Независимо от того, внедряете ли Вы в настоящее время у себя в компании
проектный менеджмент, или только собираетесь познакомиться с данным подходом у
правлению, - у Вас, наверное, возникают вопросы: кто и как будет всеми этими
проектами управлять? Нужны люди, процедурные механизмы, специальные методы и
инструменты. Рано или поздно, Вам приходится задумываться о том, как
организовать систему управления проектами именно в Вашей компании. Офис
Управления Проектами как раз и позволяет решить все эти задачи.
Что нужно для успешного функционирования любой системы? Три вещи необходимы,
на наш взгляд: чтобы каждый отдельный элемент системы был достаточно хорош сам
по себе и работал бы без сбоев; система была сбалансирована, то есть все ее
элементы были бы "взаимоувязаны"; в системе должен быть центр управления,
который правильно и четко организует ее работу в целом и каждого элемента в
отдельности. Как известно, при проектном управлении таким центром является Офис
Управления Проектами (ОУП) или Project Management Office
(PMO), то есть подразделение, осуществляющее
централизацию и координацию управления приписанных к нему проектов (PMBok
Guide. Third edition). Создание ОУП в компании - это тоже своеобразный
проект, у которого есть свое содержание, план - график, ответственные, ресурсы и
т.д. И, как в любом проекте, есть риски.
Какие существуют "ловушки" и трудности при построении ОУП? И как их
избежать?
Как было сказано выше, ОУП осуществляет централизацию. Вот тут и может
быть первая ловушка! СВЕРХ - ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ. Менеджеры проектов зачастую
воспринимают появление ОУП как некий контролирующий орган, который способен
ограничить их полномочия. Они могут не доверять централизованному
планированию проектов и контролю. Прежде всего, желательно разделить те
функции, которые необходимо выполнять централизованно и те, которые можно в
рамках отдельных проектов "отдать на откуп" менеджерам проектов, линейным
руководителям, участникам проектных команд. Например, централизации
подлежит: создание и развитие методологии, разработка систем и процессов,
постановка системы обучение персонала, занятого в проектной деятельности. На
самостоятельное выполнение можно делегировать планирование и контроль
исполнения проектов. При наличии опытных и достаточно хорошо подготовленных
менеджеров проектов это вполне выполнимо. Однако, здесь важно не путать
делегирование с "перекладыванием задач" на другого. Делегирование - процесс
двусторонний и предполагает как постановку задачи, так и контроль ее
выполнения.
Возможен вариант еще одной "ловушки", когда компания развивается
быстрыми темпами, растут объемы заказов, возрастает численность персонала,
увеличивается количество проектов. Организация может переоценить свои
возможности и ресурсы, полагаясь на чрезмерно оптимистичные оценки сроков по
созданию ОУП. Таким образом, СЛИШКОМ АМБИЦИОЗНОЕ И БЫСТРОЕ РАЗВИТИЕ может
обернуться для компании другой стороной - проект по созданию ОУП может быть
не выполнен в срок или упущены какие-нибудь серьезные детали, не достаточно
тщательно проработанные ранее. Кроме того, неудачи в проектах, особенно в "пилотных",
могут привести к тому, что персонал будет разочарован, и доверие к системе
управления проектами в целом может быть подорвано. В качестве рекомендации:
не пожалейте времени на стадию проработки. Создайте логичный и реалистичный
план и добейтесь его принятия на всех уровнях. Основывайтесь на достигаемых
успехах.
Следующий момент, на чем бы хотелось остановить Ваше внимание. Иногда
бывает так, что ОУП в компании слишком много своего рабочего времени (до
75%!) тратит на подготовку отчетов для руководства и мало - на достижение
проектами своих целей в поставленные сроки. Иными словами, СЛИШКОМ БОЛЬШОЕ
ВНИМАНИЕ - ПРОЦЕССУ, И НЕДОСТАТОЧНОЕ - РЕЗУЛЬТАТАМ. Так, при проведении
обследования в одной компании мы увидели, что система управления проектами
работает второй год, а основной задачей ОУП является контроль. В результате
сотрудники ОУП по сути являются "сборщиками" информации для формирования
отчетности, а система управления проектами перестала быть настолько
эффективной, насколько она была изначально. Важно не терять из виду ГЛАВНОЙ
цели - обеспечение эффективности ВЫПОЛНЕНИЯ проектов, поскольку именно это
сказывается на финансовом результате деятельности компании в целом.
ИНТУИТИВНОЕ ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ о внедрении ОУП. Иногда бывает так, что
решение о создании ОУП принимается в одночасье, как бы спонтанно. И как
тогда мы через год, например, оценим результаты работы данного
подразделения? Конечно, не всегда бывает возможно напрямую и с точностью "до
копейки" просчитать, что мы получим в итоге. Необходимо создать новую
корпоративную систему показателей, определяющих риски проектов, их
соответствие стратегии, систему приоретизации проектов, новые оценки
внутренней отчетности по проектам и критерии оценки персонала. Плюс к этому,
одним из вариантов расчета эффективности ОУП может быть определение
рентабельности на вложенный капитал, или ROI. Ниже
приведенная формула показывает долю дохода от проектов в затратах на
создание ОУП (P% - рентабельность):
ROI =
(P% прогнозируемая - Р% текущая) х Доходы от
проектов
Затраты на внедрение ОУП
И, наконец, люди. При внедрении ОУП в силу естественного человеческого
сопротивления новому может возникнуть КОНФЛИКТ МЕЖДУ УЧАСТНИКАМИ ПРОЕКТНЫХ
КОМАНД И СОТРУДНИКАМИ ОУП. Менеджеры проектов часто рассматривают ОУП как
"надсмотрщика" и "контролера". В этом случае нужно серьезно продумать, как
правильно позиционировать ОУП. Возможны варианты: как офис поддержки для
менеджеров проектов, наставничества и помощника в обучении персонала,
"справочного бюро" и "скорой помощи" в нахождении нужной информации и т.д.
Подготовьте план PR внутри компании для
формирования позитивного имиджа ОУП в глазах сотрудников. Сделайте вновь
внедряемые инструменты и механизмы полезными и привлекательными. Для
привлечения внимания менеджеров проектов к проблемам и вовлечения их в
проект внедрения ОУП используйте чаще телефон и личный контакт (рабочие
встречи, совещания, планерки), а не электронную безымянную рассылку "всем
заинтересованным лицам". Людям приятно живое общение.
И последнее. Как говорят англичане, "last, but not least".
Внедрение ОУП, как и системы управления проектами в целом, может быть
успешным ТОЛЬКО при постоянной активной поддержке высшего руководства.
Ближайший тренинг «Построение проектного офиса в
компании» состоится 24-25 апреля (четверг-пятница).
Он основан на нашем практическом опыте создания ОУП как изнутри компании, так и
извне (в процессе реализации консалтинговых проектов у наших клиентов).
6, 13 апреля (по воскресеньям): тренинг Михаила Рыбакова"Карьера".
На тренинге Вы найдете для себя ответы на вопросы:
Кем я хочу и могу быть?
Как этого добиться?
Как получить интересную и денежную работу? (написание резюме,
прохождение собеседований и т.п.)
Как обеспечить себе быстрый и устойчивый карьерный рост?
Как совместить УСПЕШНУЮ РАБОТУ и СЧАСТЛИВУЮ ЖИЗНЬ?
14-16 апреля (понедельник-среда): тренинг «Управление
проектами». Системный взгляд на проекты, 70% времени – практические упражнения. Тренинг регулярно проходит с 2002 года, и за это время его участниками стали более 500 человек из таких компаний как
Jurby Watertech International, Saint-Gobain, SHL, Альфа-банк и
Альфа-Страхование, Альянс-Пром (ГК Альянс), Астана-недвижимость, Гарант, Интеко,
Иркутский алюминиевый завод (СУАЛ-холдинг), Иркутскэнерго,
КазМунайГаз НК, Крост, РЖД, СО – ЦДУ ЕЭС, ТатОйлГаз НК, ЮКОС
НК и многих других. Вы можете ознакомиться с
отзывами участников, а также со
статьями тренеров курса:
Михаила Рыбакова, Сертифицированного Специалиста по Управлению Проектами (Certified Project Management Specialist), IPMA.
24-25 апреля (четверг-пятница): тренинг
«Построение проектного офиса в
компании». Цель - научить участников выстраивать и
оптимизировать работу проектного офиса компании. Тренинг основан на
практическом опыте авторов в реальном бизнесе и консалтинге. Проводят Оксана Клименко
и Михаил Рыбаков.
Каждый 3-ий участник от Вашей компании
- БЕСПЛАТНО! Предложение действительно для всех тренингов
(кроме "Карьеры") при условии участия бесплатного участника в тренинге в те же
даты, что и платных.
С уважением,
ведущий рассылки
Михаил Рыбаков
Бизнес-консультант, бизнес-тренер, психолог
Сертифицированный специалист по управлению проектами (CPMS, IPMA)
Старший партнер компании Just Consulting
WWW: http://juco.ru
E-Mail: mrybakov@juco.ru
Тел.: +7 (495) 22-55-470 (многоканальный)
Персональный сайт: http://mrybakov.ru