Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Технология эффективного управления КАК СОЗДАТЬ НАСТОЯЩУЮ КОМАНДУ?


Консалтинговая компания  BUSINESS Tech 


 

Здравствуйте дорогие читатели.

На дворе уже весна. В СМИ все еще говорят о кризисе. И многие люди задаются вопросом – «Что с этим  делать?» Я имею в виду, конечно, кризис, а не весну.

В новостях по этому поводу можно услышать множество ценных советов. Могу предположить, что у моих коллег, которые занимаются антикризисным управлением сейчас очень жаркая пора.

Когда я начинал свой консалтинговый бизнес, у меня была возможность сконцентрироваться на антикризисном управлении. Это достаточно интересное направление. Но я решил двигаться немного в другую сторону. Я решил, что в результате моей деятельности компании моих клиентов должны становиться стабильно расширяющимися, надежными и «крепкими», чтобы разного рода кризисы на них не влияли. Поэтому, не смотря на весну и кризис, я продолжу ту серию статей, которую начал.


КАК СОЗДАТЬ НАСТОЯЩУЮ КОМАНДУ

Итак, как Вы знаете из нескольких последних статей, для любой деятельности очень важными моментами являются цели и замыслы. Они являются в действительности теми инструментами, которыми может воспользоваться руководитель для того, чтобы привести всю свою компанию в такое состояние, когда на нее (и на сотрудников, из которых она состоит) можно будет опереться. Если вы не читали последних статей этой рассылки и только что подписались, то прочитайте их, иначе некоторые детали останутся для Вас не понятыми.

Вообще этот вопрос (в смысле «Как создать настоящую команду?»), судя по всему, стал в последние годы достаточно популярным. Это важный вопрос, но не настолько, как может показаться. Вернее он, конечно, важен, но привлекает к себе внимание, только тогда, когда что-то делается не правильно. Для того чтобы в этом разобраться, вот пример того, как НЕ нужно создавать команды.

В ответ на вышеуказанный вопрос, на консалтинговом рынке появилось большое предложение разнообразных услуг по командообразованию. Тренинги по команодообразованию, семинары по командообразованию, курсы по командообразованию и прочее, прочее, прочее. Просто потрясающе. Не буду говорить обо всех этих услугах, но вот реальный случай, который произошел с одним моим клиентом незадолго до того, как мы с ним начали сотрудничать.

У этого клиента достаточно большая компания (несколько сотен человек) и несколько направлений деятельности. В результате нескольких нерешенных на тот момент проблем, в коллективе этой компании частенько происходили различные нестыковки и трения среди сотрудников. И для того, чтобы с этим разобраться этот клиент заказал услугу по командообразованию. Я не знаю всего ее содержимого, но точно знаю, что частью этой услуги являлся выезд в лес и различные мероприятия в стиле октябрят и пионеров на свежем воздухе. Так как компания моего клиента находится на Урале, а все это происходило зимой, в лесу было полным полно снега. «Консультанты» из этой «командообразовательной» компании выстроили всех рядком и сказали им прыгать с какого-то сугроба. Все прыгали и, я думаю, было достаточно весело, но вот только мой клиент всегда почему-то думал, что ему не стоит ниоткуда прыгать, так как он, по его убеждению, обязательно что-нибудь сломает. И что Вы думаете? Он героически прыгнул с сугроба и сломал себе ногу. После этого команодообразование вышло, по-видимому, на другой уровень, так как теперь сотрудникам пришлось спасать своего шефа и вывозить его из леса. Такая вот история про массовиков-затейников с психологическим образованием.

Вообще-то это, конечно, полный бред. И тут я могу заключить только следующее – вот до чего доводит незнание того, как своими силами, без каких-либо консультантов по виду, но пионервожатых по содержанию, организовать работу своей компании и привести сотрудников в такой состояние, когда они действительно являются настоящей командой.

Ладно, хватит вокруг да около. Расскажу Вам все по порядку, и искренне надеюсь, что спрос на подобных «командообразовательных» консультантов станет  ниже.

Первое, что нужно для того, что объединить людей – это цель. Цель достаточно интересную и ценную, чтобы ее хотелось воплощать в жизнь. Это не обязательно разумная цель. Но ее должно окружать очарование мечты и она должна вдохновлять на подвиги.

Сейчас можно многое говорить о том, как были не правы «строители» коммунизма в 17 году двадцатого века. Но стоит только немного подумать о том, в КАКИХ МАСШТАБАХ они осуществили преобразования и за какой срок, а также подумать о том, что это были умные или глупые, способные или не очень, но все-таки обычные люди, такие как мы с Вами, понимаешь, что это нечто фантастическое! Я не говорю, что это было хорошо или плохо, у меня нет никакой идеологической подоплеки, я просто хочу обратить Ваше внимание на масштаб и скорость произведенных ими преобразований. Можно взять для примера нечто положительное из всего того, что они сделали. Недавно я ознакомился со статистикой, и обнаружил, что до революции, процент людей, умевших читать и писать, среди всего населения составлял около 10%. Всего за десятилетие после образования СССР читать и писать практически все население. Я знаю сколько труда требуется, чтобы научить читать и писать одного человека. А можете себе представить, сколько требуется работы, чтобы научить читать и писать несколько десятков миллионов человек!

Но у них была цель. И эта цель, была ли она хорошей или плохой, поднимала людей, за нее работали, сражались, гибли и побеждали! Если бы цели не было, революция закончилась бы, толком не начавшись.

Я взял такой глобальный пример просто для того, чтобы показать Вам каким потенциалом обладают цели. И это самый первый фактор, наличие которого требуется для создания настоящей команды.

Вторым фактором является направление и более мелкая цель. То есть теперь, когда есть цель, которая вдохновляет на подвиги, нужно какое-то направление для приложения желания работать. Это можно назвать замыслом. Тому, что это такое, было посвящено несколько статей нашей рассылки (статья «Цель» от 18 мая 2008 и статья «Что движет этим делом» от 28 августа 2008 года). В этих статьях Вы можете найти более подробную информацию относительно Целей и Замыслов.

И последний фактор. Это «оргполитика», или «организационная политика». Оргполитика по определению Рона Хаббарда «состоит из правил и инструкций на основе которых осуществляется деятельность организации и которые не должны меняться». Оргполитика может пересматриваться, но это не должно происходить часто. Этого легко добиться, если каждое правило, каждый принцип работы и каждая инструкция, будут сначала издаваться на какой-нибудь срок, в течение которого они будут обкатываться в тестовом режиме, а уже потом издаваться для постоянного использования. Если оргполитика будет меняться слишком часто, то работа организации станет похожа на область деятельности налоговых инспекций и вообще уплаты налогов – налоговое законодательство (т.е. оргполитика государства в отношении уплаты) в различных деталях достаточно часто меняется, что в действительности мешает самому государству, так как многие не платят налоги не потому, что не хотят, а потому что это на первый и даже на второй взгляд очень запутанная штука.

Оргполитика должна быть описана и выпущена для всеобщего использования. Она должна быть доступна каждому заинтересованному в этом лицу. Можно придумать какой-нибудь внутренний документ, назвать его, к примеру, директивой, и издавать в этой форме всю оргполитику. Хотя любая оргполитика лучше, чем ее отсутствие, все же будет лучше, если оргполитика будет разумной и ценной для каждого сотрудника. Она должна быть ответом. К примеру, оргполитика, которую разработал для своих организаций Рон Хаббард, была настолько хороша, что обнаружилось, что ее можно использовать в качестве методов ведения дел в различных областях деятельности. Так получилось потому, что она строится на обнаруженных естественных законах в области организации и управления.

Темой этой статьи является команодообразование, поэтому мы не будем дальше говорить об оргполитике. В ближайшем будущем я посвящу этому предмету отдельную статью.

Вернемся к командообразованию. Представьте, что у нас есть хорошая цель, замысел и оргполитика. Что нам еще нужно?

Очень интересно, как в старые времена создавались корабельные команды. Рон Хаббард (который имел лицензию капитана корабля любого водоизмещения на плавание в любом океане) отмечал, что для того, чтобы команда корабля стала настоящей командой, требуется нечто больше чем хорошая выучка. В команде могут быть прекрасные матросы, капитан и так далее, но они не будут настоящей командой. Командой они станут после того, как попадет в жуткий шторм или под обстрел, в общем, в какую-нибудь жуткую передрягу, и ценой неимоверного напряжения, но все же успешно, пройдут через это, по крайней мере, более-менее целыми. После этого они начнут работать слаженно, у членов команды появляется уверенность друг в друге, они знают, что их товарищи компетентны, и что на них можно положиться. Вот теперь это КОМАНДА.

Если перенести это на бизнес, то я уверен, что сейчас самое лучшее время для того, чтобы создавать настоящие команды. Сейчас для этого есть все возможности. Многие рынки обрушились, многие условия изменились, у некоторых стало намного меньше денег – чем не шторм?

Единственное, чего возможно кому-то для этого не хватает, - это цели, замысла и оргполитики. Но с этим легко разобраться. Просто сформулируйте эти факторы, сделайте их известными, и вы увидите кое-что интересное. Во время текущего экономического шторма, «сдует» или «смоет» тех, кто не пойдет с Вами к Вашим целям, у кого есть противоположные намерения, и кто неэтичен. Но пока такие люди не исправятся, из них нельзя создать команду. Так что счастливого им пути. Зато с Вами останутся, либо к Вам присоединятся Ваши настоящие единомышленники. И ВАША настоящая команда готова.
Чего Вам и желаю.
Хороших Вам праздников и победного настроения в преддверии праздника ПОБЕДЫ! Тогда в 45-м, у наших дедов была ЦЕЛЬ.

С наилучшими пожеланиями,
Георгий Журавлев

 


В избранное