Сотрудник может повышать свою квалификацию. А может - расти по карьерной лестнице. То есть развиваться в основном либо как специалист, либо как руководитель. Как оптимально выбрать путь для того или иного работника, и к чему приводят ошибки.
Рассылка для тех, кто строит бизнес-системы, управляет ими, работает в них. Для тех, кто склонен думать и жить
активно, а не плыть по течению. Для тех, кто любит жизнь. Пессимистам читать не
рекомендуется.
Советы бизнес-консультанта.
Управление персоналом
Общий тираж
на 4 серверах - свыше 55000 подписчиков
Выпуск N117,
04.03.2010
Стрельба из лука учит нас, как надо искать истину.
Когда стрелок промахнётся, он не винит других, а
ищет вину в самом себе.
Я живу в Москве, однако работаю в любой точке мира, куда
летают самолеты.
Вы всегда можете пригласить меня к себе в город или в свою
компанию для проведения тренинга или консалтинга: - Моб: +7 (910) 446-97-14
- E-mail:info@mrybakov.ru - Skype:mikerybakov
- Мой блог
Всегда рад новым контактам! Приятно, когда в мою жизнь входят новые
интересные люди.
Как вы знаете, практически готова моя книга "Как навести порядок в своем бизнесе",
обобщающая весь мой консалтинговый опыт с 2000 года. Я сейчас веду переговоры с
несколькими издательствами: желающие издать есть. Однако я ищу и другие
оптимальные варианты.
Если у вас есть хорошие контакты в издательском
бизнесе, или хорошие каналы распространения
книги в России и не только -
пишите,
предлагайте - буду благодарен.Хочу найти издателя,
для которого моя книга будет не просто одной из многих, а любимой. И чтобы он не
просто ее напечатал, но и распространил максимально широко: книга нужна бизнесу!
Рассылка без рекламы
Уважаемые подписчики!
Если вы получаете мою рассылку через сервис content.mail.ru, то со
следующего выпуска в моей рассылке будет реклама от
mail.ru. Несколько лет я ежемесячно оплачивал вам возможность читать
рассылку без рекламы. Сейчас у меня есть иные точки приложения моего
маркетингового бюджета.
В связи с этим у вас есть 4 варианта:
Получать рассылку с рекламой. Суть рассылки от этого не изменится.
Самостоятельно заплатить mail.ru небольшие
деньги, чтобы рекламу не получать. Кажется, там есть такая возможность.
Подписаться на мою рассылку на сервисе smartresponder.ru.Это можно сделать
здесь, процедура занимает примерно одну минуту.Тут рекламы не будет никогда.
Проспонсировать мою
рассылку, чтобы она и дальше выходила без рекламы. Взамен ваш баннер будет
наверху каждого выпуска в разделе партнеры (см. выше). Напоминаю, что тираж
более 55000 целевых подписчиков. Если вы хотите стать спонсором - пишите на
info@mrybakov.ru.
Уверен, вы найдете там немало полезного и интересного, хотя далеко не все
статьи принадлежат моему перу:)
Подарок моим московским подписчикам. «Биз-Инфо.ру» - это не только
статьи. Это бизнес-справочник московских предприятий. И если ваша компания
работает в Москве, зарегистрируйтесь в справочнике прямо сейчас, не откладывая
на потом. Редакция обещала мне, что мои подписчики получат на сайте не только
личную страницу компании, но и возможность бесплатно разместить объявление на 6
месяцев.
Бизнес-улыбка для всех. Нельзя все время серьезно думать о работе,
эффективности, прибыли и рентабельности. Когда решите сделать перерыв –
загляните в рубрику «Анекдоты
о бизнесе». Но не больше, чем на 10 минут. И – снова за работу!
Михаил Юрьевич Рыбаков
- бизнес-консультант, коуч. Управляющий партнер компании "Архитектура бизнес-систем"
В этом выпуске, как, впрочем, и всегда, - исключительно мое авторское
мнение, и оно вполне может противоречить Вашим мыслям и другим авторитетным
источникам ;)
Эта статья дополняет публикацию "Звездная болезнь", вышедшую в
прошлом впуске рассылки.
Рекомендую прочесть: они дополняют друг друга.
Статья написана по мотивам главы "Путь сотрудника в компании" моей новой
книги "Как навести порядок в своем бизнесе", которая сейчас готовится к изданию.
Жизненный цикл есть не только у проекта или товара. Каждый сотрудник проходит
в компании определенный путь.
Сотрудник может расти в нескольких направлениях:
Повышается квалификация
Он занимает все более высокие ступеньки карьерной лестницы
Растет самооценка.
Разные приоритеты приводят к разным результатам.
Для руководителя очень важно уметь прогнозировать «корпоративный путь»
своих сотрудников (а желательно и кандидатов: см. мою статью "Кого
брать на работу") и, по мере необходимости, влиять на него. Иначе вас
ждут напрасная трата сил и плохие результаты для бизнеса.
Квалификация и карьера.
Именно это - тема данной статьи.
Квалификация, карьерный рост, и «рычаг»
Сотрудник может повышать свою квалификацию. А может – расти по
карьерной лестнице. То есть развиваться в основном либо как специалист, либо
как руководитель:
Задачи руководителя и исполнителя – различны:
Руководителя – добиться выполнения поставленных {целей}, создав
оптимальные {процессы} и организовав деятельность своих подчиненных. Но он
не должен выполнять «техническую» работу сам.
Исполнителя – качественно выполнять работу, прописанную в
{бизнес-процессе} и порученную руководителем.
Сознательно или нет, каждый решает для себя, какой путь избрать, и как
далеко по нему пройти. Можно стать прекрасным специалистом, мастером своего
дела, а можно – расти по иерархии.
Первая карьера – горизонтальная, вторая – вертикальная. Часто
совмещают, однако это не очень продуктивно: «за двумя зайцами погонишься – ни
одного не поймаешь».
Бывает, что прекрасный специалист вдруг решает стать начальником. «Жена
напела», что пора, или еще что… И он «выгорает», не выдержав политической
борьбы и «бестолковости» своих подчиненных. Да и по «настоящей работе» руки
чешутся. Вот он и пытается делать «все за всех» вместо того, чтобы
заниматься организацией {процессов}. Такие горе-руководители так и не достигают
успехов на управленческих постах. Но и вернуться на роль специалиста у многих не
хватает духу.
Игорь, менеджер по работе с ключевыми клиентами в крупной
западной компании. Лучший руководитель, которого я знаю, – офицер в
отставке. Компьютер у него на столе стоит только потому, что так
положено. Иногда он просит секретаршу: «Юленька, пожалуйста, включите». Зато все
{процессы} у него работают идеально.
В качестве исключения хочу привести {консалтинговую} отрасль. У нас сам
бизнес устроен так, что чем более высокую должность занимает сотрудник, тем выше
его профессиональная квалификация.
В каждый период жизни лучше концентрироваться на чем-то одном. Как правило,
сотрудник сначала развивается как специалист, а потом
становится руководителем. Однако это очень непростой переход.
Нужно отказаться от личного выполнения «технической» работы: сначала – рутинной,
а на высоком уровне – почти всей. Зато стать сильным лидером {команды} и
организатором.
Вы, как руководитель более высокого ранга, можете помочь своим
подчиненным выбрать, куда расти. На что вам ориентироваться? Вот несколько
критериев:
Потребность компании в специалистах той или иной профессии и
квалификации
Потребности компании в руководителях
Склонности работника
Его стремления.
В зависимости от компании и текущей ситуации, большую значимость
приобретает тот или иной фактор.
Конечно, желание работника важно: «насильно мил не будешь». Однако,
во-первых, часто люди неадекватно оцениваютсвои возможности. А,
во-вторых, потребности компании могут отличаться от «хотелок» работника.
Примерно с одинаковой частотой я встречаюсь с противоположными ситуациями.
Когда в компании много желающих быть руководителями (это еще не
означает, что они и правда могут).
Когда высшее руководство долго не может найти менеджера среднего
звена, так как никто из сотрудников не готов взять на себя такую
ответственность. Вообще, нехватка грамотных управленцев – бич российского
бизнеса.
«Настоящих буйных мало – вот и нету вожаков», как сказал Владимир Высоцкий в
песне «Письмо в редакцию телевизионной передачи "Очевидное - невероятное" из
сумасшедшего дома с Канатчиковой дачи» :)
Недавно я проводил в компании рабочую сессию по наладке системы продаж.
Одной из проблем было то, что уже больше года руководство не могло решить, кого
поставить на должность руководителя коммерческого отдела – это сильно тормозило
развитие продаж. Каждый из двух имеющихся претендентов не подходил по той или
иной причине.
В итоге акционер при поддержке всего коллектива назначил на эту должность
даму возрастом за 40, которая до этого занималась документальным сопровождением
продаж. Она долго сопротивлялась («да что вы, я не смогу»), но после
уговоров неохотно согласилась. Сейчас она прекрасно справляется с
обязанностями начальника отдела, направляя работу продавцов: опытных, успешных,
но неорганизованных в силу творческого характера работы.
Теперь по поводу квалификации. С одной стороны, профессионалы нам нужны. С
другой – слишком квалифицированный сотрудник приносит компании массу
проблем:
Начинает задумываться о «лишних» вещах. Например, сомневаться,
правильно ли организован ваш бизнес. А значит:
Начинает много «умничать», вместо того, чтобы работать. Ну не должен
рядовой продавец возмущаться тем, что ему надо делать холодные звонки
клиентам! А часто именно это и происходит.
Требуют прибавки к жалованию. Кстати, свою рыночную стоимость он повысил
за ваш счет.
Смотрит «налево» в поисках лучшей жизни. Ведь все «знают»: «хорошо там,
где нас нет»…
В английском избыток квалификации называется overqualification. В западных
странах к этому относятся очень серьезно. Например, в Америке очень сложно
устроиться мыть машины, если у вас есть высшее образование.
Поэтому вам важно, с одной стороны, создавать в компании возможность
профессионального роста для сотрудников, а, с другой, – выдерживать
оптимальную пропорцию между сотрудниками низкой, средней и высокой
квалификации. Естественно, что в большинстве отраслей высококвалифицированных
сотрудников нужно меньше, чем неквалифицированных, желательно – в разы. В
консалтинге это называется леверидж (от англ. leverage), т.е. рычаг. Бизнесу он дает целый ряд
возможностей:
Больше зарабатывать за счет экономии на «дешевых» сотрудниках.
Чем большего рычага вам удастся достичь, тем прибыльнее будет ваш бизнес.
Помните, зачем мы
описывали бизнес-процессы? Одна из целей –
возможность использовать менее квалифицированные кадры. В зрелом бизнесе
таковых – большинство.
Компании выгодно построить у себя длинную карьерную лестницу. Так, в
консалтинговых компаниях она составляет порой до 9 ступеней: от стажера до
партнера (совладельца компании). Естественно, что ответственность, полномочия и
доходы растут от уровня к уровню. И это {мотивирует} людей: им есть куда
и ради чего расти. Важно, что таким образом обеспечивается также
«естественный отбор» сотрудников по принципу: «Расти или уходи!». В
известной консалтинговой компании McKinsey это звучит так: «Up or out!».
Всех сотрудников постоянно побуждают двигаться по ступеням, регулярно проводят
оценку компетенций и обучение. Однако «выживают» в компании только
действительно самые лучшие.
Тот же принцип можно применить во многих других отраслях, тому немало
примеров. Хотя ступеней, как правило, делают меньше: обычно – три.
Во многих консалтинговых проектах руководители жаловались мне, что не
знают, чем мотивировать «старых» сотрудников. Новых высоких должностей нет, и не
предвидится. Филиалы открывать тоже пока не собираются. Обычно в таких случаях
мы удлиняем карьерную лестницу. Красивая должность на визитке радует работников.
Так и появляются «старшие», «ведущие» и прочие «главные» специалисты
.
Практическое задание
Поименно вспомните (а лучше – выпишите) своих ключевых сотрудников.
Кого из них вы видите больше специалистом, а кого –
руководителем? Приняв соответствующее решение, начните
готовить к новой роли кандидатов на повышение. И перестаньте «париться»
по поводу требований о новой должности от тех работников, в ком вы
руководителя – не видите. Ну или добавьте к его званию красивый эпитет
типа «ведущий». На его зарплате (по крайней мере, на окладе) это может
почти не отразиться, зато круг обязанностей - расшириться.
***
Каково сейчас соотношение между высоко- и
низкоквалифицированными сотрудниками в вашей компании?
Можете ли вы сократить количество квалифицированного персонала
при сохранении или даже увеличении качества работ, стандартизировав и
упростив свои {бизнес-процессы}?
***
Вспомните карьерную лестницу своей компании.
Насколько она оптимальна? Что вы хотите в ней изменить?
Вы можете прислать мне результаты выполнения заданий на адрес: info@mrybakov.ru
или обсудить их в моем блоге.
Наткнулся на блог очень уважаемого
мной Евгения Чичваркина - Бизнесмена с большой буквы, мудрого и очень
порядочного человека. Который не отступается от своих принципов, и идет до конца
в борьбе за возможность вести честный бизнес: двигаться вперед в широко
расправленными плечами, а не стоять на коленях и платить "дань" различным
структурам.
Не могу не поделиться с вами его ценными мыслями: разместил их
в своем блоге:
В прошлом выпуске рассылки вышел материал М.Ю. Рыбакова о Мастерах и звёздах.В дополнении этого материала - один из самых читаемых материалов портал
TREKO.RU - о Мастерстве в
интеллектуальных профессиях
С уважением,
ведущий рассылки
Михаил Рыбаков
Бизнес-консультант, коуч
Управляющий партнер компании "Архитектура бизнес-систем"
WWW: WWW.MRYBAKOV.RU
E-Mail: info@mrybakov.ru
P.S. Если Вы считаете, что этот выпуск рассылки будет интересен
кому-то из Ваших коллег или друзей и может помочь ему в бизнесе и в
жизни -
пожалуйста, перешлите ему это письмо.
Все
тексты Copyright Михаил Рыбаков, если не указан другой автор.
Вы можете свободно использовать тексты из
моей рассылки:в неизменном виде (без
сокращений и правок)
при обязательном указании моего авторства, активной ссылки на сайт
WWW.MRYBAKOV.RU
и моего мейла
MRYBAKOV@MAIL.RU. Публикацию текстов в СМИ, пожалуйста,
предварительно согласуйте со мной. Если будете размещать на своих
сайтах, блогах и пр., пожалуйста, присылайте ссылки.
Письма, присланные автору, могут быть опубликованы в рассылке - в полном объёме или
частично - без предварительного уведомления. Если Вы не хотите, чтобы
Ваше письмо было опубликовано - пожалуйста, явно укажите это в начале
письма. Спасибо.