Сегодня вы ознакомитесь с тем как совершить сделку и не упустить своего
клиента.
Приём "Уточнение с подвохом"
Этот манипулятивный приём используется и как бытовой, и как продажный.
Суть его заключается в следующем: манипулятор делает жертве какое-то
предложение, получает отказ – и просит пояснить, уточнить либо
подтвердить, что он правильно понял причину отказа. Причём его версия либо
выставляет жертву в крайне невыгодном свете (если дело происходит на
людях), либо приписывает жертве какие-то мотивы, которые та с негодованием
отвергает.
В результате жертва либо отменяет также и свой отказ, либо хотя бы
раскрывается для дальнейшего разговора и, как следствие, для дальнейших
манипуляций.
Например, между торговым агентом завода кондитерских изделий и директором
торговой сети или ресторана может состояться такой диалог:
– ...поэтому мы предлагаем Вам включить в ассортимент и наши пирожные.
Давайте прямо сейчас договоримся о поставках.
– Спасибо, меня это не интересует.
– Правильно ли я понимаю – женщины и дети не интересуют Вас в качестве
покупателей?
Поскольку согласиться с этим "уточнением" директор никак не может – он
ответит отрицательно. И тем самым, с одной стороны, даст продавцу
возможность выйти на новый виток переговоров, а с другой – и сам
задумается над включением пирожных в ассортимент, увидев эту проблему в
новом свете.
На бытовом же уровне этот приём может работать и вовсе просто, как
оплеуха:
– Дорогой, съездим на выходные к маме?
– Я вообще-то на рыбалку собрался...
– Ты что, меня совсем не любишь?
И если злосчастный муж начнёт клясться, что это вовсе не так и он горячо
любит жену – скорее всего, выходные он проведёт отнюдь не на
рыбалке.
Ещё одной прекрасной иллюстрацией может служить знаменитый диалог из книги
"Собачье сердце", в котором дважды используется этот приём:
– Хочу предложить Вам, – тут женщина из-за пазухи вытащила несколько ярких
и мокрых от снега журналов, – взять несколько журналов в пользу детей
Германии. По полтиннику штука.
– Нет, не возьму, – кратко ответил Филипп Филиппович, покосившись на
журналы.
Совершенное изумление выразилось на лицах, а женщина покрылась клюквенным
налетом.
– Почему же Вы отказываетесь?
– Не хочу.
– Вы не сочувствуете детям Германии?
– Сочувствую.
– Жалеете по полтиннику?
– Нет.
– Так почему же?
– Не хочу.
И тут мы с Вами уже подошли ко второй теме – теме противодействия
"уточнению с подвохом".
Способы противодействия приёму
Способов противодействия этой манипуляции несколько, выбор конкретного
инструмента зависит от ситуации. И в первую очередь – от того, происходит
ли действие на людях или наедине, и надо ли Вам просто отразить атаку
манипулятора, или же важно сделать это так, чтобы не пострадала Ваша
репутация в глазах окружающих.
Первый приём, как обычно, заключается в банальном игнорировании
манипуляции. "Нет – и точка". Решительный отказ без всяких комментариев и
объяснений, и затем немедленное прекращение беседы. "–Купите журнал! –Нет,
спасибо. До свидания". Это, в принципе, универсальная защита от любой
манипуляции, которую Вы сумели распознать.
Второй приём – тот, которым воспользовался профессор в процитированном
отрывке – очень похож на первый, но лучше подходит для ситуации, когда Вы
либо обязаны как-то отвечать на заданные Вам вопросы, либо не обязаны, но
хотите соблюсти приличия. На каждое "уточнение с подвохом" Вы кратко, но
неизменно вежливо отвечаете, поправляя собеседника – но при этом конечный
ответ остаётся тем же. "–Купите журнал! –Нет, спасибо. –Денег, что ли,
жалко? –Не жалко. –Ну так купите журнал! –Не хочу". Продемонстрируйте
спокойствие и нежелание снисходить до объяснений, обычные для уверенного в
себе человека.
Третий способ защиты применяется, когда манипулятор нападает на Вас
публично, и Вы опасаетесь, что его реплики могут повредить Вашей репутации
в глазах окружающих. Способ заключается в том, что Вы активно соглашаетесь
с предположениями манипулятора – но делаете это преувеличенно, доводя до
абсурда и тем самым сводя обвинение к шутке. "–Купите журнал! –Нет,
спасибо. –Полтинника, что ли, жалко? –Да, конечно – я ведь известный
скупердяй и крохобор. Иной раз, бывает, даже из офиса пешком иду, чтобы на
метро сэкономить, а по дороге ещё и бутылки собираю..."
И, наконец, четвёртый способ тоже применяется в случае, когда манипуляция
происходит на глазах окружающих. Но подходит этот способ только людям,
острым на язык и хорошо чувствующим себя в перебранке. В ответ на
"уточнение с подвохом" Вы переходите на личности и начинаете высмеивать
манипулятора. Обвиняете его в неспособности связно мыслить, в каких-то
низменных мотивах, в извращённом складе ума – а иначе с чего бы он сделал
такой странный вывод из Ваших слов? И пусть он теперь защищает свою
репутацию вместо того, чтобы нападать на Вашу...
Впрочем, как обычно, главную сложность представляет не столько способ
противодействия манипуляции, сколько своевременное распознание самой
манипуляции – после драки, как известно, кулаками не машут. Так что если
Вам задают какой-то вопрос с подвохом или интересуются Вашими мотивами,
задумайтесь на секунду, зачем это сделано, и не пытается ли собеседник
сделать Вас жертвой манипуляции "уточнение с подвохом".
P.S. Если Вы считаете, что этот выпуск рассылки будет интересен кому-то из
Ваших коллег или друзей и может помочь ему в подборе бизнес-идеи -
пожалуйста, перешлите ему это письмо.
P.P.S. Присылайте ваши замечания, критику, предложения, пожелания или
просто отзыв о рассылке. Пишите, не ленитесь, - вы от этого только
выиграете.
Заранее, благодарю Вас!
Прислать
вопрос Присылайте
новые бизнес идеи Любое письмо может быть опубликовано, полностью или частично, если нет
явного запрета.
Хотите получать письма - напишите e-mail в теле письма.
Если Вы присылаете бизнес-идею, то укажите (по желанию) в теле
письма: Ваше имя; e-mail; сайт.
Copyright 2004-2009,
Наталия Педченко. Все права
защищены. Разрешается републикация материалов сайта в
Интернете с обязательным
указанием ссылки на сайт
Остров Бизнес-Идеи и со ссылкой на автора
материала (указание автора и его сайта)