Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Записная книжка бизнесмена

  Все выпуски  

Записная книжка бизнесмена. Диалоги о личной эффективности 251


Академия Романовой Елены

Тигры, обучение и результат.

Доброго времени суток, уважаемый читатель! Сегодня новой притчи к выходным - не будет, а мы поговорим с вами о прошлой притче. Напомню её.
Вы самостоятельно размышляли над следующим:

ПРИТЧА О ДЕЦЯНЕ

Син Пин спросил Учителя: «Что я смогу изучить, если приеду в монастырь на один день»?
«Приезжай» - ответил учитель - «Вокруг монастыря бродит много тигров. Я научу тебя подзывать их свистом».
После некоторого раздумья Син Пин решился спросить еще раз: «А что же дальше...?»
«Не знаю» - ответил учитель. «Ты же приедешь на один день».


Наука любознательна. Исследуя свой объект внимания, делает открытия, которые облегчают жизнь современного человека. Часть открытий просты и не прячутся от человеческих глаз. Выводы удивляют...

Кадры из документального фильма 70-х годов прошлого века - "Думают ли животные":
Кино-микро-установка. Объект исследования - простейшие. Инфузории.
Вибрация. Инфузории съёживаются - реагируют на изменение условий. Но через несколько минут простейшие перестают обращать внимание.
Привыкли?
Запомнили?
Научились?
Увеличим частоту вибраций. Реагируют и снова привыкают. Простейшие помнят. Клетка учится. Все животные способны учиться.  Мы это знаем, видим не вооружённым глазом. Животные способны улавливать связи между вещами, событиями. Свои условные рефлексы, даже простейшие, вырабатывают, устанавливая причинно-следственные связи.

Как учится человек?
Трудно. Правда, стоить отметить, что человеку, затруднения с обучением, приходят с годами... В детстве он быстро усваивает огромный объём материала и количество причинно-следственных связей. Затем, процесс замедляется - в школе, вузе. Почему замедляется?  Неужели все связи изучены или есть ещё что-то, что влияет на обучение?

Нет, связи не все изучены. Взрослый не всегда может установить самостоятельно связь с изучаемой темой и полезностью, применимостью в жизни. Не будем, так же исключать и то, что голова отказывается принимать лишнюю информацию. Человек не всегда может различить, что есть просто информация, а что - знания.

Знания содержат в себе закономерности и нужны для установления более тонких причинно-следственных связей.
Они начинают носить не линейный и не локальный характер, что требует определённых навыков - видеть их, понимать, учитывать, применять-пользоваться. Эти связи более тонкого плана, менее очевидны. Человек, и не только русский, надеется: "Авось пронесёт и на мне эти связи работать не будут. Зачем это понимать тогда?"

Вот и живёт человек, как инфузория-туфелька: Проблемы. Съёживается человек. Пауза. Идёт дальше. Правда, он не молчит - кричит, плачет, возмущается, клеймит, обижается, конфликтует... не установив причинно-следственную связь ситуации, в которую попал. Разбрасывает силы через эмоции, отчаяние,
неточные и неуместные действия... С трудом привыкает к уколам, потряхиваниям, взбучкам, выяснениям между людей. Порой, не привыкает - страдает от общения, отношений, делая что-то через силу, скрывая ото всех, что трудно. Делая вид, что всё умеет, потому что стыдно признаться взрослому человеку в том, что устал от жизни такой, что нелегко ему привыкать к простым вещам... Да и кому признаваться, когда, порой, до тебя никому нет дела. Неудовлетворение, недовольство нарастает на фоне материального благополучия всего общества, в целом. А частота вибраций жизни увеличивается до тех пор, пока человек не научится...

Взрослому человеку всё мешает учиться - помещение, количество людей в группе, время, продолжительность, условия проживания, питания, стоимость, фигура преподавателя, его пол, цвет волос, выражение лица, манера говорить, национальность и пр. Будто человек, что решил поучиться, только родился и ещё не успел привыкнуть к вибрациям жизни... Если бы ребёнок, в начале жизни, обращал внимание на всё это - вряд ли бы он смог так быстро и так много усвоить всего, что необходимо для выживания.

Взрослому же мешает всё. Даже то, что он уже чему-то наученный.
В поисках приёмов и техник для решения своих задач, пытается сократить время обучения, в котором ему трудно, спешит к самостоятельности. Но она не спасает. В самостоятельности часто оказывается, что приёмы работают плохо, техники - мертвы...

То, что играло в руках преподавателя (тренера, наставника) и выглядело - ясным, простым и лёгким, оказывается - не подъёмно-трудным или - непонятным. Таким образом, самостоятельность поворачивается ко взрослому другой своей стороной, скрытой - ему не на кого и не на что опереться. Человек испытывает разочарование в обучении. Тратит силы на поиски чудесного средства, так и не поверив, что за один день, взрослому, уже не научиться - тонкому и глубокому. Мелкое и грубое им уже давно освоено. Пришла пора расти - как личность, духовно. Пришла пора укреплять свой дух, чтобы теперь учиться не хуже инфузории и ребёнка. Хорошее требует времени.

Обучение во все времена предполагало связку двух людей - того, кто учит и того, кто учится.
Личный контакт предполагает обязательную обратную связь.
Персонифицированную. Не безликую и бездушную - автоматизированную.
Нет её - нет системы обучения.


Когда вы, как руководитель, отправляете своих сотрудников на обучение - не забывайте, что:
1. У каждого человека есть свои причины для того, чтобы учиться и научиться, так же, для того, чтобы - НЕ учиться и НЕ научиться.
2. На обучение и его результат могут влиять многие факторы, одни, на ваш взгляд, важные, другие - нелепые, но. тем не менее, они влияют на эффективность обучения ваших сотрудников.
3. После обучения ваших сотрудников, их эффективность резко возрастает на 2-4 недели, а затем - падает, так же резко, порой, даже ниже того уровня, что был до обучения. Это естественный процесс научения. То, что было легко - было взято на вооружение сразу, так сказать, "с кондачка". Более сложные вещи оказались сложны в применении, что вызывает повышение уровня неуверенности, спад настроения, ведущее к разочарованию от неоправданных ожиданий. Человек чувствует себя неудачником.
4. Для формирования новых навыков потребуется поддержка в практике и обучении на протяжении 7-ми месяцев.
5. Самостоятельно научиться тому, что человек не умеет, не видя перед собой  ежедневного образца, могут - единицы. Это нормально.
6. Обученный сотрудник стоит дороже, чем не обученный. Он более востребован на рынке труда.
Учитывая всё это, вы будете застрахованы от разочарований, получая не те результаты, которые ожидаются после обучения сотрудников.

Когда вы сами хотите начать обучение, подумайте вот над чем:
1. Что может помешать ВАМ в вашем обучении.
2. Что будет поддерживать, лично ВАС, в процессе обучения.

Данные вопросы можете задать вашим сотрудникам перед обучением и ответы передать тренеру (если это ему нужно и он знает, что с ними делать), чтобы он учитывал их в процессе обучения  ваших людей (если он это умеет, т.к. это требует особого научения и мастерства самого тренера). Если данные ответы не требуются тренеру (желательно, поинтересоваться заранее, хотел бы человек знать, что мешает, а что помогает вашим людям учиться), то своим желанием ему помочь, вы его можете поставить в неловкое положение.
Тогда, сами учитывайте полученную информацию от ваших людей для повышения эффективности в процессе работы. Ведь, человек учиться по чуть-чуть каждый день, иногда, не замечая этого. Вы, как руководитель, должны должны замечать это - обязательно.

И помните, что за один день можно научиться только подзывать тигров свистом. Это забавно и даже круто, если вы в безопасности...
Хорошее требует времени. Надёжное, тоже, требует времени, а значит, трудолюбия, настойчивости и усилий.

К слову о тиграх и монахах. Настоящих тиграх...
Из статьи "нештатного" монаха Шаолиня Андрея Старовойта: "Я готов поселиться в монастыре. Но только в женском" (газета "Бульвар", № 1 (480), 04 января 2005):
" — А что это за звание — тигр Шаолиня?
— Его удостаивается тот, кому удается приручить в природных условиях взрослого тигра.
— Неужели такое возможно?
— Это необычная дрессура. Претендент уходит в горы и месяцами живет там, бок о бок со свирепым зверем, постепенно приучая его к своему соседству. Представляете, какой опасности он себя подвергает? На это способен лишь тот, кто в искусстве перевоплощения достиг совершенства. Ведь он и сам должен почувствовать себя зверем, войти в его роль, перенять повадки. Такие эксперименты нередко заканчиваются трагедией".

Разумеется, поверхностное, блиц-обучение, в современной жизни редко заканчивается трагедией, но разочарования - гарантированы.
Хорошее и надёжное требует вашего времени и сил, требует характера и приверженности. Под руководством опытного человека учиться интереснее, легче и быстрее, чем самостоятельно или наскоками, как наш монах из притчи, приехав на один день, мечтая о чудесах...

Желаю вам успехов в вашем обучении.
Прочитать ваши размышления на тему притчи о децяне, вы можете - вот здесь.
На мой взгляд комментарии очень интересны и прекрасно дополняют друг друга. Спасибо всем, кто присылает свои размышления.
Желаю вам приятного и полезного чтения.
До новой встречи - в понедельник в "Цитатах по понедельникам"!

Мне ничего неизвестно о том, что вы думаете и чувствуете до тех пор, пока ВЫ не написали…
 water-fire-metal@mail.ru
С уважением к Вам, Романова Елена

P.S. Ближайший семинар "О власти" будет проходить с 22 по 24 апреля в Подмосковье.
Регистрация открыта.
Условия участия читайте внизу страницы о самом семинаре.


WWW:http://www.life-up.ru E-mail:water-fire-metal@mail.ru
Copyright (C) 2007-2010 Академия Елены Романовой
Перепечатка любых материалов разрешена только при сохранении авторства и размещении активной ссылки на наш сайт.
Отправляя письма, Вы соглашаетесь с тем, что они могут быть опубликованы в рассылке.

В избранное