В этом выпуске как, впрочем, и всегда, - исключительно мое авторское
мнение, и оно вполне может противоречить Вашим мыслям и другим авторитетным
источникам ;)
Если хочешь быть счастливым один час, вкусно поешь.
Если хочешь быть счастливым один день, выспись.
Если хочешь быть счастливым всю жизнь, будь здоров и люби свою работу!
Услышано от одного западного менеджера, работающего в России.
На днях давал интервью журналу "Business-mania", что навело меня на ряд мыслей, которыми хочу с вами поделиться. Кстати, если вы хотите получать рассылку по темам, которые интересуют именно вас -
задавайте вопросы, делитесь своими размышлениями. Именно с этого получаются наиболее интересные выпуски.
Зачем оно нам?
Итак, хочу поговорить о лояльности персонала, несмотря на то, что термин уже немало затасканный. Во-первых, нужна ли она? Для меня ответ очевиден, однако я очень часто встречаю компании, где текучка
персонала свыше 50% в год - норма…
Итак, что получает компания, когда ее персонал лоялен?
Снижаются издержки компании, ведь в среднем примерно в течение года новый сотрудник является "балластом" для бизнеса.
Повышается качество всех бизнес-процессов: опытному сотруднику реже приходится исправлять свои ошибки, затрачивая на это время и ресурсы.
Растет имидж компании на рынке: профессионалов уважают.
Снижаются риски: часто при уходе сотрудник уводит с собой не только клиентов, но и уносит к конкурентам ноу-хау компании.
Атмосфера в коллективе становится более здоровой: меньше сил тратится на сплетни и интриги.
Да и вообще, приятнее работать с довольными людьми :)
И т.д.
К чему лоялен сотрудник?
По большому счету, лояльность всегда можно разделить на 3 части:
К деньгам и прочим материальным благам.
К самой работе, перспективам, собственному росту и развитию.
К коллективу, отдельным личностям, особой атмосфере.
Понятно, что у разных людей эти виды лояльности представлены в разных пропорциях. Но для вас, как для руководителя, важно поддерживать баланс между всеми тремя: перекосы чреваты неприятностями.
Упражнение: подумайте, а лучше пропишите для себя, к чему (см. выше) лояльны ваши сотрудники и вы сами.
Как же достичь лояльности сотрудников?
Люди гибнут за металл?
Перво-наперво - лояльность появляется не только из-за денег. Если человек работает у вас исключительно за кусок хлеба (даже
если с маслом), то, если завтра ему предложат чуть больше, он уйдет.
Если уж говорить о деньгах, то важно определить, на что ориентирован человек в
работе, потом сопоставить это с его должностью, а уже затем выстроить систему его личной мотивации, исходя из комбинации. Хотя лучше об этом подумать еще до найма сотрудника, а при отборе искать человека соответствующего типа.
Люди бывают ориентированы:
На достижение профессиональных целей, увлекаются самой работой как таковой
На реализацию личных амбиций: карьера, слава, власть и т.д.
На работу в основном как на источник дохода для прочих сфер жизни
На компанию, как защиту. Обычно такие люди мечтают о сильном государстве, стабильности и т.п.
На чувство хозяина: "это мое подразделение" (для руководителя), "мой станок" (для рабочего) и т.д.
И, наконец, просто люмпены: "после нас хоть потоп". Таких сотрудников вам не пожелаю, хотя встречаются.
Конечно, "чистые виды" встречаются редко, но понимать "склонности" того или иного сотрудника очень желательно. А то казусы выйдут, а лояльности - не ждите. Например, для амбициозного работника важна связь его дохода с результатами труда, а значит и возможность "сорвать куш" если совершил "подвиг". А если поработал плохо, то и получить минимальный оклад. Именно из таких получатся лучшие менеджеры проектов, продавцы. Большой оклад их только демотивирует. А для секретарши
важно получать стабильную, пусть и небольшую,
зарплату и возможность уходить с работы строго в 6 часов.
Упражнение: подумайте, на что замотивированы вы и ваши сотрудники? Например, что может заставить вас выйти на работу в выходной день?
Не хлебом единым
Что же, кроме денег, повышает лояльность людей? И вообще, есть ли это что-то? :) Регулярно общаюсь с руководителями разных рангов на эту тему: мнения различны. Мое таково: если ваши сотрудники работают только за деньги, то либо вы действительно собрали таких людей (зачем?!?), либо ваш профессионализм на ниве руководства оставляет желать лучшего (что чаще). О причинах такого суждения я уже писал в начале этой статьи.
Итак, что, кроме денег, повышает лояльность сотрудников?
Интересная работа
Чувство важности (как минимум, осмысленности того, что делает сотрудник (миссия)
Возможность развиваться: профессионально и личностно
Карьерные перспективы
Возможность посмотреть страну и мир
Здоровая обстановка в коллективе, уважение друг к другу и т.д.
Стабильность и уверенность в завтрашнем дне
И т.д.
Упражнение: перечислите, что из этого предоставляет ваша компания сотрудникам.
"Мы теперь с тобой одной веревкой связаны"…
И, наконец, поговорим о лояльности,основанной на привязанности сотрудников к отдельным личностям, коллективу и т.п. Она может быть как во благо, так и во вред интересам бизнеса.
Хорошо, когда молодой сотрудник уважает своего руководителя, относится к нему как к наставнику, стремится стать таким, как он. Плохо
(для компании), если потом при уходе руководителя, он уводит свою команду.
Хорошо, если устойчивая семейная пара может эффективно работать вместе, понимая друг друга с полуслова. Плохо, когда любовные отношения мешают бизнесу: ослепляют человека, делают его необъективным.
Хорошо, когда в коллективе здоровая атмосфера взаимовыручки и поддержки. Плохо, если компания превращается в "благотворительную организацию": "мы так печемся о наших сотрудниках, что
никого не увольняем, платим всем высокие оклады". Или - в
"клуб по интересам", куда ходят в основном общаться, как часто бывало в различных НИИ в период перестройки.
То есть, конечно, личная привязанность важна, но "без крайностей", с учетом баланса, о котором говорилось в начале статьи.
Упражнение: подумайте, привязаны ли к компании, коллективу, к вам лично ваши сотрудники. К кому и чему именно? Помогает ли это бизнесу?
6, 13 апреля (по воскресеньям): тренинг Михаила Рыбакова"Карьера".
На тренинге Вы найдете для себя ответы на вопросы:
Кем я хочу и могу быть?
Как этого добиться?
Как получить интересную и денежную работу? (написание резюме,
прохождение собеседований и т.п.)
Как обеспечить себе быстрый и устойчивый карьерный рост?
Как совместить УСПЕШНУЮ РАБОТУ и СЧАСТЛИВУЮ ЖИЗНЬ?
14-16 апреля (понедельник-среда): тренинг «Управление
проектами». Системный взгляд на проекты, 70% времени – практические упражнения. Тренинг регулярно проходит с 2002 года, и за это время его участниками стали более 500 человек из таких компаний как
Jurby Watertech International, Saint-Gobain, SHL, Альфа-банк и
Альфа-Страхование, Альянс-Пром (ГК Альянс), Астана-недвижимость, Гарант, Интеко,
Иркутский алюминиевый завод (СУАЛ-холдинг), Иркутскэнерго,
КазМунайГаз НК, Крост, РЖД, СО – ЦДУ ЕЭС, ТатОйлГаз НК, ЮКОС
НК и многих других. Вы можете ознакомиться с
отзывами участников, а также со
статьями тренеров курса:
Михаила Рыбакова, Сертифицированного Специалиста по Управлению Проектами (Certified Project Management Specialist), IPMA.
17-18 апреля(четверг-пятница): тренинг
«Управление проектами в Microsoft Project». Использование
MS Project позволяет Вам сделать планирование и
контроль проекта наглядным и прозрачным, повысить продуктивность Вашей
работы. Тренинг проводит Михаил Рыбаков.
Каждый 3-ий участник от Вашей компании
- БЕСПЛАТНО! Предложение действительно для всех тренингов
(кроме "Карьеры") при условии участия бесплатного участника в тренинге в те же
даты, что и платных.
С уважением,
ведущий рассылки
Михаил Рыбаков
Бизнес-консультант, бизнес-тренер, психолог
Сертифицированный специалист по управлению проектами (CPMS, IPMA)
Старший партнер компании Just Consulting
WWW: http://juco.ru
E-Mail: mrybakov@juco.ru
Тел.: +7 (495) 22-55-470 (многоканальный)
Персональный сайт: http://mrybakov.ru