Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Создание и максимальное развитие своего бизнеса


Информационный Канал Subscribe.Ru


ШКОЛА СВОЕГО ДЕЛА
Юрия МОРОЗА
Школа Своего Дела
www.moroz.onego.ru
www.shsd.ru
www.virtus.ru
www.allbis.net
www.perm-delo.narod.ru
www.rostov-job.narod.ru
www.allianceesm.com
www.anastasia.ru
www.almaty-delo.narod.ru
www.pksd.narod.ru

"Стерео", как первое приближение к "голографии". :) 


В этом мире ничто не происходит мгновенно.
Люди— рабы своих привычек; им нужно дать время,
и они докажут, что любое благо заменимо.
                                                                           Пол Хейне.


Здравствуйте, дорогие мои!
Чающие свершения неизбывной мечты о создании и максимальном развитии. :)
Что, не цепляют азы экономические? :) А зря. Ей Богу, зря.

Итак, сегодняшний выпуск посвящен разбору одного письма. И начинается оно с очень важного вопроса - ЗАЧЕМ?  

Версию автора курса можно посмотреть здесь в конце  рассылки. А от себя добавлю еще.
Человек многогранен и так-же многосторонни его интересы. И чем он более разносторонне развит, тем с большим интересом, вниманием и пониманием он смотрит на окружающий его мир. Он видит более полную и точную картину! Возможность рассмотреть предмет с разных точек зрения дает нам представление об объеме. Одна точка дает плоскую картинку. Что дает нам более точная картинка? Возможность видеть новое, возможность действовать более точно!

Я в рассылке уже предложил и показал одну точку зрения (мечта, образность), теперь хочу расказать о другой (экономика, расчет).  Но тут есть одна закавырка. :) Эти точки зрения должны быть взаимосвязаны. Взгляд должен быть, как через стерео-очки. Одним глазом мы видим свою мечту, свою затею с образной, эмоциональной, иррациональной стороны, а другим просчитываем варианты.:) В итоге мы видим живую цель. Видим объем объем. 
Кто хочет ходить одноглазым циклопом? :)
Есть еще - интуиция, дух ... Возможно доберемся и до них. На пути к голографии. :)

Ну, а сейчас, мой приятель и можно сказать партнер - Александр.
Мы переписываемся. Но тут он попал под паровоз. :) 
Будем разбирать по косточкам, т.к. остальные отмалчиваются, а здесь - живой пример. :) Думаю, он не обидится. Обижаются только те, кто сморозив глупость, даже сами себе не признаются, что это на самом деле глупость. Чего бы вдруг? Если человек думающий, то просто посмеется. Да, мол, и на старуху бывает проруха.  
Я думаю, что основная причина обилия непонимания и небрежности в аргументах состоит в том, что неинтересно. Это яркий пример недостатка читательской энергии. Минус мне - нужно зажигать. :) На ус читателям - если не заинтересовали - прочтут по диагонали, а поймут хорошо если 10 часть. И так-же, по отсутствию интереса, приведут контраргументы, над которыми и минуты не думали. Вобщем, я считаю, что Александр, если бы был заинтересован, привел бы более убедительные аргументы. Но у нас есть то, что есть и это даже хорошо!

Почему? Да потому, что когда мы не заинтересованны подумать, первое что приходит в голову - самые общераспространенные и грубообобщительные шаблоны. Из серии это ясно каждому. Хотя, если поразмыслить непредвзято хоть минут тридцать, то "каждому станет ясно" :), что на самом деле, это самые огульные обобщения и заблуждения и что здесь верно только одно, они очень распространенные.:)
(На эту тему тоже есть неплохой абзац в выпуске на который я ссылался выше :))

Привет, Виктор.
Вот, прочел сегодняшний выпуск рассылки. И опять то же самое: зачем?
Все эти графики, "средневзвешенные спроса" и "инзменение цен в связи с ситуацией ХХХ"... Они нужны для академических знаний, которые, в свою очередь сильно забархливают голову. Ну на кой нужен график точки равновесия, когда не можем элементарно определить: будут покупать или не будут!

График - наглядность. Я терпеть ненавижу пялиться в таблицу в которой несколько десятков строк и десяток столбцов. Откройте эксель введите какой ни будь график в табличном виде. И попытайтесь представить, что это - линия, наклонная линия, экспонента или вообще, как говаривал Борис Николаевич "вот такая вот загогулина". А тенденцию прикинуть? Хоть с той-же динамикой изменений величины спроса.
Да, в принципе и без графиков ясно, что при повышении цены купят меньше. А если есть определенные уровни цен при которых спрос ведет себя не одинаково? Ну, допустим, до1000 денежек спрос формируется одной категорией потребителей, до 2000 - другой, после 5000 третья категория граждан является определяющей. График получится не в виде ровной наклонной, а ломанной линией с явственным изменением наклона в точках 1000, 2000, 5000. А разный наклон - значит люди по разному реагируют на изменение цены. Допустим, после 5000 ценой можно варьировать в пределах плюс-минус 1000, без явственных потерь в продажах, а на участке, отражающем другую ценовую группу можно менять цену уже только в пределах 100. Какой титан мысли сможет сделать подобные умозаключения о перспективах ценовой политики, перебирая стопку отчетов о продажах за два-три месяца? 
Здесь можно возразить, что мол цены обычно уже сложились и чего лоб морщить и так все ясно. Я скажу так - ясно одно, когда все ясно это верный признак, что ничего не ясно. :) Если покопаться, то можно утверждать наверняка, что все находки в бизнесе, в науке, да в любом деле рождались когда люди проявляли любопытство там, где всем все было ясно. :)  

Ровно год назад учился я (точнее думал, что повышу квалификацию). Среди прочих предметов были начала экономики и маркетинга. Такую академическую ерунду в голову забивали, аж жуть. а всего-то требовалось объяснить слушателям: что надо сделать, чтобы продать побольше.

Объяснить, "что надо сделать, чтобы продать побольше..." ? Легко! :)
Путь первый - нанять товарищей маркетологов, специалистов по рекламе, по сбыту, логистиков, можно и академических экономистов привлечь. :) Правда, если не знать начал экономики и маркетинга, как с ними общаться? Как разобраться в том, что они вам предложат? Как в том анекдоте?
Всплывает советская подлодка рядом с американским танкером.
Вылазит на мостик наш капитан и орет:
"Как дойти до Мурманска?"
Ну, ему отвечают:
"Курс норд-норд-вест, 40 румбов ..." и т.п.
А он:
"Да ты че пургу несешь! Ты пальцем покажи!"

Как принять решение по предлагаемым действиям, если совершенно не знаешь исходя из каких соображений и опираясь на какие положения они составлялись? Придется принять на веру и надеяться, что люди знали свое дело, раз с таким умным видом предлагают. :)

Второй путь - работать своей головой, внимательно озираться по сторонам и думать, думать, думать. Но чтобы думать, нужно иметь хоть какую-то отправную точку. Даже неправильную. :) Имея хоть какую-то, можно выйти на правильную, не имея ни какой - твердить как мантру "продать побольше, продать побольше". :) С чего-то все равно нужно начинать. Ну ведь правильно профессор пишет :
"Невозможно открыть, доказать или хотя бы заподозрить наличие причинной связи, не держа в уме какую-нибудь теорию. Фактически наши наблюдения о мире насквозь пропитаны теорией, благодаря чему мы только и бываем способны улавливать смысл в обрушивающейся на нас какофонии звуков и красок. В действительности лишь малую толику наших «знаний» мы черпаем из «наблюдений, да и то урывками: что-то подглядим здесь о чем-то догадаемся там. Все же остальное заполняют известные нам теории: большие или малые, туманные или четкие, хорошо проверенные или недоказанные, обшеприложимые или специальные, тщательно обоснованные или едва-едва признаваемые.."

Хороший план сегодня, лучше безупречного завтра. И никакой теории - означает плохую теорию. :)

А то, "при изменении кривой спроса, потребительские (а что это такое?) цены также изменяются и приводят элластичную (еклмн) спроса в состояние равновесия". а при каких условиях спрос изменится (лето, зима, насыщение, потребитель "вырос" из этого товара и пр. и пр.) и как надо себя вести ни мои преподы, ни ты в рассылке (пример с водой) ничего конкретного не сказали....

Не знаю, что там за мудрецы вам повышали квалификацию, но скажу одно: книгу профессора Хейне, я как раз и выбрал потому, что он очень просто и доходчиво объясняет именно основы экономического анализа, такими замысловатыми фразами не бросается и в дебри не лезет. И почему это ты обвиняешь нас с профессором :) в том, что мы не написали при каких условиях изменится спрос? Вот например:

" Для того, чтобы вырос спрос, должно произойти что-то такое, в результате чего люди захотели бы покупать больше воды, чем раньше, при каждой цене. Например, засуха может побудить людей чаще поливать свои газоны. Рост населения в данной области также, скорее всего, приведет к увеличению спроса, т.е. к сдвигу всей кривой вправо вверх. Успешная кампания за экономию воды сократит спрос, вызвав перемещение кривой или перечня влево вниз, что будет отражать то обстоятельство, что при неизменных ценах люди захотят покупать меньше воды, чем раньше."

Или вот:

"Спрос на любое благо определяется комбинацией биологических реалий, общественных отношений, психологических факторов и широкого набора экономических переменных, таких как доход и цена, качество и наличие заменителей. Все эти силы совместно создают спрос на любое конкретное благо, т.е. создают связь между денежной ценой и объемом покупок."

Ну добавлю от себя - спрос это отображение ситуации на рынке. Изменится ситуация - изменится спрос.

А как вести себя при изменении спроса? Хм... Учитывать и реагировать. Еще лучше предвидеть. :) И предусмотрительно прикидывать варианты. :) К воде и засухе мы еще вернемся, но тут ведь проблема не в конкретных указаниях, что делать. В учебниках математики и физики не написано, как строить атомный реактор, или что делать при изменении скорости движения поезда. Так и здесь. Что бы знать, что делать в конкретной ситуации, нужно знать, почему она возникла, что влияет на ее развитие, что вообще происходит в конце концов. Иначе получается - случилась засуха. Цены на воду выросли. И что?

Вот в своей рассылке приводишь: Спрос на велосипеды не будет изменяться ели цена не будет изменяться (при прочих равных условиях, среди которых - лето вечное, доход одинаковый и модели великов одинаковые) Так вот. Если рынок насытиться этими великами (по одному на каждого), то даже если по 1 рублю продавать будешь, все равно никто не купит - уже есть. Вот и нулевой спрос по символической цене. Это, конечно, утрированный пример, но это так.

Не-е-е, было так:
"
единственное изменение, которое не приведет к изменению спроса на велосипеды,— это изменение цены, велосипедов". Именно это и подтверждает данный пример! Если какой-то сумасшедший производитель наклепал сотню другую миллионов велосипедов и обрушил рынок - так это именно то событие, что может повлиять на спрос и изменить его! Произошло изменение ситуации. Но именно это событие, это глобальное изменение ситуации на рынке, а не изменение цен продавцом повлияет на спрос.

Кстати, этот пример просто кладезь для извлечения "информации к размышлению". :) Давайте нальем себе коньячку, турочку кофею приготовим, подбросим дровишек в камин и сядем в удобное кресло. В круг света от настольной лампы высыпем коробок спичек. Представим вумный профиль товарища Тихонова, то биш подполковника Исаева и задумаемся о поведении этого "жирного борова" рейхсмаршала Геринга. :)

Можно например задаться таким вопросом, а не ужели ни кто не купит велики по рублю за штуку? 25 - 30 кило отличного металла и всего по рублю? А не сметут ли дня эдак за три? А если опять вывалить на рынок 100 000 000 х 25 кило железа? Хм... А как быстро такой производитель велосипедов вылетит в трубу?

Ну ладно, открыли рог изобилия из которого велосипеды сыплются, или строгий закон объявили, что продажа велосипедов только физическим лицам по 1-ой штуке в одни руки. Неужель брать не будут? Вот пошел товарищ прогуляться по городу, идет мимо магазина "вело-мото" и тут идея, а почему бы не прокатиться? Возвращаться домой? Зачем? Мелочь в карманах гремит - зашел, купил, поехал. А вот царапина на велике у другого гражданина ( или гражданки) и что? Я и на поцарапаном велосипеде? Когда в любом магазине за рупь новенький, сиденье еще поскрипывает нетронутой обшивкой? И вообще, зачем хранить дома, в гараже или еще каких подсобных помещениях это чудо транспорта? Да стаканчик одноразовый пластиковый рупь стоит! Надо будет куплю, покатаюсь и выброшу. И т.д. :)

Тоесть спрос будет в любом случае. Благо, оно и есть благо, потому что оно ограничено к потреблению. Воздух ведь ни кто благом не считает, пока его в бочку с водой головой не окунут и не подержат там минуточку. :) Ну так вот, а коли есть спрос (взаимосвязь цен и количества) значит можно смело утверждать, что при цене 10 рублей великов купят уже меньше. :) А поднимая цену дальше можно найти оптимальное количество великов, которое нужно произвести или оптимальную цену великов, при которой производитель получит максимальную выгоду, а велики купят именно те, кому они на самом деле нужны.

Кстати, посмотрев на график, вы легко можете найти эту оптимальную точку. В ней площадь прямоугольника, образованная осями и перпендикулярами от них, идущих к этой точке на линии спроса макимальна и равна Цене помноженной на Количество. Но тут есть один маленький хитрость. :) Но об этом в другой раз, если будет интересно. :)
А пока, не поленитесь, начертите график хоть того-же спроса на воду, переименуйте воду в велосипеды, цены в рубли и посмотрите, какова будет ВЕЛИЧИНА спроса, при цене в 1 рубль. Потом можете изобразить обвал рынка велосипедов - начертите точно такую же линию, но смещенную влево и вниз. Вот это и будет изменение СПРОСА! Ситуации! Можете пошукать на этих графиках и оптимальную цену или, что одно и тоже - оптимальный объем продаж или, что опять таки одно и тоже - оптимальный объем выпуска продукции. Ведь в реальном мире вряд ли найдется производитель велосипедов, который будет гнать вал не смотря на то, что он гонит его уже себе в убыток! Наглядный пример куда ведут такие закидоны - наше недавнее советское прошлое.

Та же вода. Лана, пусть при цене 74 купят 9 млрд.галлонов, а при цене в 28 купят 29 млрд. галлонов. Но ведь нет дальнейшей детальной расшифровки: Есть вода, т.н., элитная, а есть ширпотреб. поэтому у одинаковой воды не может быть такой разброс цен. Этот расчет ни к чему не ведет. нет предпосылок, голые цифры!

А причем здесь "элитная" и "ширпотреб"? Есть свой спрос на элитную, есть свой на ширпотреб, есть на водопроводную, есть на отопительную, есть свой на используемую в промышленности, эти "свои" спросы формируют общий спрос на воду. Ориентировочные графики можно построить, если, например, провести маркетинговое исследование по каждому виду воды. Пройтись по продавцам, узнать сколько продается и по какой цене, пройтись по потребителям, узнать, сколько бы они закупали воды при такой цене, при сякой. Это не расчет - это данные о ситуации на рынке воды! Какие еще нужны предпосылки? Можно эти данные и рассчитать по каким либо косвенным признакам, например по количеству жителей, заводов и фабрик, протяженности коммуникаций, но разговор не о том! Разговор о том, что есть такое фундаментальное понятие - спрос, есть понятие величина спроса, есть закономерность в соотношении величины спроса и цены. Все!

Далее, если мы всетаки решили затронуть вопрос о ценах, то опять таки причем здесь "детальная расшифровка"?
У любого товара в принципе может быть любой разброс цен! Цены назначают и соглашаются с ними ЛЮДИ! Сравнивая свои ОЖИДАЕМЫЕ ЗАТРАТЫ и ОЖИДАЕМЫЕ ВЫГОДЫ. И люди в принципе могут устанавливать и соглашаться на цену от минус бесконечности до плюс бесконечности! Если это моя вода, то что может мне помешать назначить отрицательную цену на нее? Может я хочу приплачивать тем, кто ее у меня покупает? Помешать мне может лишь то, что этот ресурс, как и всякий - ограничен. И если я по каким-то соображениям продаю воду по отрицательной цене, то должен быть ресурс, который мне позволит компенсировать эти потери.

Другое дело, что в любом конкретном городе есть сложившаяся ситуация с предложением и потреблением воды - СПРОС. И складывается он в процессе согласования частных интересов поставщиков и потребителей путем голосования кошельком и ногами ( если какому-то заводику по производству лимонада из водопроводной воды и сахара дешевле перевести производство в соседний город, чем платить за воду по сложившимся ценам в этом ). И естественно, что преследуя свои сугубо частные интересы и поставщики и потребители выходят постепенно на оптимальную цену воды и оптимальный объем ее потребления и что разброс цен колеблется в небольших пределах около этой установившейся оптимальной цены.

А вот если бы было бы преподнесено так:
сейчас покупают по цене 50 за 1000галлонов. но будет засуха, и у вас старые производственные мощности, которые нагружены на 99% и цена в засуху поднимется на 40%, а спрос увеличится на 80% (прочие условия, здесь не указанные, как то мощность рекламы, условия распространения и пр., равные и неизменные).

Если Вы будете производить в засуху на этом же оборудовании, то у вас будет +40% дополнительного навара.
Но если вы продадите старье (за 25% цены нового) и купите новое - 50000 уе оборудование, которое способно производить в 2 раза больше, то вы загрузите свое новое оборудование на 80%, Но навар за эту же засуху будет уже 224%. за минусом цены нового оборудования вы можете выиграть от операции - минус 60% капитала.

Итого: если засуха продолжительна, то у вас есть шанс выиграть операцию, если короткая, то нужно искать оборудование дешевле (или б/у, но с такими же характеристиками) или удовлетвориться сбором от засухи.
Пример немного утрирован, но именно такой подход работает.

Здесь Александр продемонстрировал отличную "экранизацию" сцены из Мольера, когда почтенный господин только на пятом десятке своих лет узнал, что всю жизнь он разговаривал "прозой". :) Ну, я то понимаю, что человек с десяток лет работавший и бухгалтером, и коммерческим директором, и бизнесом занимавшийся, может с успехом ориентироваться в ситуации и не зная, что в основе успешных решений лежат фундаментальные экономические понятия хорошо известные и изученные вот уже несколько десятков, а то и сотен лет. :) Но чтобы сделать подобную прикидку по конкретной ситуации( ведь Александр берет относительно конкретную и частную ситуацию) нужно знать, что лежит в основе. Желательно на собственном опыте. Но в любом случае подобные умозаключения можно делать только "держа в уме какую-нибудь теорию. " :) Ну, в исполнении Александра эта теория изложена словами "навар", "капитал". :) Но!

Что-то в этом примере не то. :) А именно - я лично не понимаю причинно-следственной связи в этих событиях!
Во первых, здесь явно произошла описанная в случае с передовицей в "Уолл-стрит джорнел" подмена понятий спрос и величина спроса. Если спрос на воду возрос в результате засухи на 80%, то все цены на воду тоже увеличатся на 80%! И ни как не иначе.

Давайте уж тогда, как Василий Иваныч с Петькой. Горшок картошки на стол - брым и разбираем тактику и стратегию боев за водные ресурсы. :) Итак, город, улица, фонарь... :) В городе один завод, потребляющий на свои нужды 5 млрд. галлонов в год, жители, потребляющие на свои нужды 1 млрд., сельхоз производитель, потребляющий 7 млрд. галонов воды в год и поставщик воды, который может поставить максимум 30 млрд. галонов воды в год. Эти категории потребителей, а так-же река, водозаборы, очистные, погода и прочие факторы формируют спрос на воду. Такой, как приведен в первой таблице. Ко всеобщему удовольствию интересы потребителей и поставщика удовлетворяются при цене в 50 центов.

И вот случилась засуха. Смотрим на завод. Ему по технологии нужно 5 млрд. в любую погоду. Население. Допустим захочет почаще поливать газоны, мыться, воды больше пить и т.п. Потребность допустим возросла в двое. 100% - 2 млрд. Сельхоз производителю еще нужнее поливать и орошать свои угодья. Все сохнет на корню, урожай может погибнуть, убытки.... Пусть тоже потребность возросла на 100% - 14 млрд. Итак, потребность возросла до 21 млрд. галонов в год! А все были довольны при 15 миллиардах по 50-ти центов! Ситуация изменилась. Теперь, что бы все были довольны нужно 21 млрд. галлонов воды по... А вот тут начинается очередной тур голосования кошельками и ногами. :) Поставщик ведь захочет воспользоваться новой ситуацией и тоже получить свою долю "удовольствия".:) В старой ситуации, по старой кривой спроса такое количество воды захотели бы купить по 30 центов. Но взаимовыгодность предложения и потребления достигалась при 15 млрд и 50 центах. Значит и в новых условиях, поставщику еще более не выгодно сбрасывать цену, хотя потребители с удовольствием бы согласились брать больше, но подешевле. Уж нашли бы куда лишнюю воду разбазарить. :) Но сейчас лишней воды нет, а по 50 центов есть только 15 млрд., а нужно 21. :) Вот и начнется торговля. :) Ну, горожан особо слушать не будут. Хотя может там выборы на носу, а они начнут митинги устраивать. Завод будет домогаться до поставщика, ты мне мол отпуск воды то не уменьшай, оплату гарантирую. А с другой стороны колхоз наседать будет - продовольственная безопасность населения в опастности. :) Кто-то ужмется, например жители решат хрен с ними с газонами, цена кусается ограничимся 1,2 млрд. -ми, кто-то не сможет поступиться "принципами" сразу, куда дется заводу - у него технология. В итоге сойдутся где ни будь на 55 центах. Вот спрос и повысился. :) Но не потому, что цена повысилась, а потому что ситуация изменилась! До засухи по  55 центов потребители захотели бы купить только 12 млрд. галлонов, а 21 млрд. галлонов воды приобрели бы только по 30 центов, а теперь готовы заплатить по 55, лишь бы была вода в нужных объемах. А вот в процессе этих пертурбаций хозяин завода вполне может задуматься о переходе на водосберегающую технологию. И тогда начнет прикидывать сколько он потеряет на повышенной цене воды, а сколько сможет выиграть за счет продажи старого оборудования и покупки нового. А сельхоз производитель тоже репу почешет, а может на какие ни будь устойчивые к засухе сорта перейти, что бы не попасть в следующий раз. Если район богат на засухи. А когда завод перевооружится, колхоз переориентируется, народ газоны забросит и засуха кончится ситуация снова кардинально поменяется - потребность в воде резко уменьшится по любой цене, которую попытается назначить поставщик! Причем часть этой потребности уменьшится вне зависимости от засухи! Спрос пойдет вниз. Поставщик обнаружит или спрогнозирует, что воды станут покупать 10 млрд. галонов в год, а что бы его прибыль оставалась на том-же уровне (21х0,50 = 1,25 млн. $) ему нужно загнать эти 10 млрд. галонов по 1,25 $ вместо 55 центов. А кто ж ему столько заплатит? :) При таком грабеже завод вообще переедет, а жители с колхозом революцию устроят. :) Опять начнутся торги и переговоры и установится новое соотношение цен и количества галлонов.

Вот, что такое спрос. А то, что предложил рассмотреть Александр больше похоже на сценарий, как пробить закупки нового оборудования под шумок ажиотажа вокруг повышения цен на воду и грозящей катастрофы. Ведь если прикинуть все варианты, то вполне может оказаться, что выгоднее вообще завод перенести в другой город полностью. Здесь продать все, а на новом месте поставить уже новое оборудование. И ни тебе засухи и воды меньше потребляет.

Я не задолбал? :) А что делать? :)

На этом я пока закончу. Потому что следующая часть письма требует дать определение эластичности и видимо такого же по объему разговора о ней.

Ну, Александр дал стране угля - на два выпуска разборок хватит. :) За что ему отдельное и огромное спасибо! Без дураков!

Подставьте свои цифры и вы увидите решение такой задачи. Кстати, это типичная задача, которую нужно решить, в отличии от элластичности спроса и точки равновесия, которая, в частности, в Узбекистане НЕ РАБОТАЕТ.

Кто из участников рассылки сделал бизнес (получил навар) от определения элластичности спроса на конкретный товар, во сколько денег и времени это обошлось и какой метод был использован при расчете элластичности спроса? С новым товаром это практически невозможно! Вспомните, как SONY сделал плеер и какую ему судьбу пророчили, и что из этого получилось.

Если кто сделал такое исследование, то прошу предоставить конкретные цифры и не прятаться за тем, что это, де "даст преимущество конкуренатм, конфеденциально и прочее.." Все это бред. СНГ по прежнему необъятная территория, места всем хватит. Вы же не "Газпром", чтоб секретиться от всех европейских конкурентах

Чаще решается так: есть товар, пробные продажи показали, что спрос есть (из-за новизны), оцениваются конкуренты, их возможности, доступ к этой "кормушке" других, и запускается. Пока буду измерять элластичность (кстати, дорогое удовольствие) на новый товар, уже другие будут продавать и собирать "урожай".

А та подача материала, которая есть в рассылке ни к чему не обязывает. ее читать неинтересно, мне лично. Читал и ничего не понял: зачем столько нагромождений на то, что можно сделать за пару слов. Изменить психологию? не выйдет! только голова будет забита "академикой", которая оторвана от реалий.

Рассылку читал с интересом, пока в ней были простые для понимания слова и мысли, не отягощенные "теоретической базой начал макроэкономики в применении на уровне микроэкономики с использованием среднестатистических величин рыночных преобразований" Так можно получить среднестатистическое и идеальное (с точки зрения теории) дело. Но если так будут строиться бизнесы, то мало будет успешных, а будут ли они через год, по статистике таких 95% ( по разным причинам, но в том числе и таким "академическим". а после 30 сентября чегой то на "университеты" потянуло в рассылке - неинтересно (мне лично), но если остальным интересно, то продолжай, глядишь и мега бизнес построят. Серьезно.


Александр
kofe_milk

Ну и для тех, кому не надоело читать про воду:

Кто нуждается в воде?

И в помыслаx, и в своих поступках люди остаются рабами своих привычек. Этим, наверное, объясняется, почему многим так трудно осознать важность альтернативных «решений и оценить значение закона спроса.

Прекрасным примером может служить вода.

В середине шестидесятых годов Нью-Йорк впервые столкнулся с серьезной нехваткой воды. За несколько менее дождливых, чем обычно, лет запасы воды истощились, и все очень опасались, что летом Нью-Йорк останется без воды, если резко не сократить ее потребление. Несколько храбрецов предложили установить дополнительные счетчики расхода воды и поднять на нее цену. К предложению не отнеслись серьезно, ибо, как известно, вода есть предмет первой необходимости. «Люди не станут терпеть жажду только из-за того, что цена воды чуть-чуть или даже значительно повысится», — говорили критики. И в Нью-Йорке началась массированная воспитательная кампания с угрозами силой закона принудить граждан к более умеренному расходу воды.

