Март 2009 → | ||||||
1
|
||||||
---|---|---|---|---|---|---|
2
|
3
|
4
|
||||
20
|
||||||
25
|
26
|
29
|
||||
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://my.mail.ru/community/universitetsveta
Открыта:
05-03-2009
Статистика
0 за неделю
Библиотека Университета Света "ГЕЛИОС" Музыканты Света. Angelight
Рассылка № 27
ВЛИЯНИЕ ТЕМПО-РИТМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ МУЗЫКИ НА ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА
Музыкальная культура в своем глубинном значении давно вышла за пределы круга любителей музыки в современном мире. Широкое использование музыки в целях воздействия на состояние человека сейчас приняло почти тотальный характер. Свойство музыки влиять на состояние человека применяется сейчас в терапевтических сеансах, рекламе, кино и т.д. Недостаточно глубоко изученное современной психологической наукой направление музыкотерапии и музыкосуггестии приносит, в том числе, неожиданные результаты использования музыки для воздействия на состояние сознания, особенно в массовом масштабе. Отсутствие рекомендаций, обоснованных научными исследованиями, позволяет выбирать новоявленным музыкальным «Кашпировским» и «Чумакам» дилетантский подход, при котором позиционируется авторитарность, подразумевающая, что любой продукт деятельности этой личности имеет обозначенное свойство, не зависимо от соблюдения технологии производства. Что выхолащивает саму идею правильного использования музыки в процессах позитивирования, терапии, реабилитации и профилактики стрессовых, депрессивных и патологических тенденций психики. В настоящий момент изучение влияния музыки как отдельное направление выделено в «музыкотерапию». Здесь исследуется связь изменений течения болезни с музыкой, применявшейся в период лечения. При этом акцент ставится не столько на музыке, как «сложной многоуровневой матрице» (Ю. Рыжов), а на вибрациях звуковых колебаний. Часто выделяется именно звуковые колебания с указанием числовых значений звуковых частот, которые резонируют с определенным участком мозга. Например, «низкий бета-ритм частотой 15 Гц интенсифицирует нормальное состояние бодрствующего сознания. Высокий бета-ритм частотой 30 Гц вызывает состояние, сходное с тем, которое возникает после употребления кокаина. Альфа-ритм частотой 10,5 Гц вызывает состояние глубокой релаксации. По ряду предварительных данных в этом состоянии мозг производит большое количество нейро-нептидов, повышающих иммунитет. Тета-ритм частотой 7,5 Гц способствует возникновению состояния, характерного для глубокой медитации. При низком тета-ритме частотой 4 Гц возникает иногда переживание, получившее в литературе название "путешествие вне тела". При частотах ниже 4 Гц возникает сильное стремление заснуть, трудность сохранения бодрствующего сознания» (А. Гончаров, 2003). Практически все разработки в области музыкального воздействия осуществляются медиками или, в лучшем случае, психологами. Но почти каждая работа содержит ссылки на результаты аппаратных исследований, где измеряется влияние отдельных звуковых частот или их совокупности, которая не является музыкой по определению. В словаре Даля: «МУЗЫКА – это искусство стройного и согласного сочетания звуков, как последовательных (мелодия, напев, голос), так и совместных (гармония, соглас, созвучие), равно искусство это в действии». Отсюда название направления как «музыкотерапия» является поспешным и необоснованным, хотя многие терапевты применяют на своих сеансах лечения и реабилитации именно музыку в классической формулировке, но предпочитают говорить о положительном влиянии звуков скрипки или органа. На наш взгляд, влияние музыки на состояние человека необходимо изучать с учетом всех аспектов музыкальной структуры. В структуре музыкального произведения мы можем выделить следующее:
Телесно-двигательный аспект Эмоционально-динамический аспект Рефлексивно-медитативный аспект Суггестивно-трансовый аспект
Все аспекты имеют прямое отношение с компонентами внутренней структуры музыки. Компонентно-структуральный анализ музыки дает возможность выделить темпо-ритмическую, гармоническую и мелодическую структуру, которые в свою очередь также имеют свойства подчеркивать нюансы изменений психофизического состояния. Это позволяет нам наблюдать изменения в психофизическом состоянии человека на протяжении звучания всего музыкального произведения. Воздействие музыкой мы рассматриваем в данном случае только как связь музыкального звучания с психофизической реакцией человека.
Телесно-двигательный аспект
Телесно-двигательный аспект влияния музыки самый древний по хронологии возникновения элементов музыкальной структуры. Это обусловлено простотой воспроизведения замысла – достаточно постучать палкой по выгнившему изнутри бревну, и уже возможен темпо-ритмический рисунок. Древний человек сделал такое открытие и использовал результаты для сопровождения ритуалов посвящения в воины, подготовки к охоте, которые подразумевали активное включение в себя телесно-двигательного компонента. Мы связываем его с темпо-ритмической компонентой музыкального произведения. В теории музыки темп - это скорость исполнения музыкального произведения. То есть одно и то же произведение можно исполнять в разном темпе. Здесь изменение состояния зависит от скорости восприятия музыки конкретным человеком. По нашему мнению, несовпадение скорости воспроизведения музыки с замыслом автора снимает значительную часть влияния музыкального произведения. Например, если «Лунную сонату» Бетховена проиграть в танцевальном темпе, то она уже потеряет свою романтичность и глубину, которая несколько столетий погружает слушателя в особое состояние сознания. Значит, очень важно накладывать все структуры музыки на соответствующий, правильный темп. Выбор темпа должен быть обусловлен целями автора. Темп марша, примерно 90 - 100 ударов в минуту. Естественной телесной реакцией в экспериментальных группах, на концертах при звучании марша была произвольная имитация марширования «на месте». Но, если в случае с концертом у слушателей мог «сработать» стереотип восприятия музыки, то нужно сказать, что вообще-то марш создавался именно с целью вызвать такую реакцию у тех, кто слышал его. Естественно возникнув из традиции коллективного марширования, марш пробуждает это желание совершенно естественно. Более тонкую организацию двигательной активности создают в музыке ритмические рисунки. Ритмом называется соотношение длительностей звуков в их последовательности. Объединяясь в определенных последовательностях, длительности звуков образуют ритмические группы (фигуры) из которых складывается ритмический рисунок. Темпо-ритм создает свое особое поле влияния на психо-телесные реакции человека. Самой распространенной реакцией человека в поле темпо-ритмической музыкальной структуры является танец. На молодежных дискотеках многие танцевальные композиции начинаются со звуков ударников(барабанов), что сразу же обозначает темп, на который постепенно накладывается ритмический рисунок. Молодежь начинает танец сразу же, ведь для их танца не нужно больше ничего, эмоционально-двигаельный «выброс» произойдет даже, если барабаны будут звучать в одиночестве на протяжении всей композиции без гармоническо-мелодической поддержки. Впрочем, африканские племена и сохранившиеся племена северных народностей, а также индусы, в своих знаменитых рагах успешно используют свойства разнообразных темпо-ритмических сочетаний, исполненных исключительно на барабанах. Барабанный бой – лучшая иллюстрация прямой связи состояния человека с темпо-ритмической структурой музыки. В ходе экспериментов, которые были проведены нами в группах добровольцев (30 – 120 чел.), было сделано открытие, что монофоническое звучание барабана, в виде отбивания простого ритма способно пробудить телесно-двигательный аспект реакции человека(заставить танцевать тело – «тело в пляс пустилось»), когда темп достигает или превышает скорость биения сердца (130-140 ударов в минуту). При этом медленный темп, который в 2 – 3 раза медленнее