Кроме наблюдения, о котором
уже шла речь, в психологии (и в нашей жизни в частности) не менее часто
мы используем эксперимент. Наблюдение имеет один важный недостаток –
нельзя наблюдать явление, которое скрыто от наших глаз. А большинство
психических процессов протекают именно так.
Вот почему люди часто попадают впросак при интерпретации фактов. Вы
можете наблюдать определенное поведение человека и делаете свои выводы
относительно него (интерпретируете). Но поскольку психические механизмы,
которые привели к такому поведению, от вас надежно скрыты – ваша
интерпретация может быть очень далека от истины.
Поэтому, господа и дамы, запомните первое правило успешной
жизнедеятельности – вы никогда не можете знать точно, ПОЧЕМУ человек
совершает то или иное действие. И все ваши интерпретации событий есть только лишь допущение возможных вариантов.
Эту тему можно продолжать и углублять, но сейчас давайте перейдем к
эксперименту. Именно он в некоторых случаях поможет устранить недостатки
наблюдения. Потому что предназначен именно для того, чтобы вскрыть
механизмы, недоступные для наблюдения.
Эксперимент тесно связан с гипотезой. При этом выделяются некоторые
факты, от которых по гипотезе зависят особенности явления. Факты
варьируются и при этом прослеживаются изменения изучаемого явления. Ну а
если на простейшем примере из нашей жизни: согласно гипотезе, поведение
девушки будет меняться в зависимости от комплиментов, которые она
услышит
Т.е. вы можете заметить, если к наблюдательности добавить желание
экспериментировать, то способность правильно распознавать окружающую
действительность увеличивается в разы. Однако, нужно помнить и о
недостатках эксперимента. Основным из них является эффект, открытый
Розенталем в 1966 году и названный Эффектом Пигмалиона или эффектом
предубежденности экспериментатора. Он возникает не из-за намерения
исказить факты! Экспериментатор, сам того не осознавая, подкрепляет
определенные виды поведения испытуемых при эксперименте.
Т.е. получается так, что ожидания экспериментатора определяют
характер получаемых им данных. По данным исследований, этому эффекту
больше подвержены женщины
. А еще, он сильнее у тех экспериментаторов, у которых выше потребность
к одобрению и установлению дружеских отношений с испытуемым. Так что,
если вы делаете комплименты девушке с целью понравиться – вы скорее
найдете в ее поведении признаки, указывающие вам на то, что вы ей
понравились, чем наоборот.
Еще стоит сказать, что эффект предубеждения выражен сильнее, если вы
хорошо знакомы с испытуемым. Ну а если вы осознаете свою
предубежденность, то ваш эксперимент может привести к противоположному
результату. Поэтому не стоит стараться победить свою предубежденность –
будет еще хуже… просто о ней нужно знать.
В научных экспериментах для снижения эффекта применяют слепой метод:
экспериментатор не знает, какая группа контрольная, а какая –
экспериментальная. И двойной слепой метод – когда испытуемые даже не
знают цели эксперимента, а экспериментатор не знает, какая группа
контрольная.
В жизни такое невозможно, как вы понимаете. Поэтому просто помните о
своей предубежденности – иногда этого достаточно, чтобы стать чуть более
объективным.
В следующий раз мы поговорим о психологических тестах и стоит ли им доверять.
А если вы хотите еще немного информации, как извлечь пользу из недостатков эксперимента, то вам сюда – «Как может помочь Пигмалион?»