Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Советы бизнес-консультанта

  Все выпуски  

Сотрудник может повышать свою квалификацию. А может - расти по карьерной лестнице. То есть развиваться в основном либо как специалист, либо как руководитель. Как оптимально выбрать путь для того или иного работника, и к чему приводят ошибки.


Рассылка для тех, кто строит бизнес-системы, управляет ими, работает в них. Для тех, кто склонен думать и жить активно, а не плыть по течению. Для тех, кто любит жизнь. Пессимистам читать не рекомендуется.

Советы бизнес-консультанта. Управление персоналом

Общий тираж на 4 серверах - свыше 55000 подписчиков

Выпуск N117, 04.03.2010

Стрельба из лука учит нас, как надо искать истину.

Когда стрелок промахнётся, он не винит других, а ищет вину в самом себе.

Конфуций

Наведение порядка в действующем бизнесе Проектирование нового бизнеса Создание в компании механизмов саморазвития Рабочие сессии по решению ваших бизнес-задач Коучинг по достижению ваших личных целей Мои мультмедиа-курсы Мои вебинары бесплатно

 

Мои публикации

Анонсы мероприятий

WWF26 марта (пятница)

Благотворительная конференция «Малобюджетные способы развития бизнеса»

Мои вебинары бесплатно

Для компаний (собственников бизнеса и наемных руководителей)

Как навести порядок в своем бизнесе

Как создать эффективную систему продаж

Что делать с персоналом

Как управлять проектами в вашем бизнесе

Постоянное саморазвитие бизнеса

Для частных лиц

Как преодолеть лень в себе и окружающих

Как организовать себя, или особенности национального тайм-менеджмента

Как найти любимое дело и много зарабатывать

Как найти перспективную компанию и выгодно устроиться туда на работу

Как создать и раскрутить свой личный бренд

Как создать новый бизнес. Пошаговый алгоритм


Мой консалтинг и коучинг:

Наведение порядка в действующем бизнесе

Проектирование нового бизнеса

Создание в компании механизмов саморазвития

Рабочие сессии по решению ваших бизнес-задач

Коучинг по достижению ваших личных целей


Я живу в Москве, однако работаю в любой точке мира, куда летают самолеты.
Вы всегда можете пригласить меня к себе в город или в свою компанию для проведения тренинга или консалтинга:
- Моб: +7 (910) 446-97-14
- E-mail:
info@mrybakov.ru
- Skype: mikerybakov
- Мой блог

Всегда рад новым контактам! Приятно, когда в мою жизнь входят новые интересные люди.

Содержание выпуска:

Партнеры:

 

Портал TREKO.RU

TREKO.RU
 

VBC Group

VBC Group

Издание моей книги

Друзья!

Как вы знаете, практически готова моя книга "Как навести порядок в своем бизнесе", обобщающая весь мой консалтинговый опыт с 2000 года. Я сейчас веду переговоры с несколькими издательствами: желающие издать есть. Однако я ищу и другие оптимальные варианты.

Если у вас есть хорошие контакты в издательском бизнесе, или хорошие каналы распространения книги в России и не только - пишите, предлагайте - буду благодарен. Хочу найти издателя, для которого моя книга будет не просто одной из многих, а любимой. И чтобы он не просто ее напечатал, но и распространил максимально широко: книга нужна бизнесу!


Рассылка без рекламы

Уважаемые подписчики!

Если вы получаете мою рассылку через сервис content.mail.ru, то со следующего выпуска в моей рассылке будет реклама от mail.ru. Несколько лет я ежемесячно оплачивал вам возможность читать рассылку без рекламы. Сейчас у меня есть иные точки приложения моего маркетингового бюджета.

В связи с этим у вас есть 4 варианта:

  • Получать рассылку с рекламой. Суть рассылки от этого не изменится.
  • Самостоятельно заплатить mail.ru небольшие деньги, чтобы рекламу не получать. Кажется, там есть такая возможность.
  • Подписаться на мою рассылку на сервисе smartresponder.ru. Это можно сделать здесь, процедура занимает примерно одну минуту. Тут рекламы не будет никогда.
  • Проспонсировать мою рассылку, чтобы она и дальше выходила без рекламы. Взамен ваш баннер будет наверху каждого выпуска в разделе партнеры (см. выше). Напоминаю, что тираж более 55000 целевых подписчиков. Если вы хотите стать спонсором - пишите на info@mrybakov.ru.

