Кто должен "креативить" – только ли начальник отдела продаж или и
менеджеры вправе предлагать что-то свое? Как заставить менеджеров по
продажам участвовать в этом креативе, включать голову и активно творчески
подходить к процессу продажи? Как это делать? Какие это могут быть акции,
предложения? В чем суть креатива в продажах?"
Что такое креатив?
Обычно, когда говорят о "креативе", имеют в виду какие-то новые, необычные
способы решения той или иной задачи. При прочих равных – свежее и
незаезженное решение даёт лучший отклик.
Проблема, однако, заключается в том, что очень многие (особенно этим
грешат рекламщики) уделяют слишком много внимания новизне, забывая при
этом о качестве решения задачи. В результате нередко рождаются идеи в
стиле: "А давайте поставим рояль на лыжи и выкрасим его розовым лаком для
ногтей!" Это ново? Несомненно. Вот только станет ли рояль от этого лучше
играть?
Когда мы говорим о креативности в продажах, речь может идти о новых
приёмах подачи своего товара, о новых каналах выхода на потенциального
клиента, о новых путях увеличить производительность отдела продаж, о
внедрении новых способов поднять сумму сделки, о поиске новых целевых
групп и т.п.
Нужен ли креатив в отделе продаж?
Банальное посещение пары-тройки толковых семинаров и тренингов или даже
прочтение нескольких книг может дать больше пользы, чем полугодовое
усиленное "креативленье" всем отделом.
Более того, креатив обычно решает лишь мелкие, тактические задачи. А на
стратегическом уровне работа как провисала, так и провисает. Вместо того,
чтобы изобретать какие-то креативные фразы для коммерческого предложения,
куда правильнее было бы потратить силы на то, чтобы создать и отладить
"конвейер продаж" – систему, которая будет поставлять Вам заказы массово,
стабильно и предсказуемо, один за другим, изо дня в день.
Но вот если не учиться, если не читать книги, не знакомиться ни с опытом
зарубежных коллег, ни с работой продажников из других отраслей – а вместо
этого, кряхтя и морща лоб, изобретать велосипед – тогда "креатив", конечно
же, необходим.
Другая сторона медали
Тем не менее, у продажников есть два вида работы, в которой и вправду
постоянно необходимо креативное мышление. Что это за работа? Во-первых,
пресловутый "кайзен" – постоянные мелкие улучшения и дополнения. И,
во-вторых, адаптация идей, полученных на семинаре, почерпнутых из книги
или подсмотренных в другой отрасли – к своему конкретному бизнесу. В обоих
случаях способность взглянуть на вещи свежим взглядом бывает неоценимо
полезна.
Представьте себе, что Вы узнали, как завоевала 80% рынка фирма, торгующая
кондиционерами. Но сами Вы продаёте шкафы-купе или спортивную одежду, так
что применить эти решения "как есть" не получится. Как же всё-таки
использовать чужой опыт в своём бизнесе?
Или допустим, к примеру, что Ваша команда проводит 97 презентаций в неделю
и заключает 12 контрактов. Вы знаете, что если Вы поднимете количество
закрытых сделок всего на 3%, это добавит сотни тысяч к обороту фирмы – но
как это сделать?
Вот для ответов на эти вопросы Вам и нужно будет креативное
мышление.
Кто должен креативить?
Когда мы говорим о такой тонкой вещи, как творческое мышление,
использовать слово "должен" просто неуместно. Скорее, стоит говорить о
том, кто может генерировать креативные идеи.
По-хорошему, делать это могут все работники фирмы, от генерального до
уборщицы. Важно только создать среду, в которой творческие способности
работников будут развиваться и процветать.
Во-первых, используйте "эффект Пигмалиона" – не ленитесь повторять своим
подчинённым, какие они изобретательные и творческие люди, какие у них
светлые головы. Давно уже доказано, что люди добиваются большего успеха
там, где в них верят и демонстрируют им эту веру.
Во-вторых, держите дверь открытой для новых идей – пусть работники знают,
что с любой интересной мыслью они могут придти к Вам и встретят радушный
приём
.
В-третьих, не "гасите", а "раздувайте искры". Не критикуйте в лоб идеи
своих сотрудников, а наоборот – хвалите человека за то, что он придумал
такую интересную вещь. Если идея работоспособна – внедряйте её, и не
забудьте сообщить о её авторстве другим работникам. Если же идея сыра и
слаба – как минимум, пообещайте обдумать её (и, может быть, Вам придёт в
голову, как её "вытянуть"), а также выразите свою уверенность в том, что
этот человек способен придумать и другие, ещё более интересные
идеи.
В-четвёртых, обязательно вознаграждайте тех, чьи идеи пошли в дело. Помимо
денежных премий (или вместо них) можно использовать разного рода
нематериальные награды – от публичной похвалы, дипломов и переходящего
кубка, и до купонов на "15 минут" или "30 минут", из которых потом можно
будет собрать себе лишний день отпуска.
В-пятых, не стесняйтесь в сложных ситуациях обращаться за советом к
сотрудникам. Причём они должны видеть, что это делается не "для галочки" и
не по принципу "мы посовещались и я решил" – а их мнение и вправду важно,
и их идеи могут быть воплощены в жизнь.
Как показывает практика, стоит задействовать эти несложные правила – и
спустя короткое время Ваши работники начинают искрить и фонтанировать
идеями.
Как выглядит креатив в продажах?
Чтобы разговор не оставался сухой теорией, приведу несколько примеров
креативных идей в продажах.
Гуччи изобрёл способ входа в контакт с посетителем магазина. Он учил своих
продавцов следить за глазами человека, и когда тот останавливал взгляд на
каком-то предмете одежды, продавец должен был принести и предложить
клиенту какой-то аксессуар к этому предмету – "Вот неплохой ремень для
этих брюк", "Эти запонки будут гармонировать с этой рубашкой" и т.п.
Выросли продажи как одежды, так и аксессуаров.
Продавцы timeshare-гостиниц используют трюк с "заменой игрока" – если за
45 минут не удалось закрыть сделку, продавец говорит: "Подождите минуту, я
сейчас позову старшего менеджера". На самом деле приходит другой такой же
продавец, и рассказывает он всё то же самое. Но это поднимает процент
успешных продаж.
В интернет-магазине iTunes Store при заказе отдельных песен из какого-то
альбома тут же появляется предложение приобрести "всё сразу" – весь альбом
целиком ("Complete my album"). Этот несложный фокус позволяет резко
поднять сумму заказа.
Фирма, предлагающая IT-решения, существенно подняла продажи, когда стала
структурировать свои коммерческие предложения таким образом, чтобы они
подпадали под категорию CapEx (капитальных вложений), а не OpEx
(операционных расходов), поскольку такой вид затрат финансовые директора
одобряют гораздо охотнее.
А в одном из московских гипермаркетов сумели резко поднять продажу зелени
перед Новым годом, сообщив покупателям, что по фен-шуй надо встречать год
Быка с зеленью на столе, чтобы привлечь удачу.
Ну а теперь, уважаемый читатель, займитесь креативом – подумайте, как Вы
можете использовать те же идеи, чтобы поднять Ваши продажи.
P.S. Если Вы считаете, что этот выпуск рассылки будет интересен кому-то из
Ваших коллег или друзей и может помочь ему в подборе бизнес-идеи -
пожалуйста, перешлите ему это письмо.
P.P.S. Присылайте ваши замечания, критику, предложения, пожелания или
просто отзыв о рассылке. Пишите, не ленитесь, - вы от этого только
выиграете.
Заранее, благодарю Вас!
Прислать
вопрос Присылайте
новые бизнес идеи Любое письмо может быть опубликовано, полностью или частично, если нет
явного запрета.
Хотите получать письма - напишите e-mail в теле письма.
Если Вы присылаете бизнес-идею, то укажите (по желанию) в теле
письма: Ваше имя; e-mail; сайт.
Copyright 2004-2009,
Наталия Педченко. Все права
защищены. Разрешается републикация материалов сайта в
Интернете с обязательным
указанием ссылки на сайт
Остров Бизнес-Идеи и со ссылкой на автора
материала (указание автора и его сайта)