Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Бюджетное управление и не только


Служба Рассылок Subscribe.Ru

Бюджетное управление и не только

Выпуск N16
от 2001-12-18
Для 1502 подписчиков

Бюджетирование (окончание, начало в предыдущем выпуске)

Процесс постановки бюджетирования на предприятии процесс долгий и, как правило, занимающий не менее полугода. Здесь не стоит изобретать велосипед и стараться использовать личные навыки. Ставка на опыт и знания профессионалов оказывается куда более выгодной. В первом приближении основополагающие принципы постановки бюджетирования можно определить следующим образом [1, с. 2…3]:

  • разработка финансовой структуры;
  • разработка учетной политики;
  • разработка системы бюджетов;
  • разработка системы планирования;
  • разработка положений о ЦФО.

В процессе разработки финансовой структуры (см. выпуски №№ 5 и 6) организация готовит положения об организационной и финансовой структурах. Ключевым является их корректное соответствие и перечень центров финансовой ответственности (далее ЦФО). Обязательно документальное закрепление за каждым ЦФО ответственного сотрудника. При разработке учетной политики организация описывает основные принципы учета: продукции, себестоимости, основных средств, взаиморасчетов и многого другого. Место учетной политики в компании можно описать как соответствие этого документа правилам бухгалтерского учета в рамках Российской Федерации [2, с. 136]. Разработка системы бюджетов представляется весьма долгим и сложным процессом, если разрабатывать бюджеты "с нуля". Потребуется предыдущий опыт специалистов в постановке бюджетного управления. Необходимо определить структуру бюджетных статей, определить функциональные бюджеты и распределить статьи. Следующим шагом является определение системы планирования. Когда и в каком формате необходимо планировать. Заключительным этапом разрабатываются положения о ЦФО. Здесь мы получаем документы, определяющие регламентные действия ответственных сотрудников (и не только их!) при функционировании все бюджетной системы предприятия.

Надо сказать, что неподготовленному персоналу весьма сложно самостоятельно реализовать вышеописанные шаги правильно и с первого раза. Хотя нынешняя ситуация в Российском бизнесе просто требует наличия передовых методик управления. Что может служить причиной такой необходимости? Вот как это описывает А. Кудинов. В статье "Проблемы российских предприятий. Управленческое консультирование": "Прежде всего, вероятно, нежелание отстать от конкурентов. Жесткая конкуренция требует постоянного обновления организационных структур, систем и методов управления. Очень велик при этом риск ошибочного решения, последствия неправильно проведенных преобразований весьма значительны, а нередко - фатальны. Старые организационные приемы и управленческие концепции уже не позволяют добиваться желаемых результатов. Опыт десятилетий научил руководителей, что основное средство достижения успеха и минимизации рисков при принятии значимых решений - это компетентность и профессионализм. Интуиция и напор без точных расчетов и обоснований, без рациональной системы управления и заинтересованного персонала чаше всего приносят лишь неприятности, проблемы и разочарования. Крупные собственные неудачи и успехи основных конкурентов выветрили излишнее самомнение из голов западных менеджеров. Потому им и оказались очень нужны профессионализм и компетентность консультантов, специально изучающих опыт лучших компаний и болезни неудачников и владеющих самыми современными методическими средствами и приемами организационного проектирования, подготовки и принятия стратегических и оперативных решений.

Эффективное управление сегодня - наивысшая ценность для компаний, руководство которых желает их видеть высокодоходными и конкурентоспособными. А качество управления определяется использованием новых организационных конструкций, информационных технологий, рационализацией методов принятия решений, то есть всего того, что консультанты переносят от предприятия к предприятию. И высокая плата консалтинговых компаниям за их услуги - это плата бизнеса за ускорение научно-технического прогресса, за возможность правильно ориентироваться в усложняющемся мире, за глобализацию экономических структур, за необходимость освоения "чужих" территорий. Как считает Иван Жагель из "Andersen Consulting" - консалтинг стал самым эффективным средством ускорения диффузии новых управленческих технологий, новых методов и приемов ведения бизнеса, самым надежным методом быстро освоиться в малознакомых или быстроизменяющихся условиях. Бизнес - это, прежде всего, использование возможностей, а не решение проблем. Сокращение числа проблем на предприятии - не более чем нормализация ситуации. Новые возможности открывает знание. Знание внешней среды, рынков, чужого опыта. Именно это знание в практику управления привносят консультанты. И в сложных, проблемных ситуациях, в кризисе, при серьезной реорганизации консалтинг остается основным, а нередко и единственным средством "лечения", потому что он несет знание для этого "лечения". Управляющие, как и все остальные люди, более всего полагаются на опыт, но опыта управления в условиях кризиса у большинства из них нет. Да и мало помогает этот старый опыт в быстро меняющихся условиях ведения бизнеса. И еще весьма не простым представляется совмещение детальной разработки проекта организационных изменений с ведением текущих дел. Времени на все это менеджерам работающих компаний хронически не хватает, но еще больше не хватает знания современных технологий организационного проектирования, методов подготовки информации для принятия значимых решений. Наконец, личные интересы и пристрастия ведущих руководителей мешают объективно взглянуть на компанию, предельно критично оценить состояние дел, сделать рациональные прогнозы будущего положения. А консультанты этого личного пристрастия лишены, интерес у них один - передать новое знание менеджерам. И если это знание не трансформируется в навыки эффективного управления, то консультантам перестанут платить деньги".

Резюме
Кратко изложены основополагающие принципы построения бюджетного управления на предприятии. Описана необходимость постановки бюджетирования профессионалами.

Литература

  1. "Пять шагов" - Методика постановки бюджетного управления компанией, Инталев, 2000, 152 с., ил.
  2. "7 нот менеджмента" - 5-е изд., доп. - М.: ЗАО "Журнал Эксперт", 2001. - 656 с., ил.

Ведущий рассылки Дмитрий Г. Гришин


Уважаемый подписчик! Если Вы хотите, чтобы рассылка стала еще более интересной, предлагайте темы для новых выпусков и задавайте вопросы. Нам всем нужна полезная рассылка!
(095) 720-6022, Гришин Дмитрий
consulting@1ab.ru

Полные версии всех выпусков можно посмотреть здесь.

Рекомендуем

Рассылки Subscribe.Ru
Выставки, семинары, = конференции


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное