Флэш моб в переводе означает «мгновенная толпа».
«Классический» Флэш моб (если к такому недавно родившемуся явлению
применимо обозначение «классика») – это мгновенное появление в
определенном месте n-ного количества людей, которые действуют по
определенному сценарию, т.е. выполняют некий порядок действий, причем люди
не знакомы друг с другом, а сценарий не имеет конкретной цели.
В процессе развития понятие «Флэш моб» стало более
широким. В разных странах явление приобрело разный национальный колорит,
используются различные способы оповещения, акции носят либо исключительно
развлекательный характер, либо имеют особые черты: художественность,
социальность и т.д. Понятие «Флэш моб» размывается также благодаря
интересу со стороны СМИ, политических сил и производителей рекламы – любую
акцию с использованием большого количества людей и ярким действием стало
модно именовать «Флэш мобом». Вряд ли сейчас кто-то сможет точно
сформулировать, что же сейчас есть настоящий Флэш моб.
Валерия Важнова в "Московской правде" пишет, что
"...Официально объявлено о смерти флешмоба. В Москве прошла последняя
подобная акция, называвшаяся "Smile:)"
Flash mob. "Мгновенная толпа". Странные люди, появляющиеся ниоткуда,
синхронно выполняют "задание" и мгновенно исчезают, оставляя в недоумении
"кузьмичей" - обывателей. Начало этому движению в июне 2003 года положили
жители Манхэттена.
Группа численностью около 150 человек тогда ввалилась в мебельный магазин
и потребовала у изумленных продавцов "коврик любви" стоимостью $10000 для
своей "загородной коммуны".
Позже флешмоб-мания захватила мир. В Берлине мобберы пили шампанское "за
Наташу" около американского посольства. В Денвере кричали "Пинг-понг!" в
огромном торговом центре. В Токио по улице шествовала добрая сотня агентов
Смитов из "Матрицы". А в России...
Рождение российского флешмоба произошло в августе 2003 года. Одна из
первых акций называлась "Где моя черепашка?" В течение пяти минут мобберы
искали якобы потерянное пресмыкающееся, светя фонариками себе под ноги. И
ничего бы в этом удивительного не было, если бы дело не происходило... в
светлое время суток!
Также мобберы Москвы и Санкт-Петербурга встречали на вокзале некую Таню
Лаврухину из общества анонимных алкоголиков. А в это время в Одессе
печальные люди в траурных костюмах возлагали цветы к изображению Рональда
Макдональда...
Но подлинной датой рождения флешмоба в России считается 15 августа. В тот
день посетители ГУМа с удивлением наблюдали, как внезапно собравшаяся
толпа аплодирует у фонтана.
Правила этого движения просты. В час Х в месте проведения акции собираются
люди, предварительно договорившись о встрече с помощью sms или Интернета.
В идеале они не знакомы друг с другом и общаться им запрещено. Эти люди
быстро (по времени акция занимает 5 - 10 минут) выполняют задание и
расходятся. Задания эти обсуждаются и совершенствуются в Интернете, а
информация о точном времени и месте проведения акции заранее не
разглашается. Флешмобберы получают ее за день, а то и за несколько часов
до проведения.
Официально организатора у флешмоба нет, сценарии акций может предлагать
любой желающий. Достаточно просто зарегистрироваться на определенной
веб-странице и выложить свою идею в Интернет. Дальнейшая судьба сценария
будет зависеть от всеобщего голосования. Но на самом деле администрация
этих сайтов имеет немалую власть. Поэтому утверждение об отсутствии
организатора весьма спорно. Есть одно условие - акции не должны носить
ярко выраженного политического, социального или рекламного оттенка. Таким
образом мобберы заявили об исключительно развлекательных целях своего
движения. Они просто пытаются уйти от повседневности и рутины, "взломать
матрицу".
Пока социологи ломали головы над этим явлением, а органы защиты
правопорядка проверяли документы у особо подозрительных участников,
флешмоб завоевывал все большую и большую популярность. Он уже разделился
на такие виды как "x-mob" (экспериментальные акции, собирающие небольшое
количество людей - 30 - 50 - и проводимые исключительно силами автора
сценария), "smart-mob" ("умная толпа" - акции, более сложные для
выполнения) и "mob-art" (сценарии, требующие воображения, художественных
способностей и длительной подготовки, репетиции). Из моб-арта
впоследствии, кстати, возник "Театр улиц".
В столице "официальные" (т.е. устроенные администрацией сайта) акции
проходили почти каждые выходные. Да и авторские были не менее часто.
Но если первый год был для флешмоба годом расцвета, то, начиная с осени
2004 года движение пришло в упадок.
Причиной этому послужил резкий всплеск интереса к нему. Благодаря СМИ
флешмоб вошел в моду. Участвовать в акциях стало престижно, а вот
соблюдать правила - нет. Плохо было и то, что акции редко начинались
вовремя, участники часто по ее окончании дружной толпой отправлялись в
ближайшее метро, пугая прохожих, а некоторые люди, которые даже и не
пытались следовать правилам, смеялись или, чего доброго, громко заявляли:
"Да, это флешмоб!" И зевак акции собирали все больше и больше... Поэтому
из необычного таинства флешмоб, теряя свое очарование, постепенно
превратился в балаган.
Теперь движение это почти полностью себя изжило. По крайней мере в Москве.
И крайне разумным было решение распрощаться с ним, пока оно полностью еще
не опозорено.
Таким прощанием и стала акция "Smile:)", прошедшая на Новом Арбате.
Информационная рассылка гласила: "Уважаемые господа, сайт
www.fmob.ru
объявляет о приближении своей последней акции. Если вы были завсегдатаем
флэшмоба, придите и улыбнитесь всему, что он позволил вам почувствовать.
Если он на какое-то время раскрасил ваши выходные, придите и улыбнитесь
этим краскам. Если вы были вдохновлены идеей, придите и улыбнитесь красоте
мечты".
Флешмобберы с грустными лицами несли "смайлы" - изображения улыбок. Они
были везде - на куртках, футболках, шапках, плакатиках или воздушных
шарах. Они стояли или прогуливались, показывая смайлы друг другу или
прохожим. Но постепенно их лица светлели, они начинали улыбаться - сначала
робко, потом шире, веселее... Через семь минут, готовые рассмеяться, они
медленно разбрелись в разные стороны. Все. Закончено. Флешмоб в Москве
приказал долго жить.
Флешмобберы ушли. Но ушли красиво. Мобилизовав все свои силы напоследок. В
первый раз за долгое время проведя действительно безупречную акцию. Нам же
остается надеяться, что следующее общественное увлечение, которое сменит
флешмоб, будет не менее ярким и оригинальным. "
Как водится у журналистов слухи о чьей либо смерти в их изложении
оказываются сильно преувеличенными. Явление не умерло, просто чуть чуть
выросло из памперсов и перестало делать пи-пи когда вздумается.
Так бывает часто: поначалу детская забава быстро превращается в
серьезный бизнес. Бывает и иначе: серьезное дело сначала подается, как
детская забава. Что было в случае со скоротечной модой на флэшмоб
неизвестно. Но какая разница?
Вы наверно уже догадались к чему я клоню?
Организуется
флешмоб наоборот
Куда либо идти и что либо делать "этакое" по командам сценария не
понадобится. Понадобится зарегистрироваться на сайте OnOrg
и иметь периодический (5-10 минут) доступ к интернет в течение дня. И
ночи, кто захочет.
Акция продлится не более суток.
Получится социальное исследование, прикол в стиле постиндастриз, микро
тренинг по таймменджменту (системе управления личным временем), опыт в
области постиндустриальных технологий.
Подробнее в одном из следующих выпусков.
"Инт моб" состоится, когда наберется 100 участников. Вся информация по
подготовке, вопросы - ответы и список участников на странице IntMob