Полезная новость. Мой давний информационный партнер – журнал «На стол руководителю» – активно развивает новый информационный ресурс «Биз-Инфо.ру», бизнес-справочник «Информация и услуги для бизнеса».  Редакция выложила на сайт лучшие статьи по таким животрепещущим темам, как эффективность бизнеса успешные продажи, работа с клиентами, управление персоналом и личная эффективность.

Уверен, вы найдете там немало полезного и интересного, хотя далеко не все статьи принадлежат моему перу:)

Подарок моим московским подписчикам. «Биз-Инфо.ру» - это не только статьи. Это бизнес-справочник московских предприятий. И если ваша компания работает в Москве, зарегистрируйтесь в справочнике прямо сейчас, не откладывая на потом. Редакция обещала мне, что мои подписчики получат на сайте не только личную страницу компании, но и возможность бесплатно разместить объявление на 6 месяцев.

Бизнес-улыбка для всех. Нельзя все время серьезно думать о работе, эффективности, прибыли и рентабельности. Когда решите сделать перерыв – загляните в рубрику «Анекдоты о бизнесе». Но не больше, чем на 10 минут. И – снова за работу!  


Тема выпуска. Руководители и специалисты

Михаил РыбаковМихаил Юрьевич Рыбаков - бизнес-консультант, коуч. Управляющий партнер компании "Архитектура бизнес-систем"

В этом выпуске, как, впрочем, и всегда, - исключительно мое авторское мнение, и оно вполне может противоречить Вашим мыслям и другим авторитетным источникам ;)

Эта статья дополняет публикацию "Звездная болезнь", вышедшую в прошлом впуске рассылки. Рекомендую прочесть: они дополняют друг друга.

Статья написана по мотивам главы "Путь сотрудника в компании" моей новой книги "Как навести порядок в своем бизнесе", которая сейчас готовится к изданию.

Обсудить статью можно в моем блоге.

***

Путь сотрудника в компании

Жизненный цикл есть не только у проекта или товара. Каждый сотрудник проходит в компании определенный путь.

Сотрудник может расти в нескольких направлениях:

  • Повышается квалификация
  • Он занимает все более высокие ступеньки карьерной лестницы
  • Растет самооценка.

Разные приоритеты приводят к разным результатам.

Для руководителя очень важно уметь прогнозировать «корпоративный путь» своих сотрудников (а желательно и кандидатов: см. мою статью "Кого брать на работу") и, по мере необходимости, влиять на него. Иначе вас ждут напрасная трата сил и плохие результаты для бизнеса.

Для работодателя важны 2 соотношения:

Квалификация, карьерный рост, и «рычаг»

Сотрудник может повышать свою квалификацию. А может – расти по карьерной лестнице. То есть развиваться в основном либо как специалист, либо как руководитель:

Руководители и специалисты (с) Михаил Рыбаков WWW.MRYBAKOV.RU
 

Задачи руководителя и исполнителя – различны:

  • Руководителя – добиться выполнения поставленных {целей}, создав оптимальные {процессы} и организовав деятельность своих подчиненных. Но он не должен выполнять «техническую» работу сам.
  • Исполнителя – качественно выполнять работу, прописанную в {бизнес-процессе} и порученную руководителем.

Сознательно или нет, каждый решает для себя, какой путь избрать, и как далеко по нему пройти. Можно стать прекрасным специалистом, мастером своего дела, а можно – расти по иерархии.

Первая карьера – горизонтальная, вторая – вертикальная. Часто совмещают, однако это не очень продуктивно: «за двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь».

Бывает, что прекрасный специалист вдруг решает стать начальником. «Жена напела», что пора, или еще что… И он «выгорает», не выдержав политической борьбы и «бестолковости» своих подчиненных. Да и по «настоящей работе» руки чешутся. Вот он и пытается делать «все за всех» вместо того, чтобы заниматься организацией {процессов}. Такие горе-руководители так и не достигают успехов на управленческих постах. Но и вернуться на роль специалиста у многих не хватает духу.

Игорь, менеджер по работе с ключевыми клиентами в крупной западной компании. Лучший руководитель, которого я знаю, – офицер в отставке. Компьютер у него на столе стоит только потому, что так положено. Иногда он просит секретаршу: «Юленька, пожалуйста, включите». Зато все {процессы} у него работают идеально.

В качестве исключения хочу привести {консалтинговую} отрасль. У нас сам бизнес устроен так, что чем более высокую должность занимает сотрудник, тем выше его профессиональная квалификация.

В каждый период жизни лучше концентрироваться на чем-то одном. Как правило, сотрудник сначала развивается как специалист, а потом становится руководителем. Однако это очень непростой переход. Нужно отказаться от личного выполнения «технической» работы: сначала – рутинной, а на высоком уровне – почти всей. Зато стать сильным лидером {команды} и организатором.

Вы, как руководитель более высокого ранга, можете помочь своим подчиненным выбрать, куда расти. На что вам ориентироваться? Вот несколько критериев:

  • Потребность компании в специалистах той или иной профессии и квалификации
  • Потребности компании в руководителях
  • Склонности работника
  • Его стремления.

В зависимости от компании и текущей ситуации, большую значимость приобретает тот или иной фактор.

Конечно, желание работника важно: «насильно мил не будешь». Однако, во-первых, часто люди неадекватно оценивают свои возможности. А, во-вторых, потребности компании могут отличаться от «хотелок» работника.

Примерно с одинаковой частотой я встречаюсь с противоположными ситуациями.

  • Когда в компании много желающих быть руководителями (это еще не означает, что они и правда могут).
  • Когда высшее руководство долго не может найти менеджера среднего звена, так как никто из сотрудников не готов взять на себя такую ответственность. Вообще, нехватка грамотных управленцев – бич российского бизнеса.
    «Настоящих буйных мало – вот и нету вожаков», как сказал Владимир Высоцкий в песне «Письмо в редакцию телевизионной передачи "Очевидное - невероятное" из сумасшедшего дома с Канатчиковой дачи» :)

Недавно я проводил в компании рабочую сессию по наладке системы продаж. Одной из проблем было то, что уже больше года руководство не могло решить, кого поставить на должность руководителя коммерческого отдела – это сильно тормозило развитие продаж. Каждый из двух имеющихся претендентов не подходил по той или иной причине.

В итоге акционер при поддержке всего коллектива назначил на эту должность даму возрастом за 40, которая до этого занималась документальным сопровождением продаж. Она долго сопротивлялась («да что вы, я не смогу»), но после уговоров неохотно согласилась. Сейчас она прекрасно справляется с обязанностями начальника отдела, направляя работу продавцов: опытных, успешных, но неорганизованных в силу творческого характера работы.

Теперь по поводу квалификации. С одной стороны, профессионалы нам нужны. С другой – слишком квалифицированный сотрудник приносит компании массу проблем:

  • Начинает задумываться о «лишних» вещах. Например, сомневаться, правильно ли организован ваш бизнес. А значит:
  • Начинает много «умничать», вместо того, чтобы работать. Ну не должен рядовой продавец возмущаться тем, что ему надо делать холодные звонки клиентам! А часто именно это и происходит.
  • Требуют прибавки к жалованию. Кстати, свою рыночную стоимость он повысил за ваш счет.
  • Смотрит «налево» в поисках лучшей жизни. Ведь все «знают»: «хорошо там, где нас нет»…

В английском избыток квалификации называется overqualification. В западных странах к этому относятся очень серьезно. Например, в Америке очень сложно устроиться мыть машины, если у вас есть высшее образование.

Поэтому вам важно, с одной стороны, создавать в компании возможность профессионального роста для сотрудников, а, с другой, – выдерживать оптимальную пропорцию между сотрудниками низкой, средней и высокой квалификации. Естественно, что в большинстве отраслей высококвалифицированных сотрудников нужно меньше, чем неквалифицированных, желательно – в разы. В консалтинге это называется леверидж (от англ. leverage), т.е. рычаг. Бизнесу он дает целый ряд возможностей:

  • Больше зарабатывать за счет экономии на «дешевых» сотрудниках. Чем большего рычага вам удастся достичь, тем прибыльнее будет ваш бизнес. Помните, зачем мы описывали бизнес-процессы? Одна из целей – возможность использовать менее квалифицированные кадры. В зрелом бизнесе таковых – большинство.
  • Выращивать лояльных работников «с нуля» (см. мои статьи "Кого брать на работу", "Воспитание сотрудников").
  • Снизить цену работ для клиента.

Компании выгодно построить у себя длинную карьерную лестницу. Так, в консалтинговых компаниях она составляет порой до 9 ступеней: от стажера до партнера (совладельца компании). Естественно, что ответственность, полномочия и доходы растут от уровня к уровню. И это {мотивирует} людей: им есть куда и ради чего расти. Важно, что таким образом обеспечивается также «естественный отбор» сотрудников по принципу: «Расти или уходи!». В известной консалтинговой компании McKinsey это звучит так: «Up or out!». Всех сотрудников постоянно побуждают двигаться по ступеням, регулярно проводят оценку компетенций и обучение. Однако «выживают» в компании только действительно самые лучшие.

Тот же принцип можно применить во многих других отраслях, тому немало примеров. Хотя ступеней, как правило, делают меньше: обычно – три.

Во многих консалтинговых проектах руководители жаловались мне, что не знают, чем мотивировать «старых» сотрудников. Новых высоких должностей нет, и не предвидится. Филиалы открывать тоже пока не собираются. Обычно в таких случаях мы удлиняем карьерную лестницу. Красивая должность на визитке радует работников. Так и появляются «старшие», «ведущие» и прочие «главные» специалисты .

Практическое задание

Поименно вспомните (а лучше – выпишите) своих ключевых сотрудников.

Кого из них вы видите больше специалистом, а кого – руководителем? Приняв соответствующее решение, начните готовить к новой роли кандидатов на повышение. И перестаньте «париться» по поводу требований о новой должности от тех работников, в ком вы руководителя – не видите. Ну или добавьте к его званию красивый эпитет типа «ведущий». На его зарплате (по крайней мере, на окладе) это может почти не отразиться, зато круг обязанностей - расшириться.

***

Каково сейчас соотношение между высоко- и низкоквалифицированными сотрудниками в вашей компании?

Можете ли вы сократить количество квалифицированного персонала при сохранении или даже увеличении качества работ, стандартизировав и упростив свои {бизнес-процессы}?

***

Вспомните карьерную лестницу своей компании.

Насколько она оптимальна? Что вы хотите в ней изменить?

Вы можете прислать мне результаты выполнения заданий на адрес: info@mrybakov.ru или обсудить их в моем блоге.

***

Дополнительную информацию по теме статьи вы можете посмотреть в моем вебинаре "Что делать с персоналом: для собственников и руководителей".

***

Обсудить статью можно в моем блоге.

Высказать автору свои восторги, сомнения и критику вы можете, написав на адрес: info@mrybakov.ru.

Успехов!


Важные мысли от Евгения Чичваркина

Наткнулся на блог очень уважаемого мной Евгения Чичваркина - Бизнесмена с большой буквы, мудрого и очень порядочного человека. Который не отступается от своих принципов, и идет до конца в борьбе за возможность вести честный бизнес: двигаться вперед в широко расправленными плечами, а не стоять на коленях и платить "дань" различным структурам.

Не могу не поделиться с вами его ценными мыслями: разместил их в своем блоге:

  • Об эффективной налоговой системе
  • Про новый российский закон о торговле

Заходите, пишите, давайте обсуждать!


Интересные материалы от портала TREKO.RU

В прошлом выпуске рассылки вышел материал М.Ю. Рыбакова о Мастерах и звёздах. В дополнении этого материала - один из самых читаемых материалов портал TREKO.RU - о Мастерстве в интеллектуальных профессиях

7 причин, почему интеллектуалу стоит писать статьи

Викентьев И. Л., Современный консалтинг: мифы и решения

Генрих Альтов, Как стать Мастером

Соколов А.Б., Недокументированные возможности мозгового штурма


 

С уважением,
ведущий рассылки
Михаил Рыбаков
Бизнес-консультант, коуч
Управляющий партнер компании "Архитектура бизнес-систем"
WWW: WWW.MRYBAKOV.RU
E-Mail: info@mrybakov.ru

 

P.S. Если Вы считаете, что этот выпуск рассылки будет интересен кому-то из Ваших коллег или друзей и может помочь ему в бизнесе и в жизни - пожалуйста, перешлите ему это письмо.

Наведение порядка в действующем бизнесе Проектирование нового бизнеса Создание в компании механизмов саморазвития Рабочие сессии по решению Ваших бизнес-задач Коучинг по достижению ваших личных целей Мои мультмедиа-тренинги Мои вебинары бесплатно

 

Мои публикации

Все тексты Copyright Михаил Рыбаков, если не указан другой автор.
Вы можете свободно использовать тексты из моей рассылки: в неизменном виде (без сокращений и правок) при обязательном указании моего авторства, активной ссылки на сайт WWW.MRYBAKOV.RU и моего мейла MRYBAKOV@MAIL.RU. Публикацию текстов в СМИ, пожалуйста, предварительно согласуйте со мной. Если будете размещать на своих сайтах, блогах и пр., пожалуйста, присылайте ссылки.
Письма, присланные автору, могут быть опубликованы в рассылке - в полном объёме или частично - без предварительного уведомления. Если Вы не хотите, чтобы Ваше письмо было опубликовано - пожалуйста, явно укажите это в начале письма. Спасибо.

В избранное