Здравствуйте! Сегодня вторник - а значит, пришло время для изучения общей психологии, знание которой может сильно упростить нашу жизнь. Давайте попробуем ответить на вопрос: "Стоит ли доверять психологическим тестам?" И если да, то каким? Сегодня тесты есть везде, их не публикует разве
что ленивый. Даже детские журналы пестрят тестами, и дети явно довольны.
И хотя все эти тесты условно считаются психологическими, по сути
таковыми вовсе не являются. Поэтому давайте разбираться, что такое
тесты, откуда они взялись, для чего используются и что собой
представляют их результаты.
Я затрагиваю этот вопрос в русле общей психологии, потому что многие
люди хотят лучше узнать себя, используя психодиагностику для личных
целей. И это нормально. Просто нужно знать, какими инструментами
психодиагностики можно пользоваться самостоятельно, какими – с помощью
специалиста, а какие вообще инструментами психодиагностики не являются.
Итак. Тесты – это специализированные методы психодиагностического
исследования, применяя которые, можно получить количесвенную и
качественную характеристику изучаемого явления.
Кстати, имейте ввиду, что при любом тестировании (а также – во время
гадания!) имеет место эффект Барнума: если нам что-то преподносят под
научно-мистическим соусом, да еще в личностной адресовке – мы склонны в
это верить. Так что будьте бдительны
Стоит сказать, что от других психологических методов (наблюдение и эксперимент), тесты отличаются тем, что что они строго стандартизированы на каждом этапе – проведения, обработки и интерпретации.
Первые подобия тестов появились в работах Френсиса Гальтона в конце
19 века. Само слово «тест» впервые употребляется Кеттелом в 1890 году. А
подлинным создателем теста считается Альфред Бине – создатель всем
известного теста измерения уровня интеллекта – 1906 год.
Тестовые методики не в состоянии давать прогнозы, по большей части
они ситуативны – т.е. дают информацию о текущем состоянии. Но это во
многих случаях очень удобно. И наиболее широко применяется в клинической
психологии.
Все тесты можно разделить на две большие группы.
1. Количественные – тесты способностей. Измерения происходят в баллах.
2. Личностные – описание личности в целом. Здесь преобладают качественные методики.
Личностные тесты в свою очередь делятся на опросные и проективные.
Опросные тесты наиболее распространены в быту и
понятное дело, представляют собой список некоторых вопросов. Эти тесты
имеют одни огромный минус – при тестировании включается элемент
социальной желательности. Это когда вы отвечаете на вопрос не так, как
есть на самом деле, а так, как вам хотелось бы выглядеть в глазах
окружающих. Не стоит думать, что вы честны с собой и социальная
желательность вам не помеха. Это происходит подсознательно и потому
действует на всех, у кого есть подсознание
Поэтому в профессиональных опросных тестах обязательно имеются
вопросы, которые снижают влияние социальной желательности на результат.
Во всех остальных любительских тестах такая шкала, скорее всего,
отсутствует. А значит и результаты будут сомнительными. Лучшая из
профессиональных опросных методик на русском языке – это СМИЛ. Пройти
можно самостоятельно, но за интерпретацией результатов лучше обратиться к
специалисту, который имеет опыт работы именно с этой методикой. Она
предоставляет оооочень много результатов о вашей личности, которые
наверняка пригодятся в различных сферах. Поэтому пройти ее хотя бы раз
стоит каждому.
Проективные методики вам тоже наверняка знакомы. Тест пятен Роршаха не раз демонстрировался в кино.
"Тест Роршаха"
Методика «Несуществующее животное» или «Дом, дерево, человек» знакома
многим родителям, потому что часто используется для работы с детками.
"Несуществующее животное"
Более известный в профессиональных кругах ТАТ (тематический
апперцептивный тест) – когда человеку предъвляется картинка и
предлагается объяснить, чо по его мнению там происходит.
"Тематический апперцептивный тест"
Т.е. изучается проекция испытуемого на стимульный материал.
Как вы понимаете, интерпретация результатов таких тестов должна
проводиться исключительно специалистом, который имеет опыт работы с
проективными тестами. Причем, есть отдельные специалисты по тесту
Роршаха, а отдельные – по ТАТ. Потому что дело это крайне сложное.
Честно говоря, даже обычная методика «Несуществующее животное», хоть и
имеет простую на первый взгляд интерпретацию, тоже может быть
использована неверно – когда вы трактуете результаты отдельно от
длительного наблюдения за клиентом или основываетесь только на
результатах методики. Не раз наблюдала картину, когда дорвавшись до
методики, народ начинал делать выводы, не имеющие отношения к человеку,
но напрашивающиеся из его рисунка.
Вывод очевиден – тесты не являются самодостаточным инструментом в
познании личности. Но могут значительно дополнить информацию и облегчить
понимание, если используются профессиональные стандартизированные
методики и интерпретация результатов осуществляется специалистом.