Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Советы бизнес-консультанта

  Все выпуски  

Советы бизнес-консультанта. Выпуск 48. Управление персоналом


Just Consulting

Советы бизнес-консультанта. Выпуск 48. Управление персоналом

Содержание выпуска:

Тема выпуска. Лояльность персонала

Михаил Рыбаков

Михаил Юрьевич Рыбаков - бизнес-консультант, бизнес-тренер, соучредитель компании Just Consulting.

Статья специально написана для данной рассылки.

В этом выпуске как, впрочем, и всегда, - исключительно мое авторское мнение, и оно вполне может противоречить Вашим мыслям и другим авторитетным источникам ;)

Если хочешь быть счастливым один час, вкусно поешь.
Если хочешь быть счастливым один день, выспись.

Если хочешь быть счастливым всю жизнь, будь здоров и люби свою работу!

Услышано от одного западного менеджера, работающего в России.

На днях давал интервью журналу "Business-mania", что навело меня на ряд мыслей, которыми хочу с  вами поделиться. Кстати, если вы хотите получать рассылку по темам, которые интересуют именно вас - задавайте вопросы, делитесь своими размышлениями. Именно с этого получаются наиболее интересные выпуски.

Зачем оно нам?

Итак, хочу поговорить о лояльности персонала, несмотря на то, что термин уже немало затасканный. Во-первых, нужна ли она? Для меня ответ очевиден, однако я очень часто встречаю компании, где текучка персонала свыше 50% в год - норма…

Итак, что получает компания, когда ее персонал лоялен?

  • Снижаются издержки компании, ведь в среднем примерно в течение года новый сотрудник является "балластом" для бизнеса.
  • Повышается качество всех бизнес-процессов: опытному сотруднику реже приходится исправлять свои ошибки, затрачивая на это время и ресурсы.
  • Растет имидж компании на рынке: профессионалов уважают.
  • Снижаются риски: часто при уходе сотрудник уводит с собой не только клиентов, но и уносит к конкурентам ноу-хау компании.
  • Атмосфера в коллективе становится более здоровой: меньше сил тратится на сплетни и интриги. Да и вообще, приятнее работать с довольными людьми :)
  • И т.д.

К чему лоялен сотрудник?

По большому счету, лояльность всегда можно разделить на 3 части:

  • К деньгам и прочим материальным благам.
  • К самой работе, перспективам, собственному росту и развитию.
  • К коллективу, отдельным личностям, особой атмосфере.

Понятно, что у разных людей эти виды лояльности представлены в разных пропорциях. Но для вас, как для руководителя, важно поддерживать баланс между всеми тремя: перекосы чреваты неприятностями.

Упражнение: подумайте, а лучше пропишите для себя, к чему (см. выше) лояльны ваши сотрудники и вы сами.

Как же достичь лояльности сотрудников?

Люди гибнут за металл?

Перво-наперво - лояльность появляется не только из-за денег. Если человек работает у вас исключительно за кусок хлеба (даже если с маслом), то, если завтра ему предложат чуть больше, он уйдет.

Если уж говорить о деньгах, то важно определить, на что ориентирован человек в работе, потом сопоставить это с его должностью, а уже затем выстроить систему его личной мотивации, исходя из комбинации. Хотя лучше об этом подумать еще до найма сотрудника, а при отборе искать человека соответствующего типа.

Люди бывают ориентированы:

  • На достижение профессиональных целей, увлекаются самой работой как таковой
  • На реализацию личных амбиций: карьера, слава, власть и т.д.
  • На работу в основном как на источник дохода для прочих сфер жизни
  • На компанию, как защиту. Обычно такие люди мечтают о сильном государстве, стабильности и т.п.
  • На чувство хозяина: "это мое подразделение" (для руководителя), "мой станок" (для рабочего) и т.д.
  • И, наконец, просто люмпены: "после нас хоть потоп". Таких сотрудников вам не пожелаю, хотя встречаются.

Конечно, "чистые виды" встречаются редко, но понимать "склонности" того или иного сотрудника очень желательно. А то казусы выйдут, а лояльности - не ждите. Например, для амбициозного работника важна связь его дохода с результатами труда, а значит и возможность "сорвать куш" если совершил "подвиг". А если поработал плохо, то и получить минимальный оклад. Именно из таких получатся лучшие менеджеры проектов, продавцы. Большой оклад их только демотивирует. А для секретарши важно получать стабильную, пусть и небольшую, зарплату и возможность уходить с работы строго в 6 часов.

Упражнение: подумайте, на что замотивированы вы и ваши сотрудники? Например, что может заставить вас выйти на работу в выходной день?

Не хлебом единым

Что же, кроме денег, повышает лояльность людей? И вообще, есть ли это что-то? :) Регулярно общаюсь с руководителями разных рангов на эту тему: мнения различны. Мое таково: если ваши сотрудники работают только за деньги, то либо вы действительно собрали таких людей (зачем?!?), либо ваш профессионализм на ниве руководства оставляет желать лучшего (что чаще). О причинах такого суждения я уже писал в начале этой статьи.

Итак, что, кроме денег, повышает лояльность сотрудников?

  • Интересная работа
  • Чувство важности (как минимум, осмысленности того, что делает сотрудник (миссия)
  • Возможность развиваться: профессионально и личностно
  • Карьерные перспективы
  • Возможность посмотреть страну и мир
  • Здоровая обстановка в коллективе, уважение друг к другу и т.д.
  • Стабильность и уверенность в завтрашнем дне
  • И т.д.

Упражнение: перечислите, что из этого предоставляет ваша компания сотрудникам.

"Мы теперь с тобой одной веревкой связаны"…

И, наконец, поговорим о лояльности, основанной на привязанности сотрудников к отдельным личностям, коллективу и т.п. Она может быть как во благо, так и во вред интересам бизнеса.

  • Хорошо, когда молодой сотрудник уважает своего руководителя, относится к нему как к наставнику, стремится стать таким, как он. Плохо (для компании), если потом при уходе руководителя, он уводит свою команду.
  • Хорошо, если устойчивая семейная пара может эффективно работать вместе, понимая друг друга с полуслова. Плохо, когда любовные отношения мешают бизнесу: ослепляют человека, делают его необъективным.
  • Хорошо, когда в коллективе здоровая атмосфера взаимовыручки  и поддержки. Плохо, если компания превращается в "благотворительную организацию": "мы так печемся о наших сотрудниках, что никого не увольняем, платим всем высокие оклады". Или - в "клуб по интересам", куда ходят в основном общаться, как часто бывало в различных НИИ в период перестройки.

То есть, конечно, личная привязанность важна, но "без крайностей", с учетом баланса, о котором говорилось в начале статьи.

Упражнение: подумайте, привязаны ли к компании, коллективу, к вам лично ваши сотрудники. К кому и чему именно? Помогает ли это бизнесу?

***

Что еще?

Конечно, есть еще много факторов, влияющих на лояльность персонала. Это подбор правильных людей и их адаптация в коллективе, система оценки их работы и система карьерного планирования, стиль руководства и субкультура компании. О некоторых факторах мы уже писали в этой рассылке, о других еще напишем. И, как всегда, ждем ваших вопросов по теме этого выпуска и не только: станьте соавтором рассылки.

Желаю вам лояльных сотрудников, а также компаний, к которым хочется быть лояльным самому!

***

Ближайшие открытые (сборные) тренинги в Москве:

  • 24-25 марта (понедельник-вторник): консультационный семинар-практикум «Оценка эффективности и риска инвестиционных проектов». Проводит Тимофеев Тимофей Витольдович,  к. э. н., доцент.
  • 31 марта - 1 апреля (понедельник-вторник): тренинг «Тайм-менеджмент: управление личной и корпоративной эффективностью (с использование ПК и КПК)». Тренер и автор курса: Дмитрий Македонский, проводит обучение по повышению эффективности уже более 7 лет. Среди клиентов: Альпина Бизнес Букс, Главный Центр Специальной Связи ФГУП, Казмунайгаз НК, Контур Будущего (Хабаровск), ОАО «Новолипецкий Металлургический Комбинат», РосСпейс.
  • 6, 13 апреля (по воскресеньям): тренинг Михаила Рыбакова "Карьера". На тренинге Вы найдете для себя ответы на вопросы:
    • Кем я хочу и могу быть?
    • Как этого добиться?
    • Как получить интересную и денежную работу? (написание резюме, прохождение собеседований и т.п.)
    • Как обеспечить себе быстрый и устойчивый карьерный рост?
    • Как совместить УСПЕШНУЮ РАБОТУ и СЧАСТЛИВУЮ ЖИЗНЬ?
  • 14-16 апреля (понедельник-среда): тренинг «Управление проектами». Системный взгляд на проекты, 70% времени – практические упражнения. Тренинг регулярно проходит с 2002 года, и за это время его участниками стали более 500 человек из таких компаний как Jurby Watertech International, Saint-Gobain, SHL, Альфа-банк и Альфа-Страхование, Альянс-Пром (ГК Альянс), Астана-недвижимость, Гарант, Интеко, Иркутский алюминиевый завод (СУАЛ-холдинг), Иркутскэнерго, КазМунайГаз НК, Крост, РЖД, СО – ЦДУ ЕЭС, ТатОйлГаз НК, ЮКОС НК и многих других. Вы можете ознакомиться с отзывами участников, а также со статьями тренеров курса:
  • 17-18 апреля(четверг-пятница): тренинг «Управление проектами в Microsoft Project». Использование MS Project позволяет Вам сделать планирование и контроль проекта наглядным и прозрачным, повысить продуктивность Вашей работы. Тренинг проводит Михаил Рыбаков.

Также смотрите полное расписание.

Каждый 3-ий участник от Вашей компании - БЕСПЛАТНО! Предложение действительно для всех тренингов (кроме "Карьеры") при условии участия бесплатного участника в тренинге в те же даты, что и платных.

Присылайте заявки!  Подробности на сайте WWW.JUCO.RU и у наших менеджеров: +7 (495) 22-55-470.

***

С уважением,
ведущий рассылки
Михаил Рыбаков
Бизнес-консультант, бизнес-тренер, психолог
Сертифицированный специалист по управлению проектами (CPMS, IPMA)
Старший партнер компании Just Consulting
WWW: http://juco.ru
E-Mail: mrybakov@juco.ru
Тел.: +7 (495) 22-55-470 (многоканальный)
Персональный сайт: http://mrybakov.ru


В избранное