Поливка газонов и мытье машин были преданы осуждению. Ресторанам велели не подавать посетителям воды к еде, если только они не попросят об этом специально. Выключили украшающие город фонтаны — чисто символический жест, т.к. вода в фонтане используется многократно. К гражданам обратились с просьбой не охлаждать пиво под струей воды. К числу наиболее забавных эпизодов этой кампании можно отнести рекламу одного сорта шотландского виски, призывавшую пить виски с водой. Слова «с водой» были зачеркнуты, и над ними написали «с содовой», дополнительно напоминая о необходимости экономить воду путем употребления содовой. Дефицит воды был преодолен: но не из-за этих малозначительных мероприятий, а потому что благодаря вмешательству сил природы кончилась засуха. В ожидании следующей засухи жители Нью-Йорка вернулись к своим старым привычкам. Засуха вернулась в 1980 г., и в январе 1981 г. мэр Нью-Йорка, предупредив, что, если жители не будут экономить воду, «возникнут большие неприятности», подписал закон, устанавливающий штраф в размере до 1000 долл. за «разбазаривание воды». К счастью, вскоре начались дожди, и у жителей Нью-Йорка сохранилось опасное заблуждение, что кризисы с водой создаются силами природы, а не людьми.

Нет лучшего способа превратить засуху в бедствие, чем считать, что вода является предметом первой необходимости . На самом деле у воды множество заменителей. Это становится совершенно очевидным, как только мы отказываемся от привычного представления, будто воду только пьют.

Вот лишь некоторые способы экономить воду в Нью-Йорке: грязные автомобили, засохшие газоны, холодильники большого размера (где можно хранить пиво, которое в противном случае пришлось бы охлаждать под струей холодной воды), а также множество мелких неудобств. Весь фокус в том, как убедить людей обратиться к этим мерам. Например, вызвать сантехника для починки подтекающего крана вместо того, чтобы продолжать расходовать впустую 50 галлонов воды в день. Купить холодильник большего размера. Смириться с грязным автомобилем. Положить кубик льда в стакан, а не охлаждать его содержимое в течение нескольких минут под открытым краном. В случае с промышленными предприятиями, использующими большое количество воды, пожертвовать выгодами расположения в Нью-Йорке ради близости к более обильным источникам воды. Или установить оборудование для повторного использования воды.

Но каким образом лучше всего стимулировать использование заменителей? Воспитательные кампании и призывы могут дать некоторый эффект. Но насколько значительный? Большинство людей оказываются прекрасными рационализаторами, когда затрагиваются их собственные интересы , но до чего же легко отложить вызов сантехника до конца месяца, или до следующего месяца, или еще на месяц, каждый раз, конечно, искренне намереваясь выполнить свой гражданский долг и починить этот подтекающий кран.

А как насчет уголовного наказания за разбазаривание воды? Здесь проблемой оказывается контроль за соблюдением закона. Должна ли полиция организовывать неожиданные проверки, чтобы ловить людей, охлаждающих пиво под краном? Следует ли штрафовать того, кто слишком много раз ополаскивает стакан перед тем, как выпить воды? Что следует считать криминальным разбазариванием?

Существует совершенно иной подход к проблеме. Можно ли каким-то образом объединить усилия практически всех для сознательного поиска и использования способов экономить воду? Можно, если значительно повысить цену на воду. Разве беспечный жилец не позовет сантехника скорее, если подтекающий в течение месяца кран обойдется ему дороже, чем починка? Если вода станет очень дорогой, разве не будут люди легче мириться с грязными автомобилями или, во всяком случае, разве не прекратят они держать кран на шланге открытым все время, пока моют машину? При определенном уровне цены на воду оказывается дешевле купить новый холодильник, чем использовать струю воды для охлаждения. Предприятия, потребляющие воду в больших количествах, переедут в другое место, если там, где они располагались ранее, цена воды будет высокой.

И так далее. Любое благо заменимо. Более высокая денежная цена побудит людей к поиску и использованию заменителей. И чем выше цена, тем больше будет использоваться обходных путей.

Время работает на нас

Если вы человек недоверчивый, вы можете усомниться, не слишком ли много потребуется времени, чтобы эти изменения дали эффект. Это обоснованное сомнение. При изменении цен изменения в объеме покупок всегда будут тем больше, чем больше времени длится приспособление.

При помощи мысленного эксперимента убедитесь в этом сами. Предположим, в течение двадцати лет цена воды составляла 30 центов за 1000 галлонов, и в один миг она повышается до 60 центов. Какие способы экономии воды начнут использоваться сразу! Какие — по прошествии месяца или двух? Какие — в течение следующих десяти лет? Предполагаем, разумеется, что все ожидают сохранения более высокого уровня цены.

Еще лучше пример с бензином. До каких высот должна подняться его цена, чтобы американцы начали сокращать потребление? Не торопитесь с ответом. Обратите прежде внимание на то, что цена поднялась вовсе не так высоко, как об этом сообщают заголовки газет. Значение имеет относительная цена, и существенная часть повышения цены бензина по сравнению с 1972 г. — это просто повышение денежной цены, обусловленное инфляцией. Если бы цены на бензин просто повышались в соответствии с темпом инфляции, то 38 центов за галлон обычного бензина в 1972 г. превратились бы в 96 центов в начале 1985 г. Тем не менее, это хороший вопрос насколько должны повыситься относительные цены, чтобы потребление бензина сократилось на 10%, или на 25%, или даже на 50%? Ясно, что ответ зависит от времени: от того времени, которое дается на приспособление, и от того периода времени, в течение которого ожидается сохранение более высоких цен. При достаточно значительном повышении цен люди будут приобретать автомобили, потребляющие меньше топлива, станут переселяться ближе к месту работы, начнут организовывать автомобильные пулы, но они не станут делать все это сразу. Кроме того, они будут тем дольше откладывать приспособительные решения, чем меньше уверенность в сохранении высокого уровня цен. Если каждое направленное против ОПЕК воинственное заявление видного политика возбуждает надежду на скорый возврат низких цен, то некоторые еще повременят расставаться со своими обожаемыми пожирателями бензина.

Выбирая почти все наши примеры из сферы решений населения, мы, возможно, несколько затемнили тот важный факт, что в роли покупателей выступают и производители. Деловые фирмы также используют воду и бензин, и иногда в таких количествах, что становятся чрезвычайно чувствительны к изменению цен. Забывая о вкладе производителей в спрос на многие блага, вы упустите из виду некоторые самые важные причины, обусловливающие наклон вниз кривых спроса на эти блага. Так, в случае с водой решения о размещении производства часто принимаются исходя из ожидаемой цены на нее, и затем уже эти решения влияют на количество воды, покупаемое в различных географических районах.

Но покупателям требуется время, чтобы найти заменители и начать их использовать. Производителям также требуется время, чтобы придумать заменители, произвести их и привлечь к ним внимание. В результате этого масштабы увеличения или уменьшения покупок очень сильно зависят от длительности приспособления к изменению цен. Иной раз даже довольно значительное увеличение (или уменьшение) цены не приведет — поначалу — к существенному уменьшению (или увеличению) потребления. Иногда из-за этого делают вывод, что цена не влияет на потребление. Весьма ошибочный вывод! В этом мире ничто не происходит мгновенно. Люди— рабы своих привычек; им нужно дать время, и они докажут, что любое благо заменимо.

 

Задавайте вопросы. Спорьте, если не согласны. Пишите.

В следующем выпуске будем разбираться с понятием ЗАТРАТ. Денежных и не очень. :)
Затронем и ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА. :)
С наилучшими пожеланиями,

Виктор Сур

mailto:suriyas@yandex.ru
mailto:shat_vgl@pochtamt.ru
http://www.singularnode.narod.ru "Точка сингулярности"
http://delo3000.km.ru/index.php "Учебный сайт РНР"

Если есть желание обсудить что-то быстро – регистрируйтесь на сайте Виртус и заходите на ветку форума: http://www.virtus.ru/modules.php?op=modload&name=phpBB_14&file=index&action=viewtopic&topic=314
Возвращайтесь посидеть у нашего камелька:
economics.news.super

Юрий МОРОЗ
Последние новости ШСД:
http://www.moroz.onego.ru
На сайте Школы Своего Дела вы можете подписаться на другие наши рассылки:
  1. Рассылка "Новости Школы своего Дела" (economics.school.moroz)
  2. Представитель Школы своего Дела (ШСД) в регионе (job.search.moroz)
  3. МЕНЕДЖМЕНТ? Это очень ПРОСТО (fin.news.moroz)
  4. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ КУРС ШСД (lit.book.news.moroz)
  5. Образ Будущего Анастасии (culture.people.megre)
  6. Альянс ШСД (job.search.2952)
  7. Азбука женской гениальности (home.woman.delo)
  8. Записки Штирлица (economics.school.stirliz)
  9. Верните, люди, Родину свою (culture.people.rodina)
  10. Питерский клуб своего Дела (job.education.sdpiter)
  11. Московский клуб ШСД (economics.school.clubshsdinmos)
  12. Новости Киевского сообщества предпринимателей (economics.news.kievpredpr)
  13. Жизненная стратегия ученика ШСД (psychology.strategy)
  14. 1000% прибыли на рекламе? Это не просто, а ОЧЕНЬ ПРОСТО!!! (ad.konserva2000)
  15. Новости Питерского сообщества предпринимателей (culture.people.pomestue)
  16. Бизнес-афоризмы (economics.school.words)
  17. Лучшие бизнес-истории (economics.school.businessstories)
  18. Свое дело - зачем? Шаг за шагом. (Минский клуб ШСД) (economics.school.minskdelo)
  19. Как правильно строить Своё Дело, с пользой для себя и людей. (economics.school.buildbusiness)
  20. Даешь свое Дело! (culture.people.svoedelo)
  21. Издательский бизнес. Как начать Дело с нуля?!(economics.school.publisher)

RB2 Network RB2 Network

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное