Советы бизнес-консультанта. Выпуск 118. Менеджмент
Рассылка для тех, кто строит бизнес-системы, управляет ими, работает в них. Для тех, кто склонен думать и жить
активно, а не плыть по течению. Для тех, кто любит жизнь. Пессимистам читать не
рекомендуется.
Советы бизнес-консультанта.
Менеджмент
Общий тираж
на 4 серверах - свыше 55000 подписчиков
Выпуск N118,
16.03.2010
Стрельба из лука учит нас, как надо искать истину.
Когда стрелок промахнётся, он не винит других, а
ищет вину в самом себе.
Я живу в Москве, однако работаю в любой точке мира, куда
летают самолеты.
Вы всегда можете пригласить меня к себе в город или в свою
компанию для проведения тренинга или консалтинга: - Моб: +7 (910) 446-97-14
- E-mail:info@mrybakov.ru - Skype:mikerybakov
- Мой блог
Всегда рад новым контактам! Приятно, когда в мою жизнь входят новые
интересные люди.
Друзья! Многие из Вас читают мою рассылку уже несколько лет (выходит она с
2007 года). Надеюсь, она вам нравится и приносит реальную пользу по бизнесу и по
жизни. В связи с этим у меня к вам просьба: поддержите рассылку в своих
блогах, на Профессионалах.ру, в Одноклассниках.ру и т.д.
Если вы получаете мою рассылку через сервис content.mail.ru, то, как
я и предупреждал, в ней будет реклама от
mail.ru. Несколько лет я ежемесячно оплачивал вам возможность читать
рассылку без рекламы. Сейчас у меня есть иные точки приложения моего
маркетингового бюджета.
В связи с этим у вас есть 4 варианта:
Получать рассылку с рекламой. Суть рассылки от этого не изменится.
Самостоятельно заплатитьmail.ru небольшие
деньги, чтобы рекламу не получать. Кажется, там есть такая возможность.
Подписаться на мою рассылку на сервисе smartresponder.ru.Это можно сделать
здесь, процедура занимает примерно одну минуту.Тут рекламы не будет никогда.
Проспонсировать мою
рассылку, чтобы она и дальше выходила без рекламы. Взамен
ваш баннер будет
наверху каждого выпуска в разделе партнеры (см. выше). Напоминаю, что тираж
более 55000 целевых подписчиков. Если вы хотите стать спонсором - пишите на
info@mrybakov.ru.
Уверен, вы найдете там немало полезного и интересного, хотя далеко не все
статьи принадлежат моему перу:)
Подарок моим московским подписчикам. «Биз-Инфо.ру» - это не только
статьи. Это бизнес-справочник московских предприятий. И если ваша компания
работает в Москве, зарегистрируйтесь в справочнике прямо сейчас, не откладывая
на потом. Редакция обещала мне, что мои подписчики получат на сайте не только
личную страницу компании, но и возможность бесплатно разместить объявление на 6
месяцев.
Бизнес-улыбка для всех. Нельзя все время серьезно думать о работе,
эффективности, прибыли и рентабельности. Когда решите сделать перерыв –
загляните в рубрику «Анекдоты
о бизнесе». Но не больше, чем на 10 минут. И – снова за работу!
Уважаемые читатели! Уже давно в рассылке выходили только мои статьи. Я много
уговаривал коллег что-то написать - но мне это редко удавалось. Однако сейчас я
начал сотрудничать с несколькими консультантами, которые пишут действительно
качественно, и я с радостью включаю их статьи в свою рассылку. Ваше мнение об
этом начинании пишите мне на info@mrybakov.ru.
Естественно, будут и мои статьи. Возможно рассылка станет выходить чаще,
чтобы все в себе вместить.
***
Сегодня представляю вам Эдуарда Кощеева: бизнес-консультанта из Перми. Мне
близки многие мысли Эдуарда, высказанные в этой статье и не только.
***
Кощеев Эдуард Витальевич
Консультант-разработчик по экономике и архитектуре бизнес-систем,
бизнес-аналитик
Организации, как системы, так же имеют свой жизненный цикл. Об этом
четко и подробно рассказывает «Теория организаций». Они так же рождаются,
взрослеют, стареют и умирают (либо перерождаются в новом облике в виде новой
организации через реструктуризацию и реорганизацию).
Мы знаем, что все живое в природе массово рождается, бурно растет в
благоприятные времена, при благоприятных внешних условиях и массово гибнет,
чахнет при суровых внешних условиях. Но при этом выживают и продолжают
развиваться наиболее совершенные организмы. Работает дарвиновский
естественный отбор.
Так же и бизнес-предприятия. В период макроэкономического подъема – массово
развиваются, растут, имеют прибыль, которой как бы хватает и на дивиденды
Собственникам и на развитие. В период неблагоприятный, при макроэкономическом
спаде, начинают «чахнуть» и массово гибнуть.
Почему одни умирают, а другие выживают даже в период катаклизмов? Причем вне
зависимости от своей величины. Умирают и большие и маленькие.
Ответ очевиден и напрашивается сам собой: те предприятия, которые
выживают, – более эффективны.
Так вот и вопрос: а что такое конкретно - быть эффективным. Что это вообще
такое – эффективность бизнес-предприятия? Как она количественно оценивается, как
ее «замерить»? От чего она зависит? Как можно на нее влиять и повышать?
Попробуем разобраться с этими вопросами.
1. Показатели эффективности и результативности.
Критерий эффективности – это отношение результата к ресурсам, на которых
он был получен. Быть более эффективным – это значит получать больший
результат на тех же ресурсах, или получать такой же результат на меньших
ресурсах.
Что такое результат для коммерческой организации?
«Коммерческие организации — это организации, преследующие извлечение прибыли
в качестве основной цели своей деятельности» (Гражданский кодекс РФ)
Т.е. если коммерческая организация не генерирует прибыль - ее существование
бессмысленно. Прибыль - это Результат деятельности коммерческой организации.
Следующий вопрос, который возникает - а как генерировать больший объем Прибыли
на меньших ресурсах, т.е. генерировать Прибыль эффективно.
Что такое ресурсы коммерческой организации?
Это собственный капитал (собственные активы предприятия)
Это ежемесячные условно-постоянные (бюджетные) и условно-переменные
(общепроизводственные) затраты которые по сути отражают себестоимость
производственно-коммерческого процесса.
Показатель эффективности - рентабельность капитала
(прибыль, руб. полученная на каждом руб. собственных активов предприятия за
отчетный период)
Показатель эффективности - рентабельность бюджетных затрат
(прибыль, руб. полученная на каждый руб. условно-постоянных затрат).
Примечание: Собственные активы предприятия в упрощенном виде – это
[реальная на сегодняшний день (а не по бухгалтерскому балансу) Стоимость
основных средств] + [Оборотные средства (товарные и
материальные запасы в ценах себестоимости, деньги на счету, себестоимость
незавершенки, непросроченная дебиторская задолженность клиентов и поставщиков)]
– [Собственные обязательства (задолженность клиентам и
поставщикам, персоналу, кредиты и т.д.]
Для того, что бы оценить объем собственного капитала бизнеса, необходимо
сделать несколько (через какой-то интервал времени) «замеров» собственных
активов предприятия и взять среднюю величину.
Важны не сегодняшние показатели результативности и эффективности бизнеса, а
динамика этих показателей. Сами по себе абсолютные цифры мало о
чем говорят. Они интересны в сравнении с показателями предыдущих периодов.
Динамика показателей результативности и эффективности бизнеса, по сути,
отражает существующий тренд развития бизнес предприятия.
Ключевым условием жизнеспособности, устойчивого позитивного тренда
развития является позитивная динамика ЭФФЕКТИВНОСТИ бизнес-предприятия
(текущие «валовые» показатели прибыли и объемов производства - не показательны).
Из-за низкой эффективности умирают и большие и маленькие. Выживают и развиваются
на рынке более эффективные.
2. Эффективность и система управления
Эффективность можно условно разделить на эффективность внешнюю и
эффективность внутреннюю.
Внешняя эффективность организации – это эффективность с точки зрения
использования внешних возможностей.
Внутренняя эффективность - это эффективность с точки зрения
использования ее внутренних возможностей.
Внутренне эффективная организация рационально использует все виды ресурсов:
трудовых, материальных, финансовых, энергетических, производя при этом товары
или услуги с минимальными затратами, низкой себестоимостью и высоким качеством.
Фактически имеет низкую себестоимость самого производственно-коммерческого
процесса и высокий уровень совокупной производительности.
Достигается это хорошо настроенной на нужды экономики бизнеса системой
управления, которая в свою очередь состоит из двух взаимосвязанных
подсистем:
Организационной системыуправления и
Системы мотивации к труду.
Организационная система отвечает на вопросы: кто, что и где расположен
внутри организации и кто, что, как и когда должен делать в организации
для выполнения ее целей и задач.
Система мотивации к труду (система учета труда, ЗП и премирования, система
трудовых отношений) отвечает на вопросы:
как строятся трудовые взаимоотношения на всей линейке:
Собственник – Ген. директор – Топ-менеджмент – Линейный руководитель –
Работник;
Совершенствование этих подсистем (организационное развитие) приводит к
повышению внутренней эффективности бизнеса, уменьшению себестоимости
производственно-коммерческого процесса и повышению совокупной
производительности.
Причем очевидно, что эти подсистемы - бессмысленны одна без другой. И низкое
качество одной из подсистем сводит на нет все достоинства другой.
Так же как идеальная организационная система управления будет "мертва" без
системы мотивации к труду (и высокого уровня индивидуальной производительности
каждого), так и система мотивации к труду становится абсурдной без качественной
организационной системы управления (т.к. становится непонятным, к чему конкретно
мотивировать работников и руководителей).
Понятно, что в системе управления наравне с вышеуказанными подсистемами
присутствует и техническая подсистема. Но так же, все ее достоинства
будут сводиться на нет низким качеством организационной системы управления или
низким качеством системы мотивации к труду.
Как это ни странно, но при разговорах о модернизации экономики РФ (которая,
как я понимаю, предполагает модернизацию предприятий РФ) озвучивают только
техническую составляющую. (Например: запрет ламп накаливания и замена их на
люминесцентные). А нужно понимать шире: модернизация - это улучшение
производства в целом. А это в свою очередь, на каждом предприятии, зависит не
столько от улучшения качества технической компоненты, сколько от качества
целостной "системы управления" (организационной системы управления и системы
мотивации к труду).
Taiichi Ohno, создатель Toyota Production System
(Производственной системы Тойоты):
Планы по улучшению производства можно разделить на две части:
улучшение управления, например установление стандартов работы,
реорганизация работы, четкое указание места для каждого предмета;
улучшение оборудования, например покупка оборудования и автоматизация
станков.
Улучшение оборудования требует денежных затрат и является необратимым
процессом. В рамках производственной системы Тойоты первым делом разрабатываются
последовательность работ и их стандартизация. Таким образом, можно полностью или
до определенной степени устранить большинство проблемных зон.
Если же сначала проводится улучшение оборудования, улучшить
производственный процесс так и не удается.
3. Неэффективность российских предприятий
Низким уровнем внутренней эффективности и производительности на предприятиях
РФ обеспокоены первые руководители государства.
"Главная проблема российской экономики - это ее крайняя неэффективность.
Производительность труда остается чрезвычайно низкой."
"Низкая производительность труда становится основным сдерживающим фактором и
риском российской экономики."
"…эффективность и производительность труда наших предприятий позорно низки.
Но это полбеды. Беда в том, что похоже, это не очень волнует владельцев,
директоров, главных инженеров и чиновников. "
"По данным Минэкономразвития РФ, сейчас (в 2008г.) в России темпы роста
производительности труда в три раза отстают от темпов роста заработной платы."
Возможно, что низкая эффективность и производительность труда – "основной
сдерживающий фактор и риск" в т.ч. и Вашего бизнеса.
Почему же так долго и много об этом говорится, но так сложно решить задачу
повышения эффективности и производительности, которая кроется за задачей
повышения качества системы управления бизнес-предприятия?
4. Системный подход.
Ответ на выше поставленный вопрос и результат дает "системный подход"
к задаче оптимизации системы управления бизнес предприятия.
Почему? А все дело в том, что: 4.1.Бизнес организация – это система. И существует
принципиальная сложность изменения систем: "никакая система не может быть
изменена средствами только самой системы" (теория систем).
Действительно, Мюнхгаузен на самом деле не может вытащить себя из болота за
волосы. Т.е. бизнес-предприятие не может измениться само собой, нужно внешнее
влияние, обмен информацией с внешней средой. (Чтобы красиво причесаться и
хорошо выглядеть - нужно зеркало… обмен информацией с внешней средой)
Любой топ-менеджер или простой работник, волей-неволей – элементы системы.
Вновь принятый в штат специалист – так же становится элементом системы сразу же
после подписания договора-контракта. Поэтому возлагать все надежды только на них
– нельзя.
4.2. Попытки изменения системы управления путем разрозненного решения
локальных задач – дают, как правило, при больших затратах «энергетики» низкий
эффект. Почему? А из-за того что (говорит теория систем): при возмущающем
воздействии, направленном на изменение положения одного элемента системы или
взаимосвязи только двух элементов: "система стремится сохранить свои
сущностные свойства, упрочить существующие связи", т.е. стремится вернутся в
исходное состояние, сохранить свою структуру неизменной.
Выражается это в «сопротивлении» организации внутренним изменениям. Этот
эффект озвучивают многие консультанты-разработчики и руководители. И происходит
это не потому, что сотрудники или консультанты «плохие», а потому что это
системная сложность.
Напрашивается логический вывод:
Для решения задачи повышения эффективности и производительности
бизнес-предприятия необходим комплексныйперепросмотр его системы
управления спривлечением внешних специалистов.
Данный вывод подтверждает многолетняя практика далеко не одного
грамотного консультанта-разработчика. Многие, в т.ч. солидные и дорогие
консалтинговые компании, даже может быть, не осознавая явно эти принципы,
используют их в своей работе. Именно поэтому так развит и стал нормой жизни (вот
уже как 80-100 лет) управленческий консалтинг в экономически развитых странах
Запада.
Подробнее о задаче повышения качества систем управления, пути ее решения,
составом комплексных проектов, направленных на оптимизацию систем управления
бизнес предприятий, а так же о системных сложностях решения этой задачи Вы
можете ознакомиться на сайте
www.ed-kosheev.ru
5. Заключение.
Можно (и нужно) решать «внутренние» бизнес-проблемы,
совершенствовать систему управления Вашего бизнеса, стремясь к повышению его
эффективности - вместе с нами. Именно в этом - наша специализация. Делать
это одним – чрезвычайно сложно…
…Но «замерить» имеющийся ресурс - собственный капитал бизнеса (реальные
собственные активы) и далее рассчитать показатель эффективности – рентабельность
капитала (зная Прибыль) вполне можно самостоятельно. Если Вы будете
делать это регулярно, то в итоге сможете увидеть и динамику этого
показателя. Для исключения флуктуаций рекомендуем отслеживать динамику
усредненных (например, за три последних месяца) показателей Прибыли и
Рентабельности капитала.
Рентабельность капитала (R = Прибыль, руб. за месяц / Среднедневные
собственные активы в течение месяца) имеет вполне понятный «физический» смысл.
Например, если он равен 0, 01, то это обозначает, что Вы получаете 10 руб. на
каждую тысячу руб. капитала, ежемесячно. Это соответствует [10 / 1000]*100% = 1
% прироста капитала в месяц, или 12% в год. Очень интересно этот показатель
сравнить с банковским % по вкладам….(и с банковским % по кредитам, т.к. по сути,
Собственник «кредитует» бизнес своими инвестициями).
Если показатель рентабельности капитала Вашего бизнеса (в пересчете на %
годовых) меньше, чем банковский % по вкладам, то стоит очень, и очень
задуматься…В этом случае, наверное, будет целесообразно перевести капитал «в
денежную форму», положить эти деньги в банк и «не мучиться с бизнесом».
Если показатель рентабельности капитала меньше чем банковский % по кредитам,
то Собственник наверное излишне «щедр» к предприятию, он «кредитует» его своим
капиталом по цене, ниже рыночной.
С уважением,
ведущий рассылки
Михаил Рыбаков
Бизнес-консультант, коуч
Управляющий партнер компании "Архитектура бизнес-систем"
WWW: WWW.MRYBAKOV.RU
E-Mail: info@mrybakov.ru
P.S. Если Вы считаете, что этот выпуск рассылки будет интересен
кому-то из Ваших коллег или друзей и может помочь ему в бизнесе и в
жизни -
пожалуйста, перешлите ему это письмо.
Все
тексты Copyright Михаил Рыбаков, если не указан другой автор.
Вы можете свободно использовать тексты из
моей рассылки:в неизменном виде (без
сокращений и правок)
при обязательном указании моего авторства, активной ссылки на сайт
WWW.MRYBAKOV.RU
и моего мейла
MRYBAKOV@MAIL.RU. Публикацию текстов в СМИ, пожалуйста,
предварительно согласуйте со мной. Если будете размещать на своих
сайтах, блогах и пр., пожалуйста, присылайте ссылки.
Письма, присланные автору, могут быть опубликованы в рассылке - в полном объёме или
частично - без предварительного уведомления. Если Вы не хотите, чтобы
Ваше письмо было опубликовано - пожалуйста, явно укажите это в начале
письма. Спасибо.