сердечного, способен ввести человека в состояние транса. Этим свойством пользуются шаманы для введения в подобные состояния людей, участвующих в шаманских ритуалах. Одним из основных элементов холотропной сессии является побуждающая музыка (В. Козлов). Сессии, проведенные под музыку барабанов, проходили преимущественно с повышенной двигательной активностью. Даже те из «холонавтов», кто был пассивен в своих телесных проявлениях, рассказывали, что они представлялись себе шаманами или индийскими божествами (в зависимости от звучащей музыки). Но они не позволяли себе телесно включаться в воспроизводимый в сознании танец из-за разного рода внутренних запретов, которые на тот момент не были еще достаточно проработаны. То есть степень внутренней раскрепощенности предопределяет соотношение внутренних (эмоционально-образных) и внешних(активных двигательных) реакций на звучание барабанов в зажигательных ритмах. Темпо-ритмическая структура музыки может употребляться как способ диагностики эмоциональной закрепощенности и запретов, связанных с телом. Нами замечено, что человек, позволяющий своему телу соответственно реагировать на танцевальные ритмы, имеет меньше запретов, связанных с телом. Так сказать, вокруг его тела меньше морали. Но, если человек не позволяет себе включиться в звучащий ритм, то постепенно, оставаясь в зоне воздействия ритма (звучания музыки), его проблемные зоны (зоны контроля) дают о себе знать. Например, если импульс, запущенный танцевальным ритмом, не проходит в тело из-за эмоциональной подавленности, то человек очень скоро начинает раздражаться, поскольку возрастает напряжение именно в зоне его защиты. То есть потоки импульсов, направленных к телу должны блокироваться привычным способом, тратя на это больше ресурсов, чем обычно из-за увеличения интенсивности импульсов. Особенности влияния музыкальной темпо-ритмики помогает быстрее погрузиться в измененные состояния сознания. Темп, поддерживаемый только звучанием барабанов, с наложением часто повторяющихся ритмических рисунков не нуждается в подробной эмоционально-ментальной обработке. Эту информацию сможет «обработать» и тело. Эмоциональность и мышление освобождаются от участия в процессе реагирования, отдавая приоритеты телу. Если реакции тела совпадают с темпо-ритмическим звучанием, то тело «завоевывает» доверие и не требует дополнительного контроля. Смещение акцента в этом случае уже не является обычным явлением, и сознание оказывается в измененном состоянии, что можно определить по изменению мимики и движений тела. Особенно это касается экстремальных темпо-ритмических сочетаний. Не зря, так называемая «кислотная» молодежь, увлекающаяся употребляющая наркотики, предпочитает дискотеки в стиле «Хаус», «Транс» и «рэйв», где темп танцевальных композиций достигает 170-180 ударов в минуту, а звук ударных инструментов всегда звучит на переднем плане и громче, чем любые другие звуковые сочетания. В одной из телепередач о глухонемых инвалидах был сюжет о танцовщицах, которые не могли слышать музыку, но ориентировались на вибрацию пола, которую создавало громкое звучание барабанов. Их танец ничем не отличался от танцев их здоровых коллег, хотя строился только лишь на темпо-ритмической структуре музыки, под которую они танцевали. Дальнейшие исследования в этой области, мы уверены, дадут дополнительные сведения и позволят еще подробнее разобраться в вопросах влияния музыки на состояние человека в целом и выделить аспекты, наиболее эффективно погружающие сознание в нужные состояния.
ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ НА НЕКОТОРЫЕ ВИДЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВАМузыка во все времена, с момента своего возникновения, использовалась как средство воздействия на сознание людей. С ее помощью достигались разные цели. Знающие люди с умом подходили к музыкальному оформлению своих мероприятий. Например, христианская церковь запрещала музыку в своих храмах, до правления папы Римского Григория I, который разрешил, и, даже сам писал музыку для исполнения молитв. Однако эта музыка должна была быть не эмоциональна, без аккомпанемента, и мужской хор исполнял песни в унисон. Такой стиль называется григорианским пением. И по сей день это пение настраивает на божественный лад, вызывая возвышенные, ангельские чувства у прихожан и священнослужителей в стенах храмов и монастырей. Григорий I был человеком, который знал, чего он хочет добиться с помощью музыки. И был не одинок в своем отношении к музыке. Музыка, как стройный систематизированный звуковой ряд воспринимается сознанием как информация. Разум поначалу пытается разобраться в звучании музыки, извлечь оттуда максимум полезной информации. Но улавливаемая логика последовательности звуков, обычно не дает достаточно пищи для ума, чтобы неподготовленный ум стал вникать глубже во внутреннее пространство музыки. И в этом кроется «коварство» музыки. Ум, не найдя зацепок, снимает цензуру за поступающей звуковой информацией, и музыка, как сказал поэт «…льется прямо в душу». Мы заметили, что человек слушает разную музыку в разное время, в зависимости от настроения. Чем более развит человек, тем больше диапазон его музыкальных интересов. И, конечно же, диапазон сознательных реакций так же шире. Во время прослушивания музыкального произведения человек может заметить свои реакции, развивающиеся в следующих направлениях:
1) музыка как психологический якорь; 2) ассоциации, связанные с названием произведения; 3) воспоминаниями из прошлого, навеянными тональностью музыки; 4) свободные ассоциации; 5) неосознаваемые реакции;
Известны опыты с растениями, в частности домашними цветами, когда их бурный рост стимулировался звучанием классической музыки. Классический пример с классической музыкой и такими же выводами с классическими рекомендациями: классическая музыка полезна для здоровья. Это напоминает текст из рекламы: «…можно измерить вес, размер, цвет, но как измерить стиль?» В ситуации с музыкой этот текст как раз кстати. Измерительными приборами многомерности воздействия служат живые организмы, в частности живые люди. Общество, ввиду непредвзятого отношения к музыке позволяет проводить опыты даже на детях.
В связи с этим, автор статьи намеревается представить некоторые результаты подобных коротких экспериментов с применением музыки композитора Angelight. По нашему мнению, музыка «нью-эйдж» в силу своей ненавязчивости, отсутствии текста, полифоничности и образотворческой широте (В.Козлов) является подходящим материалом для «чистого» эксперимента. Мы согласны с К. Рождерсом, который, говоря о психокоррекционных методиках, считал, что «в процессе работы с клиентом психотерапевт не должен навязывать ему своего мнения, а должен стараться подвести его к правильному решению, которое клиент примет сам. В результате такой работы и происходит то «озарение», которое помогает переструктурировать оценку, «переструктурировать гештальт», что дает возможность человеку принять себя и окружающих, наладить общение с окружением, снять напряжение» (В.Козлов, В.Майков, 2004). Музыка «нью-эйдж» отвечает требованиям методик гуманистической психотерапии именно потому, что создает лишь фон, поле для творчества в индивидуальном мире образов каждого человека, в котором слушатель может «проиграть» идеальный образ себя, симулируя самоактуализацию. Погружаясь в свой образный мир, человек может получить опыт переживаний и восприятия себя, недоступный в реальной жизни, за пределами своего внутреннего мира. Во время звучания музыки (в частности музыки Angelight www.angelight.ru) человек «…открыт этому опыту, может воспринимать его без защитных реакций, не боясь, что осознание чувств, ощущений и мыслей скажется на его самоуважении»(В.Козлов). Многие примеры интеграционных переживаний во время прослушивания музыки на живых концертах и в записи были получены по инициативе людей, имевших эти переживания. Женщина лет 50-ти, побывав однажды на концерте Angelight, рассказала о своих переживаниях, полученных ею впервые в жизни. Все время звучания музыки она пребывала в мире образов, чего с ней ранее не случалось. Одна из композиций навеяла ей образ бескрайней степи, которая сначала показалась ей холодной и безжизненной, но постепенно приобрела противоположные качества. Всю жизнь она боялась оказаться в степи одна, поскольку никогда там не была, но всегда мечтала оказаться на столь широком и открытом пространстве. Образ степи так захватил женщину, что она забыла, что находится в концертном зале. Она ощущала прохладный ветер и слышала его завывание, она наслаждалась одиночеством и величием степных просторов, удивляясь исчезновению страха и появлением прямо противоположных чувств. После концерта женщина сообщила, что теперь постарается в реальности побывать в подобном месте, хотя ее переживания для нее самой были недалеки от реальных. Образ степи никак не отражался ни в названии, ни в спецэффектах, но музыка позволила незавершенному гештальту «всплыть» в сознании и на уровне переживаний завершиться. Как будто не связанный с личной историей пациента страх в данном случае не нуждался в осознании и процесс интеграции, инициированный музыкой, произошел неожиданно и ярко.
Данный пример имеет позитивную развязку, чего нельзя ожидать от любителей рок-концертов особо «тяжелой» музыки. Довольно часто можно услышать сообщения о происшествиях, происходящих по вине взъерошенной рок-музыкой молодежи, которая возвращалась после принятия ударной дозы тяжелого рока на очередном концерте. Ненаправленная психическая энергия, возбужденная рок-музыкой, прорывалась в материальный мир, и молодые люди сеяли хаос вокруг себя. Мышечные напряжения, которые явно наблюдаются у таких людей в виде сжатых кулаков, резких движений и громких речевых реакций требуют отреагирования. Скорее всего, напряжение в их мышцах возникает не в случайных местах, но существующие мышечные блоки становятся жестче за счет усиления напряжения в соответствующих «мышечных комплексах». Ослабление жесткости мышц может вызывать «…странные телесные ощущения: непроизвольную дрожь, конвульсии мускулатуры, чувства тепла и холода, зуд, мурашки, щекотку, физические ощущения страха, а также такие чувства, как страх, ярость и удовольствие» (Райх, 1969). Несомненно, такие выплески полезны для самих обладателей мышечных блоков. Но агрессия, стремящаяся найти выход из психического мира любителей рок-культуры, направлена вовне, на окружающую действительность, которая может быть как одушевленной, в лице случайных людей, прохожих на улице, так и неодушевленной: памятники культуры, продукты цивилизации(автомобили, витирины магазинов и т.д.), даже заборы и мусорные баки. Это свидетельствует о низкой избирательности рок-агрессоров или отсутствии таковой. То есть в сознании человека, находящегося в таком состоянии сглаживаются границы, теряются различия между объектами во внешнем мире и он готов крушить все на своем пути.
Некоторые музыкальные критики объясняют поведение молодежи на и после рок-концертов мощной энергией, которой обладает рок-музыка и, которая «заряжает» посетителей концертных площадок. Но органная музыка И.С. Баха не уступает, а иногда и превосходит по своей мощи и заряду. Это, правда, не делает реакции любителей органной музыки неуправляемыми и не заставляет выплескивать агрессию из себя. Напротив, музыка Баха глубоко погружает слушателя в его внутренний космос, проявляя и усиливая ощущение величия человеческого духа. У слушателей в органных залах соматические реакции в виде напряжения все же присутствуют. Глубокие переживания, инициируемые мощью органной музыки, также «прорываются» в тело, требуя энергетического выплеска через телесное отреагирование. Но зачастую удерживаются усилием воли, благодаря напряженной мускулатуре. Ведь «…мускулатура способна, напрягаясь, препятствовать течению крови, иными словами, снижать до минимума движение телесной жидкости. …Ярость и страх также могут быть заторможены напряжением мышц.» (Райх, 1969). Заметное ослабление телесного напряжения происходит за счет гармонических и тональностных изменений в музыкальной композиции, часто имеющих интеграционный характер. Это позволяет снять актуальность некоторых негативных импринтированных локализаций в сознании слушателя. Что дает право говорить о целительных свойствах органной музыки и в частности музыки Баха.
Целительными свойствами, несомненно, обладает медитативная (meditative (анг.) – задумчивый) музыка. Имеется ввиду музыка для медитации в классической форме, кроме динамических медитаций Ошо. Различные медитативные техники сопровождаются музыкой, обычно медленной, спокойной, без резких и эмоциональных перепадов. Такая музыка способствует быстрой релаксации. Мышечные напряжения снимаются без дополнительного вмешательства, а сознание человека, который не практикует медитацию и предпочитает не погружаться в глубокие размышления о смысле, быстро склоняется в состояние, близкое ко сну. Музыка как будто не задевает струны натянутых мышц, проходя «сквозь» тело и изнутри снимая контроль, поддерживаемый напряженностью мышечного панциря. Особенно заметен результат быстрого воздействия медитативной музыки у людей, чье тело испытывает «супернапряжение», а мышечный корсет напоминает пуленепробиваемый жилет. Во время сеанса прослушивания наступает, так сказать «суперраслабление», но из-за погруженности в полусонное состояние тело такого человека не может полноценно отреагировать освобождающуюся энергию и она сохраняется как потенциал, что выражается в бодром и приподнятом настроении и ощущении отдыха, даже если сеанс длился 15-20 минут. Эти свойства медитативной музыки используются в так называемых комнатах психологической разгрузки. Важным фактором является то, что эта музыка создает позитивное ощущение одиночества, что позволяет расслабиться максимально глубоко и не только телу. Вместе с тем, по отзывам слушателей, спокойная, «теплая» музыка создает иллюзию защищенности и приобщения к чему-то более емкому, чем личностные ограничения и общественные устои. Слушатель как бы оказывается наедине с истинным смыслом существования, «наедине с миром» (Калинаускас, 1990). То есть человек как бы «уходит» в себя, но не чувствует себя одиноким, хотя его адекватность остается в пределах «нормы». Множество музыкальных стилей и направлений, которые «расплодились», особенно в последнее время дают широкий простор для исследовательской деятельности. Ведь даже маленький мелодический или ритмический нюанс, который едва заметен неспециалисту, может сдвинуть психические процессы слушателя и привести к совсем неожиданным результатам, необязательно тотальным. Например, тяжелая музыка рок-группы «Металлика» (США), сыгранная симфоническим оркестром в специальной обработке, звучит и воздействует совсем не так, как оригинал, хотя мелодически и ритмически музыка не менялась. А музыка эпохи барокко, именно ее часть с медленным темпом, наполнена звуками высоких частот и звучит в ритме от 60 ударов в минуту - идеальном ритме работы человеческого сердца во время отдыха. Музыка Моцарта с ее неожиданными переходами, переливами, перетеканием звуков, с ее богатством нюансов выдержана в тридцатисекундном ритме "громкое—тихое", что соответствует характеру биотоков головного мозга. Таким образом, музыка способна буквально физически вливать энергию в мозг и тело. Это отличается от того, как сочиненная или отнесенная для особого случая музыкальная композиция (например «Марш» Мендельсона) навязывается обществу и со временем становится визитной карточкой события. Услышав такое произведение, люди не придумывают ассоциации, они запрограммированы, и реакция на музыку обусловлена отношением к самому событию. Нам запомнилась фраза из советского кинофильма: «…музыку нужно не сочинять, а изобретать». И мы согласны с таким взглядом на музыкотворчество. Ведь музыку как фактор влияния на состояние человека, его самочувствие и развитие сейчас уже невозможно отменить. Нужно взять это свойство музыки во внимание и направить усилия на изобретение все новых подходов к созданию и использованию музыки в свете новых научных открытий о человеке, возможностях его организма и психики.
УСИЛЕНИЕ КАТАРСИЧЕСКИХ ПЕРЕЖИВАНИЙ С ПОМОЩЬЮ МУЗЫКИ
Достаточно одного взгляда на человека, носящего в своей памяти тяжелое переживание, актуализированное в настоящем, для того, чтобы определить наличие этого переживания. Обычно, человек пытается скрыть вырывающуюся к реализации эмоцию, возможно интерпретируя ее как негативную. Но напряжения, возникающие у человека, подавляющего свои эмоции, помогают разрушать «первичную суть», что увеличивает свойственное большинству людей отчуждение от себя и других (Лоуэн, 1975). По Лоуэну, «первичная суть» представляет собой удовольствие от жизни, источником которого являются свобода движений и отсутствие напряжения в теле. В современном мире «дистресса» и стимуляторов, приобретенный автоматизм контроля телесных напряжений не позволяет иметь достаточно свободы движения для своевременного отреагирования телесных напряжений. Во многих случаях терапевтической практики наиболее эффективными остаются методы, включающие в себя элементы катарсиса (от греч. catharsis — очищение). Согласно Фрейду, метод катарсический - предварительная ступень психоанализа. Фрейд связывал катарсис с тем, что клиент заново переживает травматические события детства, и может отреагировать те чувства, которые были подавлены. Первоначально катарсис был связан с обозначением характера воздействия античной трагедии на человека. Психологический смысл понятия «катарсис» заключается в эмоциональном потрясении, испытываемом человеком под воздействием на него произведения искусства и способном привести к тому, что он освобождается от незначительных переживаний и мыслей и испытывает состояние внутреннего очищения. Само по себе эмоционально значимое воспоминание может дать то количество энергии и ту интенсивность напряжения, которой иногда достаточно для того, чтобы «сжечь» энергию негативного воспоминания. Но в случаях особо глубокой «упаковки» негативных эмоций, высвобождение энергии самого переживания может оказаться проблематичным. В таких случаях, использование фасилитирующих элементов воздействия является необходимым и дающим ярко выраженный положительный эффект. Из бесконтактных методов фасилитации катарсиса, мы выделяем как особо эффективный, специально подобранную музыку. В особых случаях музыка может быть специально написана с учетом обстоятельств и индивидуальных наклонностей пациента или группы. Примером музыкальной фасилитации катарсиса может служить так называемый «Похоронный марш». Сыгранный, как можно печальнее, он усиливает переживание утраты, «доводя» даже тех участников похоронной процессии, которые не успели еще погрузиться в чувствование свалившегося на них горя. То есть музыка может сдвинуть ситуацию в том направлении, которое необходимо в обстоятельствах на данный момент. В холотропной терапии, которую использует С.Грофф в своей работе, «сам по себе могучий эффект гипервентиляции еще больше усиливается использованием побуждающей музыки» (Грофф, 1985). Химическая реакция будет протекать по иному пути, если в определенный момент добавить катализатор. Вселенная будет эволюционировать иначе, если в критической ситуации не хватит горсти электронов (Козлов, Майков, 2004). От себя добавим, что неприятная, «тяжелая» эмоция может быть подавлена привычными механизмами, если вовремя не зазвучит и не подхватит эту эмоцию соответствующая музыка. По большому счету, музыка воздействует и насыщает именно эмоциональный план человека. То есть, практически, можно утверждать, что музыка является эмоцией, потоком эмоций. Для усиления катарсических переживаний, приводящих к очищению эмоционального плана человека от негативных состояний, возникших по определенным причинам, необходимо правильно направить поток эмоций, присутствующих в музыке. Нужно учесть, что имеется ввиду то обстоятельство, что ситуация переживания определенной эмоции уже находится в развитии. Музыка должна лишь подхватить и усилить интенсивность конкретной эмоции или направленного эмоционального потока. Сравнением может быть наличие сексуального возбуждения, которое может оставаться в теле достаточно долго, сдерживаемое волевым усилием, при невозможности немедленного разрешения. Но для реализации и освобождения от напряжения, вызываемого желанием сексуального наслаждения, достаточно уловить тенденцию, выражаемую телесными проявлениями и довести напряжение до предела, за которым последует катарсис и мышечная релаксация. В случае с музыкой также необходимо улавливать тенденции развития эмоциональности ситуации. Эмоция, как волна может накатить, и стихнуть ненадолго, но затем снова начнет нарастать, и в этот момент ее можно подхватить и разогнать для более крутого и длительного всплеска. Особенностью живых систем является то, что они развиваются скачками, когда относительно равномерное, более или менее предсказуемое движение достигает точки бифуркации – выбора дальнейшей траектории. И то, по какому пути будет развиваться система, зависит как от нее самой, так и от окружающих ее потоков энергии и информации (Козлов, Майков, 2004). Музыка – это один из видов линейной развертки информации. Музыкальное произведение может иметь сюжет и строится по законам литературного произведения: завязка, развитие, кульминация и развязка. Такие произведения являются наилучшим средством для достижения наших целей. Но, чаще всего в психотерапевтических целях используются подборки музыкальных произведений, выстраиваемые в той последовательности, которая обеспечивает постепенное нарастание эмоциональной напряженности у пациентов, доходящей до крайней степени напряжения, с последующим эмоциональным катарсическим выплеском. Выплеск, по нашему мнению, возможен в случае прохождения процессуальной последовательности состояний, создающей условия для прекращения подавления эмоции и правильного отреагирования в ситуации терапевтического сеанса. 1. Важным условием для катарсиса является наличие актуализированного переживания. 2. Музыка своей тональностью и темпо-ритмической структурой затрагивает человека «за живое», повышая интенсивность напряжения в системах подавления, что отражается в повышенном мышечном тонусе (сдвинувшиеся брови, зажатые кулаки, участившееся дыхание, скрещивание рук и ног, опущенная голова и т.д.). 3. Возрастающая эмоциональность музыки способствует скорейшему достижению предела возможностей сдерживания внешних реакций у конкретного человека(появление дрожи в отельных частях или во всем теле, судороги, непроизвольная мелкая моторика тела и т.д.). 4. Удержание с помощью музыки переживания высокой интенсивности, способной «вскрыть» защиты и дать начало выходу эмоциям(всхлипывания, бормотание, голосовые проявления и т.д.). 5. Возможные волнообразные музыкальные мелодические переливы, максимально раскачивающие эмоциональность пациента и прорывающие комплекс защит, обеспечивая бурный эмоциональный выплеск, сопровождаемый внешними реакциями(рыдания, конвульсии, истерики, хаотические телодвижения и т.д.). Глубина катарсического переживания может быть измерена не только моторной активностью тела, но также длительностью переживания «очищения» от тяжелых и негативных подавленных эмоций. Такое переживание может быть очень эмоционально во внутреннем мире человека, но внешние реакции скорее напоминают транс. Результатом такого катарсиса являются интеллектуальные прозрения(самадхи), поскольку снимаются не столько мышечные блоки(которые могут быть незначительно представлены в теле), сколько мировоззренческие ограничения и моральные внутренние запреты и на свободу мысли, стереотипы мышления и на отношения к жизни, навязанные обществом и родом. Побуждающей силой к процессу очищения и раскрепощения мысли может служить «вдумчивая музыка», как ее называет Р. Уолш: «Музыка, с ее замечательной способностью вызывать эмоции и волновать душу, издавна была источником вдохновения в религиях всего мира. Библия рассказывает, что две тысячи лет назад, когда иудейский пророк Елисей искал вдохновения, он вскричал: «Теперь позовите мне гуслиста». И когда гуслист играл на гуслях, тогда рука Господня коснулась Елисея» (Уолш, 1999). В. Райх считал тремя основными телесными биологическими возбуждениями – страх, ненависть и половое возбуждение, которые проявлялись прорывами вегетативной энергии при работе с мышечным панцирем(Райх, 1969). Возможно, что это самые знакомые и узнаваемые человеческие эмоции. Они легко распознаются за счет того, что отдаются яркими ощущениями в теле. Такая эмоция как страх сразу будет узнана и может быть определена человеком любого возраста, социальной и религиозной принадлежности. Конечно, люди с более тонкой психической организацией имеют значительно больший спектр эмоциональных оттенков, доступных распознаванию. Рассматривая эмоцию как психическое отражение актуального состояния потребностей (Рубинштейн), можно точнее подойти к вопросу выбора музыкального материала, который также должен, для соответствия нашим целям, создавать эмоциональное поле проявления актуальных потребностей самореализации и перспективного разворачивания… в психической реальности. Об альбомах музыканта
СЕАНСЫ ИСЦЕЛЯЮЩЕЙ МУЗЫКИ
Музыка энергий
|
В избранное | ||