Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Бюджетное управление и не только


Служба Рассылок Subscribe.Ru

Бюджетное управление и не только

Выпуск N15
от 2001-12-11
Для 1502 подписчиков

Схема тем выпусков

Рассылка началась с рассмотрения миссии компании. Мы узнали, зачем нужна миссия, и как ее построить. Далее мы занялись назначением структур: как они могут помочь выполнению миссии. Затем были составлены реестры направлений и продуктов. Мы определили, что у компании есть потребители и с ними необходимо вести работу. Наконец, мы подошли к объемному блоку – описанию бизнес-процессов. Выше описанную схему визуально можно представить, примерно, так:

Всякая теория описывает конкретные результаты, полученные при определенных событиях и под нужным исследователю углом. Предварительно оценить применимость модели можно, сравнивая ее с другими моделями. Возьмем модель менеджмента А. Файлоя [1, с. 75-78]. Модель А. Файоля определяет менеджмент, разделяя его на пять элементов:

  1. планирование;
  2. организация;
  3. руководство;
  4. координирование;
  5. контроль.

При планировании менеджер должен определять цели, расставлять приоритеты и составлять планы, предвидя будущее. Для достижения поставленных целей и выполнения планов необходима организация структуры материальных и людских ресурсов. Движение организации по намеченному плану осуществляется менеджером при помощи отдачи распоряжений. Так как организация состоит из подразделений, выполняющих специализированные задачи, необходимо координировать их работу. Также должен осуществляться контроль достижения целей и оценка отклонений от плана.

Итак, планирование – это миссия и стратегия компании. Организация – структуры, бизнес-процессы, направления и продукты. Руководство – это индивидуумы, осуществляющие движение и координирование по приведенной схеме. Контроль – это еще не затронутые темы: экономика и бюджетирование. В экономике будут рассмотрены построение и назначение различных экономических показателей. В бюджетировании будет рассмотрена цель и техника бюджетирования.

Применимость теории

Менеджеры реагируют на теорию двояко. Одни все принимают на веру, другие, наоборот, с порога отрицают теорию. Обе позиции свидетельствуют о непонимании роли теории. Мы используем теорию, чтобы обобщать, чтобы задавать новые вопросы, чтобы стимулировать критику. Теория – это не догма, которой надо слепо следовать. Чтобы уметь пользоваться теорией, следует понимать, что это такое, и знать, как она создается. Бриф и Дюкерих [2, с. 12] определяют теорию как "совокупность логически связанных предположений, которые описывают и объясняют некоторую группу результатов наблюдений». Это очень полезное определение, поскольку в нем отражены три ключевые характеристики теории:

  • она использует предположения;
  • она строится на некоторой группе результатов наблюдений;
  • она что-то объясняет.

За всяким применением теории скрываются и плюсы и минусы. У них есть одно свойство – это две стороны одной медали. Ко всякой положительной стороне можно найти аналогичную – отрицательную. Первые мысли, которые возможно пришли вам в голову, можно описать так:

+ -
Не надо изобретать велосипед – теория уже все описывает: и как готовиться и как действовать и каких ожидать результатов Действуя слепо по теории, мы попадаем в зависимость от притупления чувства опасности. Теория не предупредит нас, что за этим углом – ловушка конкурентов
Берем на вооружение теорию, следование которой принесло нашему другу головокружительный успех в бизнесе. После применения у нас будет точно также. Одно из правил конкурентной борьбы – у нас лучше, чем у конкурента. Нельзя выигрывать в бизнесе и одновременно быть похожим на своего соперника. Та изюминка, которой нет в теоретической модели, должна помочь достигнуть желаемого.

Плюсы говорят о том, что теорию знать надо: мы заранее избежим тупиковых путей. Но в то же самое время необходимо помнить, что теория может указать, куда надо бежать, но помочь прибежать первым именно сейчас – не может. Она была создана пусть немного, но в других условиях.

Бюджетирование

Для постановки бюджетирования изначально необходимы организационная и финансовая структуры. Далее создается бюджетная структура. В стандартном виде она состоит из трех бюджетов: бюджет движения денежных средств (БДДС), бюджет доходов и расходов (БДР) и бюджет по балансовому листу (ББЛ) [3, с. 272-318].

В бюджетную структуру также входят бюджетные статьи. Бюджетные статьи БДДС (равно и сам бюджет) должны отражать положительные и отрицательные денежные потоки. БДР должен отражать прибыли и убытки. ББЛ должен позволять анализировать финансовое состояние компании.

Выше описанные бюджеты являются частью контролирующей системы организации. Применяется принцип план-фактного контроля: запланированные в бюджетах показатели (например, на полгода помесячно) сравниваются с оперативными данными. Анализируются отклонения и принимаются управленческие решения об изменениях.

Для правильного функционирования системы бюджетирования на предприятии должна быть создана соответствующая структура:

Основные функции отдела финансового контроля:

  • Своевременное представление точных финансовых данных требуемого характера.
  • Обеспечение точной и интеграционной системы отчетов, объективно и полно отражающей ход и результаты деятельности компании.
  • Подготовка данных о результатах прошлой деятельности компании в форме, способствующей принятию руководством управленческих решений на будущее.
  • Обеспечение выполнения юридических и моральных обязательств.

Основные функции отдела финансового анализа:

  • Анализ финансового положения компании, выявление возможностей повышения эффективности, общее руководство финансовым планированием и составление бюджетов.
  • Разработка и обеспечение процессов финансового планирования, подготовки бюджетов текущей деятельности и бюджетов капитальных затрат, позволяющих руководителем прогнозировать результаты будущей деятельности и установить целевые финансовые показатели.
  • Анализ ежемесячных, ежеквартальных или ежегодных финансовых отчетов для выявления возможностей улучшения результатов будущей работы.
  • Оценка потенциала важнейших проектов по инвестированию, приобретению и отделению предприятий, освоению новых видов продукции и новых технологий; оценка новых законодательных актов (по мере необходимости).

Основные функции отдела денежных средств и краткосрочных инвестиций

  • Текущее управление движением денежных средств; обеспечение своевременного привлечения денежных средств под минимальный реальный процент.
  • Обеспечение эффективной системы сбора денежных средств и осуществление отчислений и выплат.
  • Определение необходимых объемов и схем финансирования, соответствующих потребностям компании.
  • Обеспечение достаточной платежеспособности, позволяющей своевременно и экономически рационально рассчитываться по обязательствам.
  • Инвестирование денежных активов компании в финансовые инструменты достаточной прибыльности и надежности.

Резюме

Было рассмотрено визуально представление предыдущих выпусков, тот позволило яснее представить их взаимосвязь. Были очерчены планы ближайших тем выпусков. Была кратко оценена применимость теории. Начато рассмотрение применения бюджетирования.

(продолжение темы бюджетирования в следующем выпуске)

Литература

  1. Основы менеджмента, Бодди Д., Пэйтон Р.: пер. с англ. / под ред. Ю.Н. Каптуревского – СПб: изд-во «Питер», 1999 – 816 с.: ил.
  2. Эффективный менеджер: взгляды и иллюстрации: пер. с англ. / под. ред. Джона Биллсберри – 5-е изд., стер. – Жуковский: МИМ ЛИНК, 2001. – 368 с.
  3. Семь нот менеджмента – изд. третье, доп. – М.: ЗАО «Журнал Эксперт», 1998 – 424 с.: ил.

Ведущий рассылки Дмитрий Г. Гришин


Рассылки Subscribe.Ru
Выставки, семинары, конференции

Уважаемый подписчик!

Если Вы хотите, чтобы рассылка стала еще более интересной, – предлагайте темы для новых выпусков и задавайте вопросы. Нам всем нужна полезная рассылка!

  • (095) 720-6022, Гришин Дмитрий
  • mailto:consulting@1ab.ru

Полные версии всех выпусков можно посмотреть по этой ссылке.



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное