Советы бизнес-консультанта. Выпуск 179. Рецепты управления на каждый день
Рассылка для тех, кто строит бизнес-системы, управляет ими, работает в
них. Для тех, кто склонен думать и жить активно, а не плыть по течению.
Для тех, кто любит жизнь. Пессимистам читать не рекомендуется.
Советы бизнес-консультанта
Управление персоналом
Общий тираж
на 4 серверах - свыше 55000 подписчиков. Рассылка регулярно
выходит с октября 2007 года.
Выпуск N179, 05.06.2012
У каждого из нас столько горя и радости,
сколько он создаёт себе сам.
Я живу в Москве, однако работаю в любой точке мира, куда
летают самолеты.
Вы всегда можете пригласить меня к себе в город или в свою
компанию для проведения консалтинга и обучения: - Тел: +7 (495) 926-26-09
- E-mail:info@mrybakov.ru - Skype:mikerybakov
- Мой блог
Всегда рад новым контактам! Приятно, когда в мою жизнь входят новые
интересные люди.
Бизнес-лагеря: мест остается все меньше, цены
поднимутся 8 июня
Уважаемые
подписчики!
В этом году у нас аншлаг на летние бизнес-лагеря для собственников и
руководителей. До их начала - еще почти 2 месяца, а, к примеру, на
Пятый основной бизнес-лагерь "Как навести порядок в своем бизнесе и в
коллективе" уже сейчас более 20 оплаченных
участников. К сожалению, количество мест в лесном лагере физически
ограничено. К тому же в этом году многие наши постоянные клиенты -
собственники компаний - присылают к нам команды своих ключевых руководителей.
Так что если Вы хотите принять участие,
успевайте >>>.
И приезжайте хотя бы вдвоем от своей компании - чтобы успешно внедрить
в свой бизнес все, чему Вы научитесь. Берите с собой семьи - им там хорошо :)
Пусть Вас не смущает то, что участников много: мы работаем командой
консультантов, и каждый получит достаточно нашего внимания.
К тому же 8 июня - очередной подъем цен на
участие в бизнес-лагерях. Цены растут необратимо - потом даже не просите о
скидках ;)
Вот отзыв
участника третьего основного бизнес-лагеря Угра-2011.
"Меня зовут Сауле Рысбаева. Я из города Тараз республики Казахстан.
Бизнесом я занимаюсь 19 лет, полиграфическая деятельность, реклама,
сувениры, упаковка.
Все эти 19 лет мы, наша компания, чем-то занимались, куда-то шли, а вот
никто не мог нам определить, правильно или неправильно. Шаг за шагом сами
развиваемся, в собственном соку варимся, а правильности нет. Это ощущение меня
последние 2 года не покидало, и я, через друзей узнав о курсах Рыбакова, с
удовольствием согласилась приехать.
В первую очередь меня поразил формат подачи всей той информации, которую
мы здесь получили за десять дней. То, что это происходило на лоне природы. Я
вообще очень люблю природу, поэтому очень приятно, тем более что я с сыном
приехала.
Организация очень хорошая. Но удивило то, что столько бизнесменов
съехалось, и долгое время мы не могли сразу получить ту информацию, хотелось
сразу поймать и тут же обсосать, проглотить... Мы же за этим приехали. Но когда
мы поняли суть, все стало на свои места.
Я сейчас ощущаю, что приеду и буду делать у себя «генеральную уборку». И
думаю, это будет полезно для всех. И для меня, как руководителя-собственника, и
для тех, кто в моей команде работает. Потому что это как воздух на сегодняшний
день.
А еще больше я получила от людей, таких же, как я собственников,
предпринимателей, которые приехали сюда из разных сфер. И они еще больше
укрепили сам процесс обучения. Потому что у всех абсолютно разные мнения, разный
подход.
Однозначно я многому научилась. С собой увожу большой багаж знаний, книгу,
как руководство по бизнесу. И я думаю, что приехав, я буду хорошо рекламировать
этот лагерь и вообще подход Рыбакова, чтобы именно емко, качественно, четко
обучать тех, кто уже имеет капитал и не знает, как его упорядочить.
Екатерина Козырева, консультант в области
стратегического и организационного развития, действующий директор по
персоналу и член совета директоров крупного российского холдинга, коуч
первых лиц, ведущая тренингов по развитию управленческих компетенций.
Участник команды "Михаил Рыбаков и
Партнеры".
Опыт в управлении персоналом с 1997 года, включающий в
себя крупнейшие российские и западные компании. Два высших образования:
стратегическое управление производством в машиностроении, психология
управления.
В мире есть огромное количество систем, теорий, методик и концепций о том,
как можно управлять сотрудниками и строить работу подчиненного
подразделения. Многие из них мы будем разбирать и тренировать в
летнем бизнес-лагере «Система
и технология управления людьми в бизнесе»,
который пройдет на Угре с 11 по 15 августа 2012 года.
Но сегодня мне бы хотелось обратить внимание на элементы управления, которые
лежат на поверхности, но так сильно недооцениваются многими
руководителями в своей ежедневной практике. Эти элементы крайне просты, при этом
невероятно эффективны. К сожалению, в большинстве компаний малого и среднего
бизнеса культура их применения полностью отсутствует. Поэтому, несколько
советов – напоминалок в помощь руководителям таких компаний:
Ведите со своими сотрудниками письменную коммуникацию
Постановка задач без того, чтобы ее отразить и закрепить в письменном виде,
сильно снижает шанс, что эта задача будет выполнена и вообще принята к
исполнению.
Есть разнообразные способы поставить задачу письменно своему подчиненному.
Выберите один из подходящих и введите его в регулярное использование. В течении
месяца, недели или даже дня, у Вас возникает огромное количество идей, что было
бы полезно и важно сделать, но не запланировано в работе Ваших подчиненных.
Часто Вы просите их это сделать при встрече в коридоре, вызывая в кабинет или по
телефону. После чего, подобные распоряжения могут потеряться в суете рабочего
дня. Остановитесь. Потратьте одну минуту на то, чтобы отправить письмо с
подтверждением получения своему сотруднику, отразите задачу в Аутлуке,
Мегаплане,
или попросите своего секретаря о том, чтобы он это сделал, и Вас поставил в
копию. Я делаю еще проще: после того, как задача поставлена в устном виде,
прошу, чтобы сотрудник включил ее в своей ежемесячный план и дал мне ссылку на
свой календарь, где стоит промежуточная контрольная точка выполнения задачи.
При постановке самой задачи, такой способ коммуникации позволяет избежать
недопонимания между руководителем и подчиненным. В письме важно указывать
ключевые параметры: сроки, деньги, фамилии, критерии выполнения задачи. В
дальнейшем это сильно помогает снять возражения подчиненных: не понял, не знал,
не предупреждали, а Вы не то говорили.
Введите в своем подразделении систему приказов и распоряжений
Составлять подобные документы - это целое искусство, требующее качественной
практики. Прежде чем делегировать формирование таких документов секретарю или
своим замам, руководителю просто необходимо «набить руку» в этом деле. Это
помогает видеть неточности или неоднозначно понимаемые моменты в официальных
документах по компании, которые не всегда бывают очевидны исполнителю не в силу
неопытности, а из-за отсутствия комплексного видения поставленной задачи.
Поэтому, прежде чем подписать документ приказа или распоряжения, не надейтесь на
то, что Ваш заместитель много лет рядом и все знает. Потрудитесь прочитать: к
своему удивлению обнаружите, что в подготовленном документе всегда есть что
изменить опытному человеку. Ведите систему приказов и распоряжений на регулярной
основе. Следите, чтобы распоряжения не противоречили друг другу. Поручите
отдельному человеку контроль выполнения решений данных документов. Определите
перечень последствий за их неисполнение. Сделайте так, чтобы последствия
неисполнения стали «неотвратимы» и обязательны для всех сотрудников, на которые
они распространяются.
Сохраняйте переписку по важным вопросам
Эта тема вообще спасла много «безнадежных» ситуаций. В одной из компаний
действующий сотрудник подал на компанию в суд за недополученную заработную
плату, на основании опечатки в трудовом договоре. Сумма могла стоить компании
около 1,5 миллионов рублей. Дело спас документ об официальном приглашении
сотрудника на работу. В нем были подробно и досконально расписаны все детали
оплаты труда нанимаемого, подписанные его же рукой.
К этому же совету относится практика официального ознакомления сотрудников со
всеми внутренними локальными и нормативными актами компании, должностными
инструкциями, приказами и распоряжениями. Руководитель обязан следить, чтобы
люди были проинформированы и не забыли об этом расписаться, а так же поставить
дату ознакомления с документом.
Ведите протоколы своих встреч и совещаний подразделения
В начале встречи или совещания определите человека, который будет вести
протокол ваших обсуждений и договоренностей. Для того, чтобы вести протокол
нужно хорошее понимание обсуждаемых вопросов и глубина видения проблемы, поэтому
не думайте, что с этой задачей может справиться девочка секретарь, отвечающая на
телефоны. Поручите это дело опытному сотруднику, находящемуся «в теме».
Протокол это крайне удобное и эффективное изобретение. Каждую следующую встречу
на рассматриваемую тему, очень полезно начинать с того, что уже было обсуждено
ранее и какие решения уже нашли реализацию в вашей работе. Практика грамотного
ведения и дальнейшего использования протоколов достаточно быстро способна
избавить компанию от «дня сурка» и принесет Вам серьезную поддержку в процессе
внедрения принятых решений.
Проводите со своими людьми совещания и встречи на регулярной основе
Один из важнейших моментов работы с людьми – постановка системы совещаний и
встреч с коллективом. Совещания Ваши могут носить разный характер.
Информационные, консультационные, отчетные, планерки и пятиминутки - каждый из
видов имеет свою специфику и назначение, а, соответственно, планируется и
проводится с помощью специальных технологий. Было бы крайне полезно, чтобы
руководители и ведущие были обучены навыкам ведения всех вариантов совещаний,
чтобы могли правильно и эффективно использовать их в своей деятельности. Но, для
начала, определите для себя, а лучше совместно с подчиненными, тот минимум
встреч, которые коллективу просто необходим в работе.
Составьте перечень вопросов, которые Вы хотели бы на этих встречах обсуждать
и то, какая информация должна быть через них быть донесена до сотрудников.
Введите такие встречи в регулярную практику. Раз в месяц - планово-отчетное, раз
в две недели - согласование, корректировка планов проектов, каждый понедельник -
планерка на неделю.
Отдельной темой здесь стоят
стратегические сессии и рабочие группы по ведению изменений в компании.
Такие собрания лучше проводить с участием профессиональных модераторов и
консультантов. А вот на операционных встречах вполне можно обойтись собственными
силами, особенно если эти силы подкреплены специальными навыками модерации и
фасилитации подобных форм совещаний.
Давайте своим подчиненным обратную связь о выполненных задачах
Каждому руководителю обязательно необходимо владеть системой и процедурами
оценки работы своих подчиненных. Это возможно делать как по результатам
окончания работы, так и в процессе ее выполнения. Механизмов предоставления
обратной связи достаточно, чтобы иметь возможность оперативно управлять и
корректировать действия сотрудников, при этом оказывая им необходимую поддержку
в сложные моменты и предоставлять свободу, там где они способны
продемонстрировать свои наилучшие компетенции. Но, до тех пор, пока Вы не
владеете всем арсеналом вариантов, будет хорошо, если Вы не будете помнить:
порой достаточно сказать всего несколько слов, после того, как работа выполнена
сотрудником.
Лучше, если эта оценка будет нести в себе и некоторые рекомендации на
дальнейшую работу. То есть не только хорошо она выполнена или плохо, а разобраны
некоторые элементы, которые Вы могли бы в ней отметить. Что Вас из этого
устраивает и чем именно, что Вам нравиться, почему и как эта конкретная работа
повлияет на компанию в целом. Или какие-то элементы выполненной работы, Вас не
удовлетворили. Раскройте Ваше видение, в чем ее результаты не соответствуют
Вашим ожиданиям. Будьте откровенны. Ищите как то, в чем Вы можете похвалить
человека, так и то, в чем Вы видите - он мог бы быть лучше. Такой подход в
оценке вызывает у сотрудников серьезное доверие и благодарность, если форма
выражения таких рекомендаций выбрана правильно и корректно донесена.
«Это же элементарно, Ватсон», - могут сказать многие. Но моя ежедневная
практика консультирования руководителей говорит о том, что эти самые мелочи на
фоне глобальных проблем, контрактов и продаж забываются, не используются в
полной мере, а уж на регулярной основе - тем более.
Практикум:
Прямо сейчас, возьмите в руки или откройте в электронном виде перечень
протоколов Ваших совещаний и посмотрите то, о чем говорилось на последнем.
Если Вы этого сделать не можете по каким либо причинам - значит Вам явно есть
что улучшить в области управления персоналом. С чем я Вас и поздравляю ;) И жду
на бизнес-лагере «Система и
технология управления людьми в бизнесе».
В течении 5 дней мы будем учиться создавать и внедрять в свою работу все
элементы и технологии управления своими подчиненными, а так же тренироваться
в предоставлении обратной связи и оценке своих подчиненных, проведении
совещаний, постановке задач, делегировании полномочий, мотивировании
подчиненных, проведении собеседований и многом–многом другом.
P.S. Если Вы считаете, что эта информация будет интересна кому-то из Ваших
коллег или друзей, и может помочь ему в бизнесе и в жизни - пожалуйста,
перешлите ему это письмо.
С уважением,
ведущий рассылки
Михаил Рыбаков
Бизнес-консультант
Руководитель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры"
Все
тексты Copyright Михаил Рыбаков, если не указан другой автор.
Вы можете свободно использовать тексты из
моей рассылки:в неизменном виде (без
сокращений и правок)
при обязательном указании моего авторства, активной ссылки на сайт
WWW.MRYBAKOV.RU. Публикацию текстов в СМИ, пожалуйста,
предварительно согласуйте со мной. Если будете размещать на своих
сайтах, блогах и пр., пожалуйста, присылайте ссылки.
Письма, присланные автору, могут быть опубликованы в рассылке - в полном объёме или
частично - без предварительного уведомления. Если Вы не хотите, чтобы
Ваше письмо было опубликовано - пожалуйста, явно укажите это в начале
письма. Спасибо.