Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Советы бизнес-консультанта

  Все выпуски  

Советы бизнес-консультанта. Выпуск 118. Менеджмент


Рассылка для тех, кто строит бизнес-системы, управляет ими, работает в них. Для тех, кто склонен думать и жить активно, а не плыть по течению. Для тех, кто любит жизнь. Пессимистам читать не рекомендуется.

Советы бизнес-консультанта. Менеджмент

Общий тираж на 4 серверах - свыше 55000 подписчиков

Выпуск N118, 16.03.2010

Стрельба из лука учит нас, как надо искать истину.

Когда стрелок промахнётся, он не винит других, а ищет вину в самом себе.

Конфуций

Наведение порядка в действующем бизнесе Проектирование нового бизнеса Создание в компании механизмов саморазвития Рабочие сессии по решению ваших бизнес-задач Коучинг по достижению ваших личных целей Мои мультмедиа-курсы Мои вебинары бесплатно

 

Мои публикации

Анонсы мероприятий

WWF26 марта (пятница)

Благотворительная конференция «Малобюджетные способы развития бизнеса»

Мои вебинары бесплатно

Для компаний (собственников бизнеса и наемных руководителей)

Как навести порядок в своем бизнесе

Как создать эффективную систему продаж

Что делать с персоналом

Как управлять проектами в вашем бизнесе

Постоянное саморазвитие бизнеса

Для частных лиц

Как преодолеть лень в себе и окружающих

Как организовать себя, или особенности национального тайм-менеджмента

Как найти любимое дело и много зарабатывать

Как найти перспективную компанию и выгодно устроиться туда на работу

Как создать и раскрутить свой личный бренд

Как создать новый бизнес. Пошаговый алгоритм


Мой консалтинг и коучинг:

Наведение порядка в действующем бизнесе

Проектирование нового бизнеса

Создание в компании механизмов саморазвития

Рабочие сессии по решению ваших бизнес-задач

Коучинг по достижению ваших личных целей


Я живу в Москве, однако работаю в любой точке мира, куда летают самолеты.
Вы всегда можете пригласить меня к себе в город или в свою компанию для проведения тренинга или консалтинга:
- Моб: +7 (910) 446-97-14
- E-mail:
info@mrybakov.ru
- Skype: mikerybakov
- Мой блог

Всегда рад новым контактам! Приятно, когда в мою жизнь входят новые интересные люди.

Содержание выпуска:

Партнеры:

 

Портал TREKO.RU

TREKO.RU
 

VBC Group

VBC Group

Поддержите рассылку!

Друзья! Многие из Вас читают мою рассылку уже несколько лет (выходит она с 2007 года). Надеюсь, она вам нравится и приносит реальную пользу по бизнесу и по жизни. В связи с этим у меня к вам просьба: поддержите рассылку в своих блогах, на Профессионалах.ру, в Одноклассниках.ру и т.д.


Рассылка без рекламы

Уважаемые подписчики!

Если вы получаете мою рассылку через сервис content.mail.ru, то, как я и предупреждал, в ней будет реклама от mail.ru. Несколько лет я ежемесячно оплачивал вам возможность читать рассылку без рекламы. Сейчас у меня есть иные точки приложения моего маркетингового бюджета.

В связи с этим у вас есть 4 варианта:

  • Получать рассылку с рекламой. Суть рассылки от этого не изменится.
  • Самостоятельно заплатить mail.ru небольшие деньги, чтобы рекламу не получать. Кажется, там есть такая возможность.
  • Подписаться на мою рассылку на сервисе smartresponder.ru. Это можно сделать здесь, процедура занимает примерно одну минуту. Тут рекламы не будет никогда.
  • Проспонсировать мою рассылку, чтобы она и дальше выходила без рекламы. Взамен ваш баннер будет наверху каждого выпуска в разделе партнеры (см. выше). Напоминаю, что тираж более 55000 целевых подписчиков. Если вы хотите стать спонсором - пишите на info@mrybakov.ru.

Полезная новость. Мой давний информационный партнер – журнал «На стол руководителю» – активно развивает новый информационный ресурс «Биз-Инфо.ру», бизнес-справочник «Информация и услуги для бизнеса».  Редакция выложила на сайт лучшие статьи по таким животрепещущим темам, как эффективность бизнеса успешные продажи, работа с клиентами, управление персоналом и личная эффективность.

Уверен, вы найдете там немало полезного и интересного, хотя далеко не все статьи принадлежат моему перу:)

Подарок моим московским подписчикам. «Биз-Инфо.ру» - это не только статьи. Это бизнес-справочник московских предприятий. И если ваша компания работает в Москве, зарегистрируйтесь в справочнике прямо сейчас, не откладывая на потом. Редакция обещала мне, что мои подписчики получат на сайте не только личную страницу компании, но и возможность бесплатно разместить объявление на 6 месяцев.

Бизнес-улыбка для всех. Нельзя все время серьезно думать о работе, эффективности, прибыли и рентабельности. Когда решите сделать перерыв – загляните в рубрику «Анекдоты о бизнесе». Но не больше, чем на 10 минут. И – снова за работу!


Тема выпуска. Жизнеспособность бизнес-предприятия. Эффективность и прибыльность. Системный подход

Уважаемые читатели! Уже давно в рассылке выходили только мои статьи. Я много уговаривал коллег что-то написать - но мне это редко удавалось. Однако сейчас я начал сотрудничать с несколькими консультантами, которые пишут действительно качественно, и я с радостью включаю их статьи в свою рассылку. Ваше мнение об этом начинании пишите мне на info@mrybakov.ru.

Естественно, будут и мои статьи. Возможно рассылка станет выходить чаще, чтобы все в себе вместить.

***

Сегодня представляю вам Эдуарда Кощеева: бизнес-консультанта из Перми. Мне близки многие мысли Эдуарда, высказанные в этой статье и не только.

***

Эдуард Кощеев

Кощеев Эдуард Витальевич

Консультант-разработчик по экономике и архитектуре бизнес-систем, бизнес-аналитик

www.ed-kosheev.ru

info@ed-kosheev.ru

Статья написана для этой рассылки.

***

Обсудить статью можно в моем блоге.

***

Все в природе рождается, живет и умирает.

Организации, как системы, так же имеют свой жизненный цикл. Об этом четко и подробно рассказывает «Теория организаций». Они так же рождаются, взрослеют, стареют и умирают (либо перерождаются в новом облике в виде новой организации через реструктуризацию и реорганизацию).

Мы знаем, что все живое в природе массово рождается, бурно растет в благоприятные времена, при благоприятных внешних условиях и массово гибнет, чахнет при суровых внешних условиях.  Но при этом выживают и продолжают развиваться наиболее совершенные организмы. Работает дарвиновский естественный отбор.

Так же и бизнес-предприятия. В период макроэкономического подъема – массово развиваются, растут, имеют прибыль, которой как бы хватает и на дивиденды Собственникам и на развитие.  В период неблагоприятный, при макроэкономическом спаде, начинают «чахнуть» и массово гибнуть.

Почему одни умирают, а другие выживают даже в период катаклизмов? Причем вне зависимости от своей величины. Умирают и большие и маленькие.

Ответ очевиден и напрашивается сам собой: те предприятия, которые выживают, – более эффективны.

Так вот и вопрос: а что такое конкретно - быть эффективным. Что это вообще такое – эффективность бизнес-предприятия? Как она количественно оценивается, как ее «замерить»? От чего она зависит? Как можно на нее влиять и повышать?

Попробуем разобраться с этими вопросами.

1. Показатели эффективности и результативности.

Критерий эффективности – это отношение результата к ресурсам, на которых он был получен. Быть более эффективным – это значит получать больший результат на тех же ресурсах, или получать такой же результат на меньших ресурсах.

Что такое результат для коммерческой организации?

«Коммерческие организации — это организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности» (Гражданский кодекс РФ)
Т.е. если коммерческая организация не генерирует прибыль - ее существование бессмысленно.
Прибыль - это Результат деятельности коммерческой организации. Следующий вопрос, который возникает - а как генерировать больший объем Прибыли на меньших ресурсах, т.е. генерировать Прибыль эффективно.

Что такое ресурсы коммерческой организации?

  1. Это собственный капитал (собственные активы предприятия)
  2. Это ежемесячные условно-постоянные (бюджетные) и условно-переменные (общепроизводственные) затраты которые по сути отражают себестоимость производственно-коммерческого процесса.

Итак,

  1. Показатель результативности - "управленческая" прибыль
  2. Показатель эффективности - рентабельность капитала (прибыль, руб. полученная на каждом руб. собственных активов предприятия за отчетный период)
  3. Показатель эффективности - рентабельность бюджетных затрат (прибыль, руб. полученная на каждый руб. условно-постоянных затрат).

Примечание: Собственные активы предприятия в упрощенном виде – это [реальная на сегодняшний день (а не по бухгалтерскому балансу) Стоимость основных средств] + [Оборотные средства (товарные и материальные запасы в ценах себестоимости, деньги на счету, себестоимость незавершенки, непросроченная дебиторская задолженность клиентов и поставщиков)] [Собственные обязательства (задолженность клиентам и поставщикам, персоналу, кредиты и т.д.]

Для того, что бы оценить объем собственного капитала бизнеса, необходимо сделать несколько (через какой-то интервал времени) «замеров» собственных активов предприятия и взять среднюю величину.

 

Важны не сегодняшние показатели результативности и эффективности бизнеса, а динамика этих показателей. Сами по себе абсолютные цифры мало о чем говорят. Они интересны в сравнении с показателями предыдущих периодов.

Динамика показателей результативности и эффективности бизнеса, по сути, отражает существующий тренд развития бизнес предприятия.

Ключевым условием жизнеспособности, устойчивого позитивного тренда развития является позитивная динамика ЭФФЕКТИВНОСТИ бизнес-предприятия (текущие «валовые» показатели прибыли и объемов производства - не показательны). Из-за низкой эффективности умирают и большие и маленькие. Выживают и развиваются на рынке более эффективные.

2. Эффективность и система управления

Эффективность можно условно разделить на эффективность внешнюю и эффективность внутреннюю.

Внешняя эффективность организации – это эффективность с точки зрения использования внешних возможностей.

Внутренняя эффективность - это эффективность с точки зрения использования ее внутренних возможностей.

Внутренне эффективная организация рационально использует все виды ресурсов: трудовых, материальных, финансовых, энергетических, производя при этом товары или услуги с минимальными затратами, низкой себестоимостью и высоким качеством. Фактически имеет низкую себестоимость самого производственно-коммерческого процесса и высокий уровень совокупной производительности.

Достигается это хорошо настроенной на нужды экономики бизнеса системой управления, которая в свою очередь состоит из двух взаимосвязанных подсистем: Организационной системы управления и Системы мотивации к труду.

Организационная система отвечает на вопросы: кто, что и где расположен внутри организации и кто, что, как и когда должен делать в организации для выполнения ее целей и задач.

Система мотивации к труду (система учета труда, ЗП и премирования, система трудовых отношений) отвечает на вопросы:

  • как строятся трудовые взаимоотношения на всей линейке: Собственник – Ген. директор – Топ-менеджмент – Линейный руководитель – Работник;
  • как учитывается и оплачивается их труд.

(подробнее на сайте www.ed-kosheev.ru).

Совершенствование этих подсистем (организационное развитие) приводит к повышению внутренней эффективности бизнеса, уменьшению себестоимости производственно-коммерческого процесса и повышению совокупной производительности.

Причем очевидно, что эти подсистемы - бессмысленны одна без другой. И низкое качество одной из подсистем сводит на нет все достоинства другой.

Так же как идеальная организационная система управления будет "мертва" без системы мотивации к труду (и высокого уровня индивидуальной производительности каждого), так и система мотивации к труду становится абсурдной без качественной организационной системы управления (т.к. становится непонятным, к чему конкретно мотивировать работников и руководителей).

Понятно, что в системе управления наравне с вышеуказанными подсистемами присутствует и техническая подсистема. Но так же, все ее достоинства будут сводиться на нет низким качеством организационной системы управления или низким качеством системы мотивации к труду.

Как это ни странно, но при разговорах о модернизации экономики РФ (которая, как я понимаю, предполагает модернизацию предприятий РФ) озвучивают только техническую составляющую. (Например: запрет ламп накаливания и замена их на люминесцентные). А нужно понимать шире: модернизация - это улучшение производства в целом. А это в свою очередь, на каждом предприятии, зависит не столько от улучшения качества технической компоненты, сколько от качества целостной "системы управления" (организационной системы управления и системы мотивации к труду).

 

Taiichi Ohno, создатель Toyota Production System (Производственной системы Тойоты):

Планы по улучшению производства можно разделить на две части:

  • улучшение управления, например установление стандартов работы, реорганизация работы, четкое указание места для каждого предмета;
  • улучшение оборудования, например покупка оборудования и автоматизация станков.

Улучшение оборудования требует денежных затрат и является необратимым процессом. В рамках производственной системы Тойоты первым делом разрабатываются последовательность работ и их стандартизация. Таким образом, можно полностью или до определенной степени устранить большинство проблемных зон.

Если же сначала проводится улучшение оборудования, улучшить производственный процесс так и не удается.

 

3. Неэффективность российских предприятий

Низким уровнем внутренней эффективности и производительности на предприятиях РФ обеспокоены первые руководители государства.

"Главная проблема российской экономики - это ее крайняя неэффективность. Производительность труда остается чрезвычайно низкой."

"Низкая производительность труда становится основным сдерживающим фактором и риском российской экономики."

"…эффективность и производительность труда наших предприятий позорно низки. Но это полбеды. Беда в том, что похоже, это не очень волнует владельцев, директоров, главных инженеров и чиновников. "

"По данным Минэкономразвития РФ, сейчас (в 2008г.) в России темпы роста производительности труда в три раза отстают от темпов роста заработной платы."

 

Возможно, что низкая эффективность и производительность труда – "основной сдерживающий фактор и риск" в т.ч. и Вашего бизнеса.

 

Почему же так долго и много об этом говорится, но так сложно решить задачу
повышения эффективности и производительности, которая кроется за задачей повышения качества системы управления бизнес-предприятия?

4. Системный подход.

Ответ на выше поставленный вопрос и результат дает "системный подход" к задаче оптимизации системы управления бизнес предприятия.

Почему? А все дело в том, что:
4.1. Бизнес организация – это система. И существует принципиальная сложность изменения систем: "никакая система не может быть изменена средствами только самой системы" (теория систем).

Действительно, Мюнхгаузен на самом деле не может вытащить себя из болота за волосы. Т.е. бизнес-предприятие не может измениться само собой, нужно внешнее влияние, обмен информацией с внешней средой. (Чтобы красиво причесаться и хорошо выглядеть - нужно зеркало… обмен информацией с внешней средой)

Любой топ-менеджер или простой работник, волей-неволей – элементы системы. Вновь принятый в штат специалист – так же становится элементом системы сразу же после подписания договора-контракта. Поэтому возлагать все надежды только на них – нельзя.

4.2. Попытки изменения системы управления путем разрозненного решения локальных задач – дают, как правило, при больших затратах «энергетики» низкий эффект. Почему? А из-за того что (говорит теория систем): при возмущающем воздействии, направленном на изменение положения одного элемента системы или взаимосвязи только двух элементов: "система стремится сохранить свои сущностные свойства, упрочить существующие связи", т.е. стремится вернутся в исходное состояние, сохранить свою структуру неизменной.

Выражается это в «сопротивлении» организации внутренним изменениям. Этот эффект озвучивают многие консультанты-разработчики и руководители. И происходит это не потому, что сотрудники или консультанты «плохие», а потому что это системная сложность.

 

Напрашивается логический вывод:
Для решения задачи повышения эффективности и производительности бизнес-предприятия необходим комплексный перепросмотр его системы управления с привлечением внешних специалистов.

Данный вывод подтверждает многолетняя практика далеко не одного грамотного консультанта-разработчика. Многие, в т.ч. солидные и дорогие консалтинговые компании, даже может быть, не осознавая явно эти принципы, используют их в своей работе. Именно поэтому так развит и стал нормой жизни (вот уже как 80-100 лет) управленческий консалтинг в экономически развитых странах Запада.

Подробнее о задаче повышения качества систем управления, пути ее решения, составом комплексных проектов, направленных на оптимизацию систем управления бизнес предприятий, а так же о системных сложностях решения этой задачи Вы можете ознакомиться на сайте www.ed-kosheev.ru

5. Заключение.

