Бывший директор по маркетингу компании «Тинькофф»
Самвел Аветисян создал консалтинговое агентство «Архидея» и задался целью
вылечить всех менеджеров транснациональных корпораций. (интервью
целиком)
"Им не нужны творческие
личности.
Им нужны бройлерные
менеджеры"
<...>
Секрет фирмы»: Вы сейчас создаете собственную компанию? Самвел Аветисян: Да. Мы назвались «Архидея». Наша ключевая
компетенция — производство идей. Создание, вывод и репозиционирование
брэндов. Пока мы только ищем пристанище, но я хочу, чтобы «Архидея» в
будущем стала лучшей компанией на рынке маркетинговых услуг — McKinsey в
маркетинге.
СФ: Кого вы будете приглашать на работу? СА: Телефонистка у нас будет заикой, а бухгалтер — с ослабленным
зрением. Дорога будет открыта и для «голубых», и для «розовых». Должна
получиться модель общества. Критерием отбора будут не MBA или годы
вредительства в каких-нибудь Nestle или Unilever — люди будут подбираться
исключительно по внутреннему личностному потенциалу, способности разделять
наши взгляды и желанию создать что-то новое. Более того: всем, кто работал
в транснациональных компаниях, таких как Nestle и Coca-Cola, вход в «Архидею»
будет заказан.
СФ: Почему?
СА:Да потому что там убивают все живое в
человеке. Им не нужны яркие личности. Им нужны бройлерные менеджеры.
Транснациональные компании напоминают мне слепых бегемотов. Вся система
корпоративных стандартов и культуры там направлена на то, чтобы у
менеджеров не было никакой идентичности — ни личностной, ни национальной,
ни религиозной, ни даже половой (для этого даже придумали жупел
сексуального домогательства). Им нужно, чтобы менеджеры имели большой
универсальный разъем. В него можно воткнуть штекер, на котором написано
Nestle, Coca-Cola, Procter & Gamble — неважно. Вышел, допустим, разъем из
строя, то есть не вышел менеджер на работу,- найдут другой разъем и
подведут к нему кабель.
Опыт работы в таких корпорациях — это как кладбище. А я хочу, чтобы в
компании были люди самодостаточные и неудовлетворенные.
СФ: Складывается ощущение, что с транснациональными корпорациями «Архидее»
работать не придется.
СА: Так и есть. Мы не станем потворствовать размножению
транснациональной заразы. Наоборот, будем содействовать тому, чтобы ее
становилось как можно меньше. Поэтому будем браться только за те проекты,
которые возбуждают,- яркие, дерзкие, амбициозные. Я ушел (из проекта
пивных ресторанов «Т».- СФ), чтобы самому выбирать клиентов. Что может
предложить Coca-Cola, чтобы я возбудился? Разговор там будет не родной, не
искренний, а тарабарский: лэй аут, экзекьюшн, маркет шеа, таргет груп и
прочая белиберда. Работать с ними мы точно не будем. Будем открывать для
них клинику.
СФ: Шутите?
СА: Нет. Есть идея учредить Общество анонимных
карьеристов-трудоголиков. При нем будет создана клиника, где станут лечить
от разного рода зависимостей: сотовой, интернет-зависимости,
брэнд-зависимости…
СФ: И на все эти проекты у вас есть деньги?
СА: Накоплений у меня нет — все уходит в унитаз и на памперсы. Но
больших инвестиций и не требуется. Лечение будет дорогостоящим. Курс будет
стоить около $50 тыс. Двадцать бройлерных менеджеров — и уже миллион.
СФ: В чем будет заключаться лечение?
СА: Мы не будем отбирать у людей ноутбуки и телефоны. Вместо этого на
три недели сошлем их на вертолете в тайгу, в охотхозяйство. Дадим немного
спичек, и они оторвутся от обыденности, соприкоснутся с природой и
вернутся к первобытным истокам.
СФ: Много ли найдется желающих излечиться таким образом?
СА: На Западе это уже есть, хотя и называется по-другому —
даун-шифтинг. Топ-менеджеры неожиданно для окружающих оставляют работу,
покупают лачугу где-нибудь на Оклахомщине и просто радуются жизни. Пишут
стихи, рисуют акварелью и не гонятся за Prada, Gucci, Armani. Ведь
проблема реально существует. Среди бройлерных менеджеров немало глубоко
несчастных и неудавшихся личностей. Этого не видно снаружи, но самый
простой сеанс психоанализа выявит залеченные фобии и комплексы. В компании
будут психолог, психотерапевт и другие люди релевантных специальностей.
СФ: Кого вы уже видите своими пациентами?
СА: Среди будущих пациентов будет много женщин 25—35 лет. Возьмем
физиологически усредненную женщину. От рождения до 20 лет она культурно
образовывается и готовится стать матерью. А с 20 лет общественные
институты начинают на каждом шагу твердить, что она должна делать карьеру.
Последующие годы уходят на преодоление ступенек от джуниор брэнд-менеджера
до директора по маркетингу. А потом хочется простых семейных радостей, но
кажется, что поздно. Мы будем учить ее шить и пеленать — напоминать о том,
что есть в генетической памяти.
СФ: Но многим ведь удается сочетать карьеру и семью.
СА: Я знаю, к чему приводят эти сочетания. Я часто вижу у бройлерных
менеджеров два телефона, связанные резинкой. Они говорят: «У меня звонок,
повиси немножко!" — и переворачивают телефон. Никакого общения — просто
два одиноких человека на разных концах провода...
А как у вас? Как поживает ваш большой универсальный разъем?
От 2500 до 4000 человек в возрасте до 30-35, образование высшее и
незаконченное высшее, работают в коммерческих
организациях специалистами, менеджерами, инженерами, руководителями
подразделений, ведущими специалистами, младшими управляющими, имеют доступ
к интернет он-лайн на рабочем месте и сидят в
в нем с не вылезая...
Тысячи человек в одиночестве по разные стороны
мониторов...
Даже если ещё не знаете, будете участвовать или нет, вы можете
помочь в решении многих вопросов. Например, какой бы дизайн страниц
подошел для проведения броской интернет акции? Яркий, кислотный или
строгий, стильный? Какие интернет персоны или компании было бы интересно
увидеть в качестве спонсоров или участников акции. И многое другое...
Примените для себя то, что вы применяете для дяди и это не пройдет даром.
Разъем начнет меняться.
Помните, что действо нужно сделать громким и известным. Создать событие
в сети. Чтобы о нем говорили и писали.Если мы
сумеем сделать это один раз, то кто что помешает повторять ещё и ещё?
итак, готовим флэш моб наоборот
Кстати, пора вплотную заняться спонсорами - нужен премиальный фонд для
самых активных и креативных. А так же начинать проявлять активность и
креативность.
"Инт моб" состоится, когда наберется 100 участников.