Советы бизнес-консультанта. Выпуск 180. Ответственность консультанта
Рассылка для тех, кто строит бизнес-системы, управляет ими, работает в
них. Для тех, кто склонен думать и жить активно, а не плыть по течению.
Для тех, кто любит жизнь. Пессимистам читать не рекомендуется.
Советы бизнес-консультанта
Ответственность консультанта
Общий тираж
на 4 серверах - свыше 55000 подписчиков. Рассылка регулярно
выходит с октября 2007 года.
Выпуск N180, 13.06.2012
Мозги, конечно, не видно,
но когда их не хватает - заметно.
Я живу в Москве, однако работаю в любой точке мира, куда
летают самолеты.
Вы всегда можете пригласить меня к себе в город или в свою
компанию для проведения консалтинга и обучения: - Тел: +7 (495) 926-26-09
- E-mail:info@mrybakov.ru - Skype:mikerybakov
- Мой блог
Всегда рад новым контактам! Приятно, когда в мою жизнь входят новые
интересные люди.
Многие приедут командами - это важно, чтобы вовлечь в развитие бизнеса
партнеров и ключевых руководителей, говорить с ними на одном языке. Некоторые
приглашают на лагерь своих внешних партнеров: поставщиков, ключевых
клиентов. Ведь так приятно работать в здоровой упорядоченной бизнес-среде!
Конечно, вы можете подождать еще годик-другой:
Вкалывать по 10-12 часов в день без права на отдых
Работать за своих сотрудников
Довольствоваться маленькой и нестабильной прибылью
Терять клиентов и долю рынка
Не видеть свою семью
Мучаться от стрессов, тогда как жизнь проходит мимо...
Вячеслав Кондрашов. Собственник и директор компании «Тутанхамон» (продажа
ювелирных изделий)
Здравствуйте, меня зовут Вячеслав, я приехал в Дахаб из Тулы. Занимаюсь
розничным бизнесом очень давно, уже 20 лет.
Приехал сюда, чтобы понять, можно ли в розничном бизнесе навести порядок в
управлении. Понял, что это возможно.
Я считаю, что данный формат общения людей — это лучше, чем любой другой
семинар. Чем больше таких сподвижников, как наши консультанты, будет возникать в
России (и за ее пределами, но для России), тем мы будем жить лучше, тем бизнес
будет делать легче: в удовольствие, в кайф. И я желаю всем пройти
данный бизнес-лагерь и получить такое же удовольствие, какое получили здесь
мы.
Консультантов постоянно склоняют на всякого рода
форумах и тусовках – дескать, у нас совершенно безответственная профессия.
Только советы дают, а отвечать ни за что не хотят. Копий вокруг этого вопроса
сломано немало. Я посвятил ему отдельную главу в «Трансформации
бизнеса». Но… когда пытаешься разобраться в вопросе, в котором тебя принято
обвинять «по умолчанию», любые попытки будт так или иначе выглядеть как
оправдание.
Сегодня я вдруг подумал: почему бы не зайти с
другой стороны? Я сам являюсь клиентом консалтинга, у меня есть персональный
коуч, один из лучших в своем деле, и у меня никогда не возникало с ним вопросов
о разделении ответственности и прочей фигне.
Почему? Потому, что я как клиент, очень хорошо
знаю, кто за что отвечает в наших с ним взаимодействиях.
Итак, для начала задача: однажды после сессии я
был настолько взбудоражен, что попал в ДТП и разбил машину. Вопрос: на ком лежит
ответственность за этот случай?
Ответ: конечно же, на мне. Любой гаишник вам
скажет, что если вы чувствуете себя нехорошо, вам нельзя садиться за руль. Так в
Правилах написано. А консультант в данном случае весьма крут: ему удалось
поднять на поверхность такую проблему, что от осознания ее я на некоторое время
потерял контроль над собой.
Следующая задача: После сессии с консультантом я
решил уволить одного из своих сотрудников. Через некоторое время я понял, что
ошибся и эта ошибка стоила мне денег. Могу ли я предъявить претензии своему
консультанту, особенно если он посоветовал (или поддержал мое решение) уволить
данного сотрудника?
Ответ: нет, конечно. Ни один консультант не
знает всех особенностей моего бизнеса и не способен просчитать все варианты
последствий моего решения так, как это могу сделать я. Какое бы ни было его
мнение – это мнение постороннего человека. А бизнес – мой. Поэтому все решения в
нем принимаю я сам, и отвечаю за них тоже сам.
Консультант мне дает внешнюю точку зрения, свой
опыт и мировоззрение, поддержку, провокацию и все то, что помогает мне двигаться
дальше. Но если я споткнулся и упал – это я сам споткнулся и упал.
Третья задача: после того как я так обломался с
сотрудником, пойду ли я к консультанту снова и если да, то почему?
Ответ: да. Потому, что мне не нужно от него
гарантированно работающего решения. Я хожу к нему для того, чтобы самому эти
решения найти. А всевозможные обломы и ошибки – главный учебный материал на этом
пути. Внешний консультант же – наилучший помощник в деле разбора полетов и
извлечения опыта.
И четвертая задача: а если бы я пришел к нему с
претензией по поводу сделанной ошибки и попытался призвать к ответственности –
что бы это означало для меня?
Ответ: это бы означало, что я не хочу нести
ответственность за свою жизнь. Что психологически я не являюсь взрослым
человеком. И мне все еще нужен папа или мама, которые возьмут на себя ту часть
моей ответственности, которую я сам пока нести не могу.
Консультант не может гарантированно сделать меня
миллионером или помочь построить супербизнес. Это все пытаюсь сделать я сам, на
свой страх и риск. А консультанту я плачу деньги за то, что он помогает мне
продвигаться к этой цели:
Не за готовые решения – а за более
разносторонний анализ ситуации и большее число вариантов.
Не за отсутствие проблем – а за то, что он поможет мне быстрее и лучше
их осознать, и я смогу лучше и быстрее с ними справиться.
Не за гарантированный результат – а за поддержку на пути к этому
результату. Или к какому-нибудь другому результату, если я вдруг решу, что
хочу идти совсем не туда, куда мы договаривались вначале.
Ответственность консультанта передо мной
заключается в том, что я должен чувствовать его поддержку и помощь все время,
когда она мне нужна. А моя ответственность перед ним – обозначать, где и в чем
мне требуется поддержка. Вокруг этого и строятся наши отношения.
Мои же результаты вообще не являются
предметом контракта. Они нужны для того, чтобы определить длительность
нашей совместной работы (работаем до тех пор, пока я не достигну вот этих
результатов). И также они являются главным критерием того, что мы двигаемся в
правильном направлении, а не витаем в облаках.
Если я их не достигаю – это целиком моя
ответственность перед собой. Консультант здесь мне помогает потерять
меньше сил (денег и т.п.), извлечь больше опыта, не отчаиваться и продолжать
движение. Если я их достигаю – это целиком моя ответственность перед
собой. Консультант здесь мне помогает сэкономить силы, научиться тому,
что надо и быстрее двигаться несмотря на обломы.
Как видите, в обоих случаях консультант
оказывает мне одинаковую помощь. За это я ему благодарен. И когда я в конце
концов дохожу до своей цели, в этом достижении есть заслуга моего консультанта.
Напоследок могу сказать, что за годы работы
вопрос о разделении ответственности между консультантом и клиентом стал для меня
своего рода тестом готовности клиента на серьезный проект. Если этот вопрос
возникает, и тем более если он возникает как претензия к консультантам, с этим
клиентом мы не работаем.
Мы отправляем его к нашим коллегам-психологам.
Ибо сначала надо научиться нести ответственность за свою собственную жизнь – а
уже потом пытаться сделать что-то серьезное с бизнесом.
P.S. Если Вы считаете, что эта информация будет интересна кому-то из Ваших
коллег или друзей, и может помочь ему в бизнесе и в жизни - пожалуйста,
перешлите ему это письмо.
С уважением,
ведущий рассылки
Михаил Рыбаков
Бизнес-консультант
Руководитель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры"
Все
тексты Copyright Михаил Рыбаков, если не указан другой автор.
Вы можете свободно использовать тексты из
моей рассылки:в неизменном виде (без
сокращений и правок)
при обязательном указании моего авторства, активной ссылки на сайт
WWW.MRYBAKOV.RU. Публикацию текстов в СМИ, пожалуйста,
предварительно согласуйте со мной. Если будете размещать на своих
сайтах, блогах и пр., пожалуйста, присылайте ссылки.
Письма, присланные автору, могут быть опубликованы в рассылке - в полном объёме или
частично - без предварительного уведомления. Если Вы не хотите, чтобы
Ваше письмо было опубликовано - пожалуйста, явно укажите это в начале
письма. Спасибо.