Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Бизнес от А до Я.

  Все выпуски  

Бизнес от А до Я.


Информационный Канал Subscribe.Ru


рассылки от abbeyhouse.ru

 выпуск 2

БИЗНЕС от А до Я

01.04.04

Основой для создания данной рассылки послужил материал книги автора, которая в данный момент готовится к изданию.  

 

ПРИВЕТ ВСЕМ!

« Не следует умножать число сущностей сверх необходимости».

У. Оккам

Каждому, кто не пропускал в школе уроков  геометрии, известно имя  Эвклида, его аксиомы – истины, не требующие доказательств и его представления о пространстве. В бизнесе нет именных формул, нет родоначальников бизнеса. Бизнес осуществляли люди, организации и государства на протяжении тысячелетий, не определяя его как бизнес. Просто делали дело, извлекая из него выгоду. Невозможно назвать точную дату начала формального описания этой практической деятельности, однако к настоящему моменту можно с уверенностью говорить о бизнесе как о предмете для изучения, как о профессиональной деятельности и  как о факторе чрезвычайной социально–экономической значимости. И если еще широко не говорят о «теории бизнеса», то термин «функции бизнеса» давно имеет право на существование.

 Люди  науки приучили нас к мысли о том, что теория - это строгое, непротиворечивое, имеющее математическую трактовку описание какого-либо явления или системы. Описание, базирующееся на твердо установленных  принципах, началах, аксиомах или гипотезах и позволяющее прогнозировать поведение этой системы.

Если встать на неформальную позицию, можно сказать, что такое всеобъемлющее понятие как бизнес вполне достойно иметь свою собственную теорию, не дожидаясь милостей математики. Бизнес как система вполне предсказуем, имеет свои начала и железную логику действий. Только  вместо «начал» мы используем термин «атрибуты» или «базовые представления», чтобы не раздражать посвященных.  А математику можно оставить в качестве объекта для рассуждений «по аналогии».

Чтобы мы однозначно понимали то, о чем пойдет речь, остановимся на сущностных аспектах бизнеса и его определении в самом широком плане.

Нам представляется уместным вспомнить рассуждение Гегеля о том, что ни одно определение не кажется содержательным, пока не ясен смысл входящих в него понятий (для нас такими понятиями станут атрибуты бизнеса). Когда же смысл понят, определение становится просто ненужным.

Известно, у каждого явления имеется две стороны. Рассматривая бизнес как объект, мы обязаны будем выделить его содержание и функциональность. Иными словами можно сказать, что для нас важно будет рассмотреть бизнес с точки зрения поведенческого и коммуникативного толкования.

Для начала – небольшой пассаж о смысле жизни и лингвистических тонкостях нашего языка.

Один случай врезался в память. Дело было так. Нам только начали читать курс философии и вопрос о смысле жизни так или иначе беспокоил каждую любопытную голову. Однажды, вконец измучившись поисками ответа, я остановил преподавателя по философии в коридоре института, в центре встречного потока студентов и спросил его прямо в лоб: в чем смысл жизни? Ответ был на удивление краток - в жизни, и преподаватель исчез в потоке, оставив меня один на один с моим вопросом и его ответом. Вот так: смысл жизни в жизни.

А что значит жить? Это дышать, пить, есть, учиться, размышлять, говорить, любить, драться, заботиться и т. д. (сплошные глаголы).  Реализовывать полученный потенциал.

А что значит жизнь? Это дыхание, питье, еда, учеба, размышление, речь, любовь, драка, забота и т.д. (сплошные существительные). Реализация полученного потенциала.

Вы чувствуете разницу? Вы видите отличия? Даже в звучании?

В предложении «Смысл жизни в жизни» слово «жизни» выражено существительным и несет в себе законченность, завершенность, как какое-то событие, как в известной серии «Жизнь замечательных людей». Другое слово «жизни» звучит и понимается как процесс, как действие. Очевидно, что смысл, сущность точнее, ярче передается глаголами в активном залоге, выражающими  действие, чем самыми красивыми существительными.

Отвлечемся немного на упомянутые выше лингвистические тонкости. В данном случае мы имеем дело с так называемой номинализацией, т.е. с трансформацией (превращением) слова, обозначающего процесс (в данном случае глагола «жить»), в слово, обозначающее событие или состояние ( в данном случае существительное «жизнь»).

Надо сказать, что «процесс номинализации - это один из способов приобретения скованности у людей и заключается он в том, что непрекращающийся процесс у них превращается в событие, когда результаты якобы зафиксированы и ничего уже нельзя изменить» (Р.Дилтс). Номинализации затормаживают и вообще могут ввести в транс.

Очень жалко, что термин бизнес на русский язык переводится существительным, это должен был бы  быть энергичный предикат,  как в староанглийском bisig, которое означает «занятый делом, действующий, активный» и от которого произведен термин бизнес. А глагола от слова бизнес не существует.

Однако понимать его надо как процесс, деятельность.

В американских толковых словарях понятие «бизнес» трактуется как коммерческая деятельность, определяющая способ существования человека и позволяющая ему быть независимым в суждениях и принятии решений.

Какая бы книга вам не попала в руки,  в основном  «бизнес» определяют как деятельность с различными определениями типа экономическая, хозяйственная, предпринимательская и т.д..

     Хотелось, чтобы и Вы в данный момент зафиксировали следующее представление: одна из сторон бизнеса, грань его сущности – это активные действия, активная деятельность.

Это и будет та самая сторона, определяющая  сущность бизнеса в поведенческом толковании (функциональность бизнеса как объекта).

Далее рассмотрим, в чем заключается  коммуникативный аспект бизнеса.

Бизнес – это объективная реальность. Так обустроена жизнь испокон веков. Возможно когда-то давным-давно жизнь человеческая была обустроена как в совсем уже «дикой» природе: кто-то пахал и сеял, а кто-то их грабил и необдуманно лишал жизни. Вот такие предпринимались действия.  Вымирали от голода и те, и другие (прямо волки в овчарне). Немногие выжившие из чувства самосохранения приходили к выводу: нужно искать другие формы взаимоотношений. И земледелец начинал менять свой продукт на услуги грабителя, при сохранении жизни всех участников отношений. Это уже сделка. Дальше пошло-поехало. И в итоге обмен, сделка, рынок и бизнес стали правилами и содержанием отношений между людьми и правилами организации экономической жизни человеческого сообщества.

Именно поэтому отношения, возникающие в экономической деятельности, это и есть другая сторона бизнеса в коммуникативном смысле (содержание бизнеса как объекта).

Поэтому, когда дают самое общее, понятийное, сущностное определение бизнеса, как правило, говорят: бизнес – это система отношений и деятельности (действий) субъектов бизнеса, направленная на ......  и т. д..

Именно поэтому Европа формулирует понятие бизнеса как стиля (образа) жизни, а Азия говорит, что бизнес - это и есть сама жизнь. Именно она заставляет и действовать, и формировать отношения.

Как правило, все многочисленные определения бизнеса выделяют только поведенческий аспект бизнеса.

(Возможны ли другие экономические правила организации жизни? Скорее всего в жизни все возможно. Хотелось бы верить большому знатоку человеческих страстей, мудрецу Чингизу Айтматову, когда он говорит, что коммунистическая идея себя еще не исчерпала. Только когда и где экономические изменения приведут человечество к пониманию необходимости принятия других правило игры под названием жизнь?)

На этом рассуждения о сущности бизнеса закончим и в следующей рассылке перейдем к рассмотрению базовых понятий (атрибутов) бизнеса.

   

Перепечатка материалов статьи данной рассылки допускается при условии обязательного включения внизу статьи, без каких-либо изменений, следующего текста:

"И.А. Скотников - автор рассылки «Бизнес от А до Я». E-mail:      skotnikov@abbeyhouse.ru. Сайт рассылки: http://www.abbeyhouse.ru"

Copyright 2003. Скотников Игорь Александрович .

Наш сайт

Написать нам 

Ближайшие семинары и другие мероприятия

Бонусы для подписчиков

Архив рассылок

Рассылки подробно

 

Наши рассылки:

БИЗНЕС

ОТ А ДО Я

Подписаться здесь

рр

 СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ: ИСО 9000 и другие стандарты

Подписаться здесь

Подпишитесь

 на наши

 рассылки

 и Вы

 сможете

 избавиться  

  от проблем 

 в бизнесе, 

или не

 подписывайтесь

 и оставайтесь

 со своими

 проблемами.

 

 

 


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное