Дебиторка. Должны ли отличаться действия продавца на различных этапах?
Доброго времени суток, дорогие читатели!
Сегодня о дебиторской задолженности не говорят только ленивые и те, кто работает по предоплате. Остальным же категориям продавцов и руководителей тема дебиторки остается самой злободневной. И сегодня уже многие знакомы с принципами «выбивания» долгов, а многие предпринимают самые решительные действия, однако проблема практически у всех одна: все начинают работать с дебиторкой на том этапе, когда она уже возникла, и, к сожалению, только единицы понимают, что работать с задолженностями следует еще тогда, когда
не было отгрузки или не была оказана услуга. Работа с дебиторкой состоит из нескольких этапов, каждый из которых имеет свои особенности, тонкости, нюансы.
Не могу сказать, что все указанные способы работают всегда и на 100%, однако могу с уверенностью заявить, что правильные действия продавца на разных этапах возникновения дебиторской задолженности помогают сократить просроченную дебиторскую задолженность на 25-40%, что согласитесь, уже немало. Важно понимать, какие действия продавца приведут к желаемым результатам.
Работу с дебиторской задолженностью можно разделить условно на четыре этапа:
1.Профилактический (стадия заключения договора);
2.Текущая «дебиторка» (вступает в силу с момента отгрузки товара или оказания услуг и действует до момента истечения срока отсрочки платежа: грубо говоря, если по договору отсрочка платежа – 2 недели, срок текущей «дебиторки» - 2 недели);
3.Просроченная дебиторская задолженность (ДЗ) (наступает с первого дня просрочки платежа);
4.«Мертвая» ДЗ – возникает в случае ликвидации и банкротства предприятия.
На каждом из этапов продавец должен соблюдать следующие правила, в противном случае, он будет способствовать усугублению ситуации ДЗ.
Сегодня мы поговорим о профилактическом этапе.
Итак, этап первый, профилактический.
Пришел продавец заключать договор, а клиент просит отсрочку платежа. Знакомая ситуация? Очень часто продавцы наступают на одни и те же «грабли», не уделяя достаточного внимания разговорам о своевременной оплате. Происходит это часто от того, что продавец боится говорить о деньгах, надеясь на порядочность партнера. В результате клиент, видя, что продавца волнует не финансовый результат сделки, а возможность заполучить его как клиента, начинает считать продавца несколько несерьезным, а саму компанию – неустойчивой.
Дело может осложниться еще и тем, что в компании-клиента прежде, чем дать отсрочку платежа контрагента проверяют по полной программе, просят собрать все данные о составе руководства, копии учредительных документов и т. д. Когда клиент сталкивается с тем, что ему отсрочка платежа достается довольно легко, он перестает ценить это преимущество и думает, что, наверное, с этой компанией никто не работает, раз они так легко соглашаются.
Поэтому действия продавца в этом случае должны быть направлены на поддержание имиджа компании, усиления ценности сделки в глазах клиента, уделяя достаточно внимания вопросам своевременной оплаты. Сделать это можно с помощью простых вопросов:
Иван Иванович, обратите пожалуйста внимание на этот пункт в договоре. Что нам может помешать исполнить данное обязательство?
Иван Иванович, кто принимает решение о внесении счета в график текущих платежей?
Иван Иванович, как в случае необходимости мне связаться с Вашим главным бухгалтером?
Иван Иванович, подскажите пожалуйста с какими еще компаниями вы работаете по такой схеме, которую предлагаете нам? (это вопрос задается в случае, если клиент говорит, что ему все дают скидки и отсрочки, иногда это может быть шантаж, чтобы «усмирить» клиента, необходимо конкретизировать кто именно и на каких условиях работает).
Основная психологическая трудность на этом этапе заключается в том, что продавец как правило ощущает себя маленьким мальчиком (или девочкой), а клиента – большим и солидным и задавать ему вопросы о деньгах вроде бы неприлично... А зря!!! Здесь необходимо помнить, что клиент заключает с нами договор не для того, чтобы сделать нам одолжение, а для того, чтобы извлечь выгоду, получить прибыль. Соответственно действия продавца приносят клиенту прибыль, а продавец является для клиента равноправным партнером. Соответственно
продавец и должен себя вести как партнер, интересуясь, обещая исполнить свои обязательства и требуя исполнения обязательств с партнера.
Единственная опасность здесь состоит в том, что продавец будет «трястись» над договором, бесконечно уточняя всякие мелочи таким образом, что у клиента возникнет ощущение, что эту фирму, наверное, все «кидают»!
Еще стоит помнить, что просьба дать отсрочку платежа – это просьба сделать уступку. И если клиенту отсрочка достается легко, то он перестает ее ценить, так как если ему быстро уступили, то они наверное, без этого продать не могут! В этом случае помните о золотом правиле «Дали – забрали». Это значит, что если мы клиенту все-таки даем отсрочку платежа, он лишается скидки, которую получил ранее (или доставки, или еще чего-нибудь...). Такой подход позволит сохранить равновесие влияния в ходе переговоров, диктуя
свои условия: «Иван Иванович, конечно мы не работаем с отсрочкой платежа, это не входит в правила нашей компании, однако лично для Вас мы можем постараться это сделать... С Вашей стороны я попрошу .... диктуем свои условия).
Есть такое мнение, что клиент платит в первую очередь тем, кого уважает и тем, кто просит.
Задача профилактического этапа – дать понять клиенту, что продавец будет четко отслеживать ситуацию и долго не платить не получится! А ситуация переходит в режим текущей «дебиторки».