Сегодня вы ознакомитесь с окончанием статьи А. Левитаса "Мимикрия в природе и бизнесе или 35 способов произвести впечатление".
"Мы – высокопрофессиональная фирма"
Порой фирме нужно подчеркнуть не просто свою известность, но и свой профессионализм, своё мастерство, высокое качество товара или услуги. И здесь тоже "мимикрирующая" фирма может имитировать признаки, по которым клиенты отличают профессионалов от непрофессионалов.
Например, профессионал имеет дипломы из института, университета, с краткосрочных курсов, семинаров, стажировок и т.п. Это легко имитировать, завесив стену "дипломами" разного рода американских и российских "университетов", "академий" и других подобных заведений, которые занимаются торговлей красивыми бумажками.
Профессионалов и их товары рекомендуют другие профессионалы, заслуживающие доверия. "Мимикрирующая" фирма может либо запросить рекомендации у менее авторитетных, но обладающих громким названием организаций – либо попросту создать карманную организацию, которая будет её рекомендовать.
Аналогично, профессионалы часто имеют сертификаты, подтверждающие ту или иную квалификацию, занимают верхние строчки в профессиональных рейтингах и завоёвывают призы и награды в профессиональных конкурсах. "Мимикрирующая" фирма и тут может воспользоваться услугами "sock puppet" – своей карманной организации, которая будет сертифицировать, рейтинговать и награждать её.
Правда, иногда этим приёмом увлекаются сверх меры, и тогда возникают "цепочки" и "кольца". Создаются несколько организаций с громкими названиями вроде "Российской гильдии овцеводства" и "Всемирной академии овцеводства", которые затем начинают награждать, сертифицировать и рейтинговать друг друга. Например, "гильдия овцеводства" объявляет о конкурсе, и по его результатам выдаёт "академии" красивый диплом "лучшего учебного заведения по овцеводству" – в ответ на что "академия" составляет рейтинг "Лучших овцеводов",
верхние позиции в котором занимают (вот сюрприз!) руководители "гильдии", а также сертифицирует их на соответствие гордому званию "Мастера-овцевода" и награждает медалями вроде "Овцевод года" или "За выдающийся вклад в отечественное овцеводство".
Профессионалы пользуются в работе известными методиками. "Мимикрирующая" фирма может изобрести свои технологии, дав им громкие названия вроде "оксфордский метод" или "гарвардский метод", и затем ссылаться на них в рекламе. Иногда и этим приёмом увлекаются сверх всякой меры – и тогда бывает забавно наблюдать, как один и тот же человек называет себя то "создателем технологии нейрорефайнмента", то "ведущим в мире специалистом по нейрорефайнменту".
Список можно было бы и продолжить – но чтобы понять суть приёмов, достаточно и этого.
"Мы – востребованная фирма"
Ещё два признака, по которым покупатели часто выбирают товар, и ещё чаще услугу – востребованность другими клиентами и статус этих других клиентов. И снова, приёмы "маркетинговой мимикрии" позволяют создать впечатление востребованности.
Первый способ касается списка известных клиентов. Если не прибегать к прямой лжи, пространство для манёвра здесь ограничено – но иные фирмы подходят к делу творчески. Как-то мне довелось консультировать типографию, которая на сайте называла в числе своих клиентов "Лукойл", "Газпром" и несколько других фирм-гигантов. Поскольку мне было очевидно, что существующие мощности типографии не позволили бы обслужить и тысячной доли потребностей того же "Газпрома", я поинтересовался подробностями – и узнал,
что пару раз командированные из этих фирм, приехавшие в Москву, заказывали оперативную печать сотни визиток.
Ещё один способ сослаться на именитых клиентов заключается в поиске однофамильцев известных людей – ведь есть и другие Дмитрии Медведевы, помимо президента РФ, есть другие Аллы Пугачёвы, помимо известной певицы. Если такой однофамилец найдётся в клиентской базе – фирма получит возможность упоминать в рекламе, что обслуживает саму Аллу Пугачёву.
Там, где общение с клиентом идёт вживую, есть свои способы создать впечатление востребованности. Например, во время разговора с потенциальным заказчиком секретарша может зайти с просьбой завизировать какие-то документы по другому контракту или перевести срочный звонок от другого клиента, причём в разговоре прозвучат громкие имена или крупные суммы.
Ещё одним признаком востребованности является очередь. С помощью "маркетинговой мимикрии" её тоже можно создать искусственно либо имитировать. Например, некоторые ночные клубы намеренно медленно пропускают посетителей внутрь, чтобы перед клубом образовалась очередь, то же делают порой и рестораны, и музеи, и даже иные ушлые рыночные торговцы. Если же настоящих клиентов нет, некоторые даже нанимают массовку – так, злые языки утверждают, что толпа на первой ночной продаже iPhone в значительной мере состояла
из нанятых статистов.
Сходным приёмом пользуются и те, кто оказывают услуги – от консультантов до сапожников: даже если работы нет, они не берутся выполнить заказ немедленно, а предлагают подождать пару дней, неделю или месяц, сетуя на загруженность.
Там, где идут "продажи со сцены" – будь то презентация нового товара или сбор пожертвований в церкви – нередко используют ещё один способ продемонстрировать ажиотажный спрос. В зале заранее рассаживают несколько "подсадных уток", и когда звучит вопрос: "Кто хочет сделать заказ?", они бросаются к сцене, увлекая за собой остальных.
Ещё один способ имитации востребованности – недоступность товара или человека. Например, товар активно рекламируют, но в магазины сперва завозят лишь весьма небольшое количество – так что интересующиеся посетители постоянно слышат в ответ: "Был, но уже всё раскупили". И когда основная масса товара направляется в магазины, люди спешат приобрести его, пока не раскупили снова. Применительно к человеку тот же способ может выглядеть как "шеф сейчас ответить не может, он на встрече с заказчиками" или "сейчас
он консультирует клиента, когда вернётся – перезвонит".
В качестве совсем уж экстравагантной иллюстрации можно упомянуть одну фирму, переговорные комнаты в офисе которой носят названия "Париж", "Лондон", "Брюссель", "Токио" и т.п. Так что когда клиент спрашивает кого-то из сотрудников – в ответ может прозвучать: "Сейчас он в Париже даёт консультацию" или "Отправился в Токио на встречу с клиентом".
И это ещё не всё...
Способы, описанные в статье, далеко не исчерпывают всех возможностей "маркетинговой мимикрии". Например, мы совершенно не коснулись таких тем, как "выгодная покупка", "товар VIP-класса", "надёжный партнёр" и так далее. Тем не менее, перечисленных приёмов вполне достаточно, чтобы понять возможности мимикрии в рекламе, продажах, переговорах, дизайне и т.п.
Важно понимать, что грань между мимикрией и обманом достаточно тонка – и лучше её не переступать. Далеко не все способы "маркетинговой мимикрии" можно рекомендовать к использованию. Я намеренно описал в статье разные варианты – от совершенно безобидных приёмов до почти что уголовщины – чтобы показать Вам весь спектр.
Конечно, всегда лучше "быть", чем "казаться". Я, например, хоть и могу рассказывать о "маркетинговой мимикрии" часами, предпочитаю не пользоваться для себя этими приёмами – тем более, что и нужды в этом нет. Однако если Вам или клиенту нужно произвести впечатление на свою целевую аудиторию, но Вы не видите, как это сделать обычным способом – попробуйте мимикрию.
P.S. Если Вы считаете, что этот выпуск рассылки будет интересен кому-то из Ваших коллег или друзей и может помочь ему в подборе бизнес-идеи - пожалуйста, перешлите ему это письмо.
P.P.S. Присылайте ваши замечания, критику, предложения, пожелания или просто отзыв о рассылке. Пишите, не ленитесь, - вы от этого только выиграете.
Заранее, благодарю Вас!
Прислать вопрос Присылайте новые бизнес идеи Любое письмо может быть опубликовано, полностью или частично, если нет явного запрета.
Хотите получать письма - напишите e-mail в теле письма.
Если Вы присылаете бизнес-идею, то укажите (по желанию) в теле письма: Ваше имя; e-mail; сайт.
Copyright 2004-2009,
Наталия Педченко. Все права защищены. Разрешается републикация материалов сайта в Интернете с обязательным
указанием ссылки на сайт
Остров Бизнес-Идеи и со ссылкой на автора материала (указание автора и его сайта)