Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Бюджетное управление и не только


Служба Рассылок Subscribe.Ru

Бюджетное управление и не только

Выпуск N17
от 2001-12-25
Для 1507 подписчиков

Компания 1-й Архитектор бизнеса поздравляет всех своих подписчиков с Новым годом!


УЩЕСТВУЕТ ЛИ ВАША ОРГАНИЗАЦИЯ?

ВВЕДЕНИЕ
1. ОРГАНИЗАЦИЯ

2. КРИТЕРИИ СУЩЕСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
2.1. Объединение людей
2.2. Наличие общих целей
2.3. Структурированная совместная деятельность
2.4. Границы организации

3. СТРУКТУРИРОВАНИЕ ОБЩИХ ЦЕЛЕЙ
3.1. Миссия
3.2. Цели
3.3. Стратегия

4. ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОС

РЕЗЮМЕ
ЛИТЕРАТУРА

ВВЕДЕНИЕ
В данной статье описано определение организации и основные критерии ее существования. Предпринята попытка дать читающему возможность оценить существование организации с точки зрения наличия базовых свойств целостной организации.

1. ОРГАНИЗАЦИЯ
Прежде всего, необходимо определить, что такое организация. Конечно, ответить на этот вопрос это довольно сложная задача. И решать ее мы будем последовательно. Сначала мы определим организацию буквально в одно предложение, а затем будем постепенно раскрывать различные свойства организации.

Организация - это объединение людей, занимающихся совместной деятельностью.

Уже из этого определения можно сделать предварительные выводы о существовании Вашей организации. Вы являетесь частью какого-либо объединения? Хорошо! Это объединение занимается совместной деятельностью? Отлично! Вас можно поздравить - Ваша организация существует. Но первое впечатление может быть обманчивым. Особенно на основании неверных выводов. Прежде, чем продолжить чтение, поясните следующее, какие критерии и методы оценки Вы использовали при ответе на вопросы? Использование неверных критериев может иметь катастрофические последствия. Глубокое убеждение в своем существовании, в то время как на самом деле части не являются целым - это даже не хождение по кругу. Как можно ходить, не имея ног? Движение в существующем мире может осуществляться только существующей в том же мире организацией.

Давайте последовательно разберем критерии, наличие которых позволяет однозначно определить существование организации.

2. КРИТЕРИИ СУЩЕСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
Организация - это объект. Существование - это свойство этого объекта. А ниже перечисленные критерии являются основанием для признания наличия или отсутствия этого свойства.

  1. Объединение людей.
  2. Наличие общих целей.
  3. Структурированная совместная деятельность.
  4. Границы организации.
Разберем каждый критерий более подробно.

2.1. Объединение людей
Организация состоит из людей или групп, которые представляют различные части организации. Организация - это объединение людей. Однако не всякое объединение людей образует организацию.

2.2. Наличие общих целей
Организация создается и функционирует для осуществления миссии, достижения общей цели, направленной на удовлетворение потребностей различных заинтересованных в ее деятельности лиц или групп. Организация может иметь не одну, а несколько общих целей. Кроме того, и сотрудники, и группы внутри организации могут иметь собственные цели. Иногда эти цели не совпадают. Противоречивость целей приводит к необходимости решения проблемы их согласования. Организация существует до тех пор, пока у нее есть хоть одна из общих целей, которая объединяет людей.

2.3. Структурированная совместная деятельность
Для достижения поставленных целей необходима совместная деятельность: общественная, производственная, научная, посредническая. В процессе деятельности осуществляется управление, направленное на организацию взаимодействия людей и групп. Формы взаимодействия зависят от целей, видов деятельности, разделения труда, установленных правил. Это может быть совместное выполнение работ, согласование, общение, обмен информацией. Для координации взаимодействия отдельных лиц, групп и подразделений создается структура, в которой определены и закреплены задачи, функции, виды работ, полномочия, взаимосвязи.

2.4. Границы организации
Граница определяет, какие элементы находятся внутри, а какие вне организации, где заканчивается одна организация и начинается другая, на какие сферы распространяется ее деятельность. Основной вопрос, который должны решить менеджеры при определении рациональных границ, состоит в том, чтобы определить, какие этапы процесса создания продукта организация намерена включить в свои рамки.

3. СТРУКТУРИРОВАНИЕ ОБЩИХ ЦЕЛЕЙ

3.1. Миссия
Миссия - это предназначение организации, основная цель ее существования. Руководитель, не заботящийся о выборе и формулировании миссии своей организации, сводит на "нет" шансы организации на успех.

Миссия придает организации определенность и индивидуальность. Она является основой для выработки целей и стратегии организации, определяет ее организационную структуру, оказывает влияние на формирование организационной культуры, так как сотрудники организации должны разделять основную цель, осознавать и вносить свой вклад в ее достижение, а также разделять ценности и принципы, которые часто отражаются в миссии.

Миссия является целью существования организации. Нет миссии - нет существования. А есть некоторое количество групп людей имеющих свои собственные цели. Вот кто существует!

На миссию организации оказывают влияние следующие факторы: рынок, потребители, основатели, сотрудники, собственники, партнеры, местное сообщество, общество в целом. Типичная ошибка менеджеров состоит в том, что в качестве миссии организации формулируется получение прибыли. Между тем прибыль представляет собой внутреннюю проблему организации. Никак не интересную внешней среде. А миссия должна учитывать прежде всего потребности клиентов, которые может удовлетворить организация.

3.2. Цели
. На основе миссии, сформулированной в общих чертах, определяются цели организации, которые отражают разнообразные конкретные направления ее деятельности с указанием сроков их выполнения. Это могут быть долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные цели экономического, социального, производственного ,организационного характера.

3.3. Стратегия
Для реализации целей организации разрабатывается стратегия. Если цели определяют то, к чему стремится организация, что она хочет получить как результат своей деятельности, то стратегия дает ответ на вопрос, каким способом, с помощью каких средств и действий организация сможет достичь своих целей. Общекорпоративная стратегия определяет на перспективу общее направление деятельности организации; деловые стратегии - то, как организация будет конкурировать на тех рынках, где она продает свои продукты; функциональные стратегии (маркетинговая, финансовая, производственная, исследований и разработок, управления персоналом) - то, какие продукты будет разрабатывать и производить компания, как она будет их продавать, как будут распределяться ресурсы, необходимые для выполнения поставленных целей.

4. ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОС
Попробуйте теперь, после рассмотрения ключевых (или хотите, базовых) критериев существования организации определить Ваша организация это реально существующий организм или стая призраков? Попробуйте быстро и четко ответить на вопросы:

  • Ваша организация это объединение людей?
  • У Вашей организации есть миссия? Как она звучит? А лично Ваша миссия?
  • Какие цели Вашей организации на предстоящий год? А подразделения, в котором Вы трудитесь? А теперь скажите Ваши цели?
  • Чего Ваша организация и Вы должны достичь в предстоящий месяц?
  • Какова маркетинговая стратегия достижения целей? А производственная?
  • Есть ли в Вашей организации стратегия по персоналу? А стратегия по исследованиям и разработкам?
А теперь попробуйте ответить на главный вопрос.

Существует ли Ваша организация?

РЕЗЮМЕ
Дано определение организации. Описаны основные критерии существования организации.

ЛИТЕРАТУРА
1. Смирнова В.Г. и др. Организация и ее деловая среда: 17-модульная программа для менеджеров "Управление развитием организации". Модуль 2. - М.:ИНФРА-М, 2000. - 192 с.

Ведущий рассылки Дмитрий Г. Гришин


Следующая рассылка выйдет 8 января 2002 года

Уважаемый подписчик! Если Вы хотите, чтобы рассылка стала еще более интересной, предлагайте темы для новых выпусков и задавайте вопросы. Нам всем нужна полезная рассылка!
(095) 720-6022, Гришин Дмитрий
consulting@1ab.ru

Полные версии всех выпусков можно посмотреть здесь.

Рекомендуем

Рассылки Subscribe.Ru
Выставки, семинары, = конференции


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное