В середине XIX столетия (примерно в то
время, когда Пенни только родился) большинство американцев питалось довольно
однообразно. Как правило, это было мясо — копченое, сушеное или соленое, —
хлеб, картофель и изредка немного корнеплодов. Иногда (чаще зимой) в их меню
появлялись огурцы и пикули. Но даже летом они никогда не ели салата. В те
годы, представьте себе, салат считался «немужской» едой.
Это однообразие в рационе
обусловливалось несколькими факторами. Промышленное консервирование делало
еще только первые шаги и из-за несовершенства технологий становилось подчас
причиной неизвестных прежде желудочных заболеваний. Кроме того, сеть
железных дорог, которые впоследствии связали между собой все уголки
Соединенных Штатов, находилась еще в зачаточном состоянии, и было не так-то
просто доставить продукты из одного района страны в другой. За пределами
Флориды мало кто знал о грейпфрутах. Томаты считались экзотическими
мексиканскими плодами и назывались «яблоками любви». И апельсины считались
редким лакомством, особенно на севере. Скажем, в маленьких городках Западной
Пенсильвании, где двенадцатилетний Генри Джон Хейнц в 1856 году торговал
вразнос фруктами и овощами с семейного участка.
В скором времени он сменил ручную
тележку на фургон. У него уже было четыре акра земли, и раз в три недели он
отправлялся торговать в Питтсбург за шесть миль вниз Оллегене-ривер. В 1869
году, когда ему исполнилось двадцать пять лет, он объединился со своим
приятелем Л. С. Ноублом и они стали торговать хреном.
В те годы хрен пользовался огромным
спросом не только потому, что улучшал аппетит и придавал остроту обычно
пресной пище, но также и потому, что люди верили, будто бы он обладает
замечательными целебными свойствами и особенно хорошо помогает при катаре и
гриппе. Даже сегодня некоторые специалисты полагают, что запах лучших сортов
хрена способен снимать воспаление слизистой оболочки.
Разузнав о хрене все, что только можно о
нем узнать, Хейнц и Ноубл пришли к выводу, что лучше всего его хранить в
протертом виде. Они смешивали хрен с различными приправами, добавляли уксус
и раскладывали в прозрачные бутыли. Правда, при этом у них очень слезились
глаза. Между тем клиенты привыкли покупать хрен в зеленых бутылках. Тогда
Хейнц и Ноубл объявили в рекламных целях, что употребляют прозрачную посуду,
чтобы все могли видеть, что их хрен — самый белый и самого высшего качества,
без листьев, сучков и прочего сора. Можно себе представить, чем же торговали
их конкуренты.
Прошло какое-то время, и хрен Хейнца и
Ноубла в прозрачных бутылках стали покупать.
Тогда-то Хейнц и начал понимать те две
главные вещи, которые легли в основу его успеха. Первая — это то, что товар
высшего качества при надлежащей упаковке и рекламе в силу своих достоинств
всегда найдет покупателя. А вторая — это то, что домохозяйки с готовностью
согласны переложить на кого-то другого часть своих забот по кухне, особенно
в деле хранения и консервирования продуктов.
Руководствуясь этими простыми истинами,
Хейнц и Ноубл стали к 1873 году одними из ведущих производителей приправ в
стране. У них было сто акров сельскохозяйственных угодий вдоль реки Оллегене
(из них тридцать акров под хреном) и уксусный завод в Сент-Луисе. Они
выпускали три тысячи бочек квашеной капусты, пятнадцать тысяч бочек пикулей
и пятьдесят тысяч бочек уксуса. Они также собирали и мариновали огурцы с
шестисот акров.
Они шли вперед на всех парах.
И на полном ходу врезались в банковский
кризис, вызванный крушением Джея Кука…
Спасая свои шкуры, банки вцепились в
свои кредиты, неимоверно ужесточая кредитные ставки. Хейнц и Ноубл оказались
в очень тяжелой ситуации. Первое время у них еще хватало средств на
жалование и арендную плату. Оставались даже деньги на сбор среднего осеннего
урожая огурцов. Но по иронии судьбы именно в этот год урожай выдался
небывалым, и они были вынуждены снимать его целиком. Их наличность вылетела
в трубу. Хейнц отдал свой страховой полис в качестве ссуды под залог, занял
денег у друзей и заложил свой дом. Однако банки продолжали сжимать тиски.
Всегда готовые предложить вам зонтик в солнечный день, банки в те годы (как,
впрочем, и теперь) тотчас же требовали его обратно, едва только начинался
дождь.
К декабрю 1875 года денег не осталось
совсем. Стервятники обглодали все до костей. Хейнц и Ноубл объявили себя
банкротами. Хейнц потерял все, что имел. Дом, мебель. Чувство собственного
достоинства. Он был вынужден умолять трех местных торговцев-бакалейщиков
отпускать ему продукты в долг, чтобы он мог прокормить семью. Он клялся, что
заплатит все до копейки, как только выправит свои дела.
Все трое ему отказали.
Он писал в своем дневнике: «Банкротство
меняет характер человека. Из-за того что люди перестали доверять мне, я стал
замкнутым и необщительным».
У всех, кто пережил финансовый крах,
есть нечто общее: рано или поздно они узнают цену своим друзьям. Для Хейнца
настоящим другом оказался Джейкоб Ковоуд, который с охотой ссудил ему три
тысячи долларов. Хейнц учредил новую компанию от имени своего брата Джона и
кузена Фредерика. Сам он числился в ней рядовым сотрудником.
Компания «Ф. энд Дж. Хейнц» начала
работать и через год уже снова оказалась на грани разорения. Хейнцу пришлось
долго и упорно трудиться, пока в 1879 году у новой компании не появилась
небольшая прибыль. К этому времени Хейнц уже производил кетчуп, острую
томатную приправу, мясной фарш, горчицу, маринованную цветную капусту,
маринованный лук, сладкие пикули и печеные бобы в томатном соусе.
Через шесть лет он сумел снять с себя
банкротство, лично выплатив все свои старые долги. На следующий год он
отправился в Европу. 16 июня, как записано в его дневнике, он надел свой
лучший костюм, упаковал семь видов своей лучшей и новейшей продукции в
саквояж, вышел из комнат на Грейт-Рассел-стрит, спустился к Пикадилли и
вошел в здание компании «Фортнум энд Мэйсон». Вместо того чтобы войти через
служебный вход и попытаться договориться о встрече, он вошел через парадную
дверь; внимательно оглядел зал и с доморощенным американским апломбом
заявил, что пришел встретиться с управляющим по бакалейной торговле. Когда
этот джентльмен появился, Хейнц представился ему как «торговец
продовольственными товарами из Питтсбурга, Соединенные Штаты Америки» и
показал свой товар. Британский джентльмен отведал хрена, острой томатной
приправы и кетчупа и сказал: «Я думаю, мистер Хейнц, что мы возьмем все».
С того времени ленчи в английских пэбах
уже ни одного дня не были такими, как прежде.
Два года спустя компания наконец
получила название «X. Дж. Хейнц». Но поворотным моментом стал тот первый
день в Лондоне. Именно тогда бывший банкрот в первый раз понял, что его
рынок — это весь мир.
Наша фирма организовывает уникальный тренинг «Практика проведения маркетинговых исследований».
Тренинг начинается с заочного этапа, в процессе
которого участники выполняют задания, общаясь по электронной почте со мной.
Затем следует очный этап весной.
Уникальность этого тренинга именно в четырёхэтапной
его организации, что позволяет не просто
«прослушать»
материал, а реально научиться проводить маркетинговые исследования.
Запланировано 4 дня очного обучения, что беспрецедентно для подобного рода
тренингов. Известные мне попытки проведения таких тренингов в Москве и
окрестностях включают 1-2 дня обучения (не понимаю, чему можно научиться в
маркетинговых исследованиях за 2 дня) и стоят 250-350 у.е. за один день.
Если у Вас, есть желание участвовать в этом
тренинге, подтвердите, пожалуйста, своё намерение. После чего мы оформим
документально Ваше желание
J и начнём работу,
возможно, уже в феврале.
В этом году состоится только один тренинг "Практика
проведения маркетинговых исследований". Не откладывайте своё желание принять
в нём участие на следующий год.
Заявки для получения подробной информации о
тренингах (программа, стоимость) направляйте сюда: