В итоге маркетолог - это почти всегда собственник бизнеса. И все держится на
его талантах, "чуйке", как говорят некоторые мои клиенты ;) Но, увы, чуйка
иногда подводит, а главное - ееневозможно
тиражировать, делегировать.
Не сильно лучше и с продажами. К нам регулярно обращаются компании, где
главный продавец - это собственник бизнеса, которой приводит бОльшую часть
заказов клиентов. А так называемый отдел продаж - это по сути секретари по
текущему обслуживанию заказов. И ладно бы это были
мелкие бизнесы. Сейчас мы работаем с одной компанией федерального значения с
более чем 1200 сотрудниками, где более 90% продаж делает ее владелец.
Мне всегда грустно и больно наблюдать такие ситуации.
Что же нужно, чтобы добиться высоких и стабильных, предсказуемых продаж?
Нужно создать систему маркетинга и продаж. Но для этого нужно четко
понимать, как это сделать.
Кругом полно информации о техниках продаж, переговоров. Масса всяких
тренингов. Но, большинство предназначены для продавцов. Их посещение не
приводит Вас к пониманию, как создать именно систему и не дает
навыков ее создания. Да и приглашение к вам тренера по продажам или (тем
более) отправка продавцов на сборные тренинги приносят минимум пользы, а
скорее даже вред, т.к. часто у обученных сотрудников снижается лояльность к
Вашей компании. Да и учат типовым навыкам без привязки в специфике Вашей
компании, ее стандартам (кстати, они у Вас есть?).
Маркетингу в России вообще толково почти нигде не учат. И мало кто понимает,
что это такое на самом деле, и как его использовать на практике. Хотя это
вообще основа бизнеса: как стратегия, так и тактика основываются на
маркетинге.
К чему я все это?
К тому, что мы сделали действительно качественный продукт, который решает
все эти задачи. Продукт, которым я профессионально горжусь.
Лагерь предназначен для владельцев
бизнеса, генеральных и исполнительных директоров, а также
руководителей коммерческих подразделений (коммерческий директор,
начальник отдела продаж, главный маркетолог и пр).
Он пройдет 9-15 августа на Угре.
Участие в нем окупится Вам многократно.
Если Вы собственник - приезжайте туда сами. Ведь маркетинг и продажи -
основа любого бизнеса. Можно также взять с собой своего генерального и
коммерческого директоров, маркетолога, начальника отдела продаж.
Когда такой же лагерь проходил в этом году в феврале Дахабе, участвовали
более 20 собственников и топов из разных компаний, многие -
командами. И остались очень довольны результатами.
Всем добрый день. Меня зовут Светлана Благушина, я приехала из
Московской области, город Сергиев Посад. Генеральный директор производственного
предприятия «Прато», которое занимается металлообработкой и изготовлением
нестандартных осветительных приборов.
Какая проблема привела меня сюда в лагерь? У меня было ощущение, что наша
система продаж... даже трудно назвать ее системой, работает, как разрозненный
механизм, или какие-то бусинки, которые сами по себе не выстраиваются в какое-то
определенное... ожерелье. Поэтому мне хотелось научиться изначально самой, потом
передать своим коллегам, и выстроить эту систему, чтобы она работала слаженно и
целенаправленно.
Первый день у меня были такие ощущения, что я, наверно, очень многого не
знаю, и будет сложно. Но вот сегодня последний день, и все эти знания,
инструменты, которые мне передали привели меня к такой мысли, что я спокойно
выстрою эту систему. Построю и бизнес-процессы, которые необходимы для создания
этого «ожерелья», которое будет работать в продаже. Еще хочу сказать отдельное
спасибо Михаилу Рыбакову.
Поэтому я очень довольна, что оказалась здесь, получила много знаний.
Спасибо большое организаторам бизнес-лагеря.
***
Надежда Астахова, Рязань
Здравствуйте, меня зовут
Надежда. Я приехала сюда от группы компаний. Нас приехало 7 человек. И у нас
появилась уникальная возможность не просто обучаться, а выстроить наши процессы
в совокупности сразу на месте. Это позволило найти нам общий язык,
взаимопонимание. И теперь мы сделали вывод, что ездить нужно обязательно
группой, потому что одному человеку тяжело внедрять изменения в компании.
Тренинг был насыщенный,
интересный, мне больше всего понравился маркетинг. Мы с Алексеем сделали вывод,
что маркетинг в компании должны знать все, не только маркетологи.
Уезжаем мы завтра. Я уезжаю с
положительными впечатлениями. Очень хочется попасть на базовый лагерь.
Виктор Лучков (www.victorluchkov.ru),
бизнес-консультант, эксперт-практик по оптимизации бизнес-процессов Маркетинга и
Продаж предприятия. Собственник и генеральный директор компании «ВегаБизнесКонсалтинг»,
участник команды "Михаил
Рыбаков и Партнеры", член Гильдии Маркетологов России, сертифицированный
бизнес-тренер. 20-летний опыт личных продаж, 17-летний опыт управления и
7-летний опыт работы в консалтинге. Автор более 30 публикаций в деловой прессе.
Провел около 250 тренингов и семинаров, на которых обучено более 2000
участников.
Военная история и практика – кладезь управленческих решений, а Устав
– пример лучшего Стандарта. Я не собираюсь в этой статье идеализировать
армейскую действительность. В ней много изъянов, но идея статьи в другом. Любая
Армия живет по Уставу, в этом ее сила! Армейские Уставы написаны кровью,
Стандарты в Бизнесе – убытками и типовыми проблемами. Тысячелетний опыт военных
систем как минимум стоит нашего внимания, если мы хотим выстроить отличную
управленческую среду в своем бизнесе.
Это вторая статья в цикле подготовки к тематическому лагерю «Создание
системы маркетинга и продаж». Продолжая тему Живых продаж, сегодня мы
перейдем от рядовых исполнителей к их командирам. Так же как и в первой статье,
предусмотрены бонусы активным читателям.
1) Бесплатная скайп-консультация - всем, кто пришлет запрос на консультацию
в день выхода статьи в рассылке. Запрос необходимо сделать
через мой сайт
www.victorluchkov.ru. На сайте есть соответствующий раздел.
2) Схема типовой структуры коммерческой службы с функционалом всех
руководителей и сотрудников (назначение должности и типовые задачи сотрудника) -
всем, кто выполнит задания! Срок для выполнения заданий –
только 3 дня. Задания высылайте мне на электронную почту
viclu@ya.ru.
***
Почему тема армейская? Лично мне она близка. 7 лет юности я отдал Армии. В
прошлом кадровый офицер. Армейская тема близка и многим руководителям. Парадокс
заключается в том, что она интересна даже людям, которые не служили. Тема острая
и жизненная, где все без прикрас - впрочем, также как
и в продажах. Живой Солдат и Живой Продавец, всё лучше Мертвого.
От чего зависит успех в управлении? С одной стороны, это жизнь по Уставу или
по Стандартам. С другой стороны, это личность руководителя или командира.
Задание 1.
Напишите, что в вашей Системе продаж зависит от точного исполнения
Стандартов? А что зависит от личности руководителей? Какие у вас внедрены
стандарты?
***
Что зависит от Устава, а что от Личности командира? От Устава зависит тот
перечень управленческих инструментов, которые должен освоить командир. Но нельзя
решить все задачи с помощью стандартных управленческих инструментов. От Личности
руководителя зависит его я лидерский потенциал. И главное -
насколько руководитель способен мотивировать своих сотрудников на определенные
действия и результат. Напрашивается простой вывод – не каждый способен стать
руководителем. Нужна как Система, так и наличие лидерских качеств. Как
инструменты руководителя, так и самомотивация руководителя на достижение
результата. В системе все взаимосвязано.
Про личности и инструменты мы продолжим разговор в следующих статьях. А
сегодня один из главных элементов системы управления – Вертикаль власти. Без нее
ни лидерские качества, ни Стандарты работы не приводят продажи к ожидаемым
результатам.
Власть стара как мир! И так много сделано в этом мире для укрепления и
сохранения власти. Обычная оргструктура в первую очередь заточена на поддержание
единовластия в организации. В нормальную оргструктуру всегда зашита Вертикаль
власти. Типовая проблема структур коммерческих служб – отсутствие элементарной
Вертикали власти. В чем это выражается? Есть коммерческий директор, но нет
руководителя отдела продаж. Есть руководитель отдела продаж, но нет
коммерческого директора. До боли знакомая практика. Кому-то денег жалко на
дополнительного руководителя, кому-то просто непонятно что он должен делать
полезного на своей позиции. Бывают еще хуже перекосы – руководители без
подчиненных.
Задание 2.
Нарисуйте структуру своей коммерческой службы, укажите в ней все
подразделения, которые каким-либо образом взаимодействуют с клиентами, всех
руководителей и сотрудников этих подразделений. Напишите назначение каждой
должности, и за что конкретно отвечает каждый сотрудник.
***
Для создания нормальной Вертикали власти нам требуется три категории
руководителей:
1) верхнее звено
2) среднее звено
3) линейное или оперативное звено
Верхнее звено – генералы или генеральные директора. Среднее звено – офицеры
или коммерческие директора. Линейное звено – сержанты или руководители отделов
продаж, супервайзеры.
В продажах крайне необходимы все три категории руководителей. У каждого свой
уникальный функционал. Одна из основных проблем в Управлении продажами –
совмещение одним руководителем функций всех трех категорий. Допустимое
исключение для малого бизнеса - Генерал может выполнять функцию Офицера. Т.е. мы
вместо трех уровней в Вертикали власти допускаем только два. Категорически
неприемлемо совмещать функцию Сержанта (руководителя отдела) кому-то из верхних
руководителей.
Почему так категорично, спросите вы? Каждому уровню Вертикали власти
соответствует свой уровень полномочий и ответственности:
1) стратегический уровень управления
2) тактический уровень управления
3) оперативный уровень управления
Совмещение любых двух уровней приводит к наделению одного руководителя двумя
видами ответственности: например, совмещение Сержанта (Руководителя отдела) и
Офицера (Коммерческого директора) вынуждает руководителя отвечать как за Процесс
продаж отдельными сотрудниками, так и за Плановые показатели бизнеса в целом.
Угадайте, в каком направлении будет перекос в ответственности? Правильно, в
пользу Планов продаж. Стандартизированный процесс продаж гарантированно
пострадает. Звучит примерно так: «Делайте планы продаж любыми способами! Как вы
будете продавать, меня не волнует!»
Знакомая картина? До боли!
Что имеем? Имеем отсутствие нормальных руководителей в продажах! Редкие
бизнесы, как исключение, могут похвастаться сильными руководителями в Системе
продаж. Но и в этих бизнесах не все расставлено по полочкам, функции
руководителей могут быть не прописаны вообще и зачастую сводятся к возможностям
конкретных людей, но совершенно не учитывают реалии бизнеса и те задачи, которые
они должны решать.
Задание 3.
Используя структуру коммерческой службы из Задания 2, напишите три
уровня Вертикали власти. Какие руководители в компании конкретно отвечают за
каждый из уровней. Кого сейчас не хватает в вашей Вертикали власти? Почему? Что
планируете сделать, чтобы устранить дефицит руководителей в коммерческой службе?
***
Выполнили все три задания? Отлично.
Ух, нагнал я на Вас проблем. Действительно, иерархия власти
- тема больная и злободневная. Поговорим о возможных
решениях. Что нужно сделать, чтобы создать в Вашей компании эффективную
Вертикаль власти?
1. Определить и записать
стратегический блок для бизнеса в целом. Определить роль коммерческой
службы в выполнении
стратегии компании.
– основные проблемы компании, которые необходимо решить за 5-7 лет, чтобы
достичь стратегической цели;
– декомпозировать
стратегическую цель на 5-7 стратегических задач, выполнение которых решает
основные проблемы компании и гарантирует достижение стратегической цели;
– путь к
стратегической цели, разделенный на отрезки по 1 году с промежуточными
целями и задачами.
2. Скорректировать оргструктуру коммерческой службы с учетом наличия в
ней Вертикали власти. Вертикаль должна состоять из 2 или 3 уровней: генеральный
директор – коммерческий директор – руководители отделов продаж.
Основные принципы формирования структуры коммерческой службы:
– в структуре однозначно прослеживается подчиненность;
– в структуре «зашита» зона ответственности каждого уровня власти и каждого
сотрудника;
– структура учитывает специализацию каждого подразделения;
– структура оптимизируется под основные потоки коммуникаций с клиентами:
входящий поток, исходящий поток, смешанный поток;
3. Разделить зоны ответственности между разными уровнями управления.
Оптимизировать функционал руководителей и подразделений: цель
(назначение), текущие задачи, за выполнение которых отвечает руководитель на
данном уровне власти.
Основные принципы разделения функционала:
– на каждом уровне (у каждого подразделения, руководителя или сотрудника)
есть только ОДНА цель;
– цель может быть как текущая (регулярная), так и нерегулярная, например,
стратегическая;
– каждый руководитель и сотрудник ОТВЕЧАЕТ за достижение своей цели;
– ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за достижение цели обязательно составляет основу
МОТИВАЦИИ сотрудника или руководителя;
– при разделении зон ответственности необходимо обеспечить ответственность:
как за РЕЗУЛЬТАТ, так и за ПРОЦЕСС;
– за общий результат продаж обычно отвечает коммерческий директор, а за сам
процесс продаж и за результаты своих подчиненных отвечают руководители отделов;
– цель каждого вышестоящего руководителя декомпозируется на ряд задач (обычно
от 3 до 7);
– задачи вышестоящего руководителя делегируются нижестоящим руководителям и
становятся целями: либо их подразделений, либо их подчиненных.
4. Создание и внедрение инструментов руководителей, или управленческих
инструментов.
Основные принципы создания управленческих инструментов:
– любой инструмент создается для упрощения действий руководителя, а также он
должен повышать личную эффективность руководителя, экономить время и улучшать
контроль;
– инструмент находится на третьем (нижнем) уровне Пирамиды управления: «цель-задачи-действия»;
– использование одного инструмента обычно нацелено на решение сразу
нескольких задач данного руководителя;
– инструменты используются только в комплексе с другими инструментами: и
своими, и инструментами вышестоящих и нижестоящих сотрудников компании;
– каждый инструмент, который вы создали сами или у кого-либо переняли,
обязательно должен быть внедрен;
– руководитель в ходе внедрения комплекса инструментов обязан пройти
профессиональное обучение использованию инструментов;
– в ряде случаев требуется освоение инструментов своего руководителя и его
подчиненными, например, для повышения результативности обычной планерки
необходимо провести совместное обучение руководителя и его подчиненных;
– инструментов должны ежедневно использоваться на практике.
5. Создание инструментов по поддержанию управленческой системы в
работоспособном состоянии.
Краткое резюме. В каждом бизнесе необходима
Вертикаль власти. Отсутствие Вертикали власти приводит к снижению управляемости
бизнеса в целом и продаж в частности. Вертикаль власти состоит из 3 уровней
управления. Руководителей каждого уровня мы назвали: Генерал, Офицер, Сержант.
Между руководителями разделены зоны ответственности: Генерал – стратегические
решения в продажах, Офицер – общие результаты продаж, Сержант – выполнение
процесса продаж по стандартам и личные результаты подчиненных.
Ответственность – основа
мотивации. Структура подразделений неразрывно связана с функционалом
руководителей и сотрудников данных подразделений. Грамотно созданная структура
позволяет «жестко зашить» делегирование в функционал каждого сотрудника,
минимизировать затраты на регулярную постановку задач. Помимо ответственности,
функционал каждого руководителя должен содержать набор действий, выполнение
которых с высокой вероятностью приводят к решению задач и достижению цели. Набор
действий руководителя усиливаем и стандартизируем с помощью комплекса
управленческих инструментов. Инструменты должны быть внедрены, освоены и
применяться в ежедневной управленческой практике руководителя.
***
Вам интересно создать мощную Вертикаль власти в своем бизнесе? Если ваш ответ
ДА, воспользуйтесь отличной возможностью – уже в августе сего года принять
участие в Тематическом лагере «Создание
системы маркетинга и продаж» на Угре. Глубоко изучить данную тему и
сделать практические наработки, которые можно будет внедрить в жизнь своего
бизнеса сразу же после лагеря.
Жду Вас на страницах моего персонального сайта
www.victorluchkov.ru. В
разделе «Бесплатные материалы» доступен новый тест «Самодиагностика системы
продаж» - заказывайте!
P.S. Если Вы считаете, что эта информация будет интересна кому-то из Ваших
коллег или друзей, и может помочь ему в бизнесе и в жизни - пожалуйста,
перешлите ему это письмо.
С уважением,
ведущий рассылки
Михаил Рыбаков
Бизнес-консультант
Руководитель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры"
Все
тексты Copyright Михаил Рыбаков, если не указан другой автор.
Вы можете свободно использовать тексты из
моей рассылки:в неизменном виде (без
сокращений и правок)
при обязательном указании моего авторства, активной ссылки на сайт
WWW.MRYBAKOV.RU. Публикацию текстов в СМИ, пожалуйста,
предварительно согласуйте со мной. Если будете размещать на своих
сайтах, блогах и пр., пожалуйста, присылайте ссылки.
Письма, присланные автору, могут быть опубликованы в рассылке - в полном объёме или
частично - без предварительного уведомления. Если Вы не хотите, чтобы
Ваше письмо было опубликовано - пожалуйста, явно укажите это в начале
письма. Спасибо.