Можно (и нужно) решать «внутренние» бизнес-проблемы, совершенствовать систему управления Вашего бизнеса, стремясь к повышению его эффективности - вместе с нами. Именно в этом - наша специализация. Делать это одним – чрезвычайно сложно…

…Но «замерить» имеющийся ресурс - собственный капитал бизнеса (реальные собственные активы) и далее рассчитать показатель эффективности – рентабельность капитала (зная Прибыль) вполне можно самостоятельно.  Если Вы будете делать это регулярно, то в итоге сможете увидеть и динамику этого показателя. Для исключения флуктуаций рекомендуем отслеживать динамику усредненных (например, за три последних месяца) показателей Прибыли и Рентабельности капитала.

Рентабельность капитала (R = Прибыль, руб. за месяц / Среднедневные собственные активы в течение месяца) имеет вполне понятный «физический» смысл.  Например, если он равен 0, 01, то это обозначает, что Вы получаете 10 руб. на каждую тысячу руб. капитала, ежемесячно. Это соответствует [10 / 1000]*100% = 1 % прироста капитала в месяц, или 12% в год. Очень интересно этот показатель сравнить с банковским % по вкладам….(и с банковским % по кредитам, т.к. по сути, Собственник «кредитует» бизнес своими инвестициями).

Если показатель рентабельности капитала Вашего бизнеса  (в пересчете на % годовых) меньше, чем банковский % по  вкладам, то стоит очень, и очень задуматься…В этом случае, наверное, будет целесообразно перевести капитал «в денежную форму», положить эти деньги в банк и «не мучиться с бизнесом».

Если показатель рентабельности капитала меньше чем банковский % по кредитам, то Собственник наверное излишне «щедр» к предприятию, он «кредитует» его своим капиталом по цене, ниже рыночной.

***

Задать автору вопросы вы можете, написав на адрес info@ed-kosheev.ru.

***

Дополнительную информацию по теме статьи вы можете получить в разделе моего сайта: Наведение порядка в действующем бизнесе (Постановка регулярного менеджмента).

***

Обсудить статью можно в моем блоге.

Успехов!


Интересные материалы от портала TREKO.RU

32 инструмента для работы тренера и консультанта
Решение бизнес-кейсов
15-я Конференция для тренеров и консультантов в Москве
Личный опыт: Как сделать Доклад на Конференции ТРЕКО.RU


Интересные блоги

Периодически нахожу в сети материалы, которыми хочу поделиться. Начиная с этого выпуска буду давать ссылки на блоги интересных людей.

Евгений Чичваркин: Эпизод 2: Правоохранители.

Леонид Невзлин: Михаил Ходорковский: годовщина абсурда?

Алексей Навальный: Выборы-выборы

Макс Крайнов: Про финансовые аспекты потери работы в кризис, Личная свобода от банков


 

С уважением,
ведущий рассылки
Михаил Рыбаков
Бизнес-консультант, коуч
Управляющий партнер компании "Архитектура бизнес-систем"
WWW: WWW.MRYBAKOV.RU
E-Mail: info@mrybakov.ru

 

P.S. Если Вы считаете, что этот выпуск рассылки будет интересен кому-то из Ваших коллег или друзей и может помочь ему в бизнесе и в жизни - пожалуйста, перешлите ему это письмо.

Наведение порядка в действующем бизнесе Проектирование нового бизнеса Создание в компании механизмов саморазвития Рабочие сессии по решению Ваших бизнес-задач Коучинг по достижению ваших личных целей Мои мультмедиа-тренинги Мои вебинары бесплатно

 

Мои публикации

Все тексты Copyright Михаил Рыбаков, если не указан другой автор.
Вы можете свободно использовать тексты из моей рассылки: в неизменном виде (без сокращений и правок) при обязательном указании моего авторства, активной ссылки на сайт WWW.MRYBAKOV.RU и моего мейла MRYBAKOV@MAIL.RU. Публикацию текстов в СМИ, пожалуйста, предварительно согласуйте со мной. Если будете размещать на своих сайтах, блогах и пр., пожалуйста, присылайте ссылки.
Письма, присланные автору, могут быть опубликованы в рассылке - в полном объёме или частично - без предварительного уведомления. Если Вы не хотите, чтобы Ваше письмо было опубликовано - пожалуйста, явно укажите это в начале письма. Спасибо.

В избранное