«Хочу кушать, хочу на ручки, смените мокрую пеленку, болит животик», - вот далеко не полный список причин, по которым плачет малыш. Не на последнем месте находится банальный запор, т.е. отсутствие регулярного самостоятельного стула. А ведь известно, что кишечник для младенца - орган очень важный. От того, как он функционирует, зависят здоровье и настроение маленького человека.
Запор или нет? У младенца на грудном вскармливании должно быть столько дефекаций, сколько раз его кормят. Хотя для детей в возрасте до 2-3 месяцев допустимо иметь стул не менее 2 раз в сутки. У «искусственников» до года запором считается отсутствие самостоятельного стула в течение суток. У малышей до 6 месяцев запор - это не только ситуация, когда нет опорожнения кишечника в течение суток, но и появление твердого оформленного кала. Нормальной консистенцией каловых масс
в этом возрасте считается «кашица», то есть неоформленный (но и не жидкий) кал. Если у малыша, которому не исполнилось полугода, кал - в виде «колбаски» или «шариков», - это склонность к запорам. В возрасте от 6 месяцев до 1,5 лет кал может быть как кашицеобразным, так и оформленным.
Вкусное лекарство О пользе соков и пюре для организма маленького ребенка знают все. Разбуди любую маму посреди ночи и спроси, чем важны эти продукты для малышей, все ответят - витаминами и микроэлементами. В тени остается тот факт, что соки и пюре содержат еще массу не менее ценных и полезных для здоровья пищевых веществ. Известно, что любую болезнь легче предупредить, чем лечить. Для профилактики запоров нужно постоянно «подстегивать» работу кишечника. Пищевые волокна, содержащиеся
во фруктах и овощах, - вот самое «мягкое» и, что тоже важно, вкусное решение этой задачи.
Обозвали зря! Особенность пищевых волокон (их еще называют «клетчаткой», «пектином») в том, что они не перевариваются и не усваиваются пищеварительной системой. Поэтому когда-то и получили обидное название «балластные вещества». Сейчас уже доказано, что эти вещества - вовсе не балласт (т.е. «ненужный груз»), а наоборот, необходимы для нормальной работы желудочно-кишечного тракта. В медицинских кругах их все чаще называют «естественные пребиотики» (восстановители микрофлоры)...
Новая канцелярия уже давно закуплена и ждет своего часа. Собирая ребенка первый раз в первый класс, хочется положить в портфель все канцелярские богатства. Не торопитесь. Необходимое содержимое портфеля учитель обычно озвучивает на первом родительском собрании. А ваша задача - научить ребенка правильно собирать портфель
Правило 1: ребенок должен самостоятельно собирать - разбирать портфель. Чтобы хорошо ориентироваться в собственном портфеле, ребенок должен собирать - разбирать его самостоятельно. Иначе, вместо того чтобы слушать учителя, он будет большую часть урока искать в портфеле необходимые вещи. Даже если в портфеле всего одно отделение (хотя в большинстве современных ранцев их как минимум три), ребенку потребуется не менее 10-15 минут, чтобы найти нужную вещь в незнакомых недрах портфеля.
Правило 2: портфель надо собирать ежедневно. Ежедневно в портфеле скапливается множество ненужных бумажек, крошек и всевозможных «ценных», но абсолютно ненужных в школе вещей. Следите, чтобы ребенок ежедневно вынимал из портфеля все содержимое, выкидывал мусор и складывал обратно в портфель только необходимые вещи.
Правило 3: ничего лишнего. Задача родителей - следить, чтобы ребенок не носил с собой лишних тяжестей. По действующим санитарным нормам больше трех килограммов поднимать перво- классникам не рекомендуется. Кроме положенных по программе 2-3 учебников и 2-3 тетрадей, в ранце первоклашки будут обязательно лежать пенал с ручками и карандашами, дневник, счетные палочки, подставка для книг и завтрак. В результате набирается как раз около трех килограммов. Первое время родителям придется
контролировать, что ребенок кладет в портфель, а потом он будет это делать самостоятельно.
Правило 4: гигиенические принадлежности. Даже в платных школах туалетная бумага часто отсутствует, не говоря уж о муниципальных заведениях. Поэтому в портфеле всегда должен лежать небольшой рулончик туалетной бумаги и упаковка влажных салфеток. Если ребенок стесняется доставать в школе туалетную бумагу, положите ее в непрозрачный пакет...
Снижение аппетита - проблема, с которой сталкиваются родители, когда их ребенок идет в детский сад. Чтобы она не переросла во что-то более серьезное, родителям нужно помочь адаптироваться малышу к новым для него условиям жизни
Будет ли малыш есть в детском саду?
Это зависит не только от обслуживающего персонала дошкольного учреждения, но и от родителей. Причин тому, что малыш в первые дни отказывается от еды, может быть несколько: напряженное эмоциональное состояние ребенка, непривычные блюда, неумение есть самостоятельно. Поэтому, готовясь к посещению детского сада, стоит заранее подумать и об этой проблеме.
Как подготовить малыша к питанию?
Для начала нужно приблизить домашний режим питания к тому, что будет в детском саду. В дошкольных учреждениях, как правило, завтрак - в 8.30, обед - в 12.00 (для яслей) и в 12.15 (для детей 4-7 лет), полдник - в 15.15. Ужинают дети дома. Оптимальное время для ужина - 19.00. Перед сном ребенку рекомендуется второй легкий ужин, который может состоять из кефира или молока. Тем не менее, подобный режим не универсальный для детских садов. Поэтому график кормления малыша лучше согласовать с тем детским садом,
в который он будет ходить. Если время кормления ребенка не совпадает с детсадовским, то переходить на новый режим питания нужно постепенно. Дети тяжело отвыкают от сложившегося стереотипа. При резкой смене графика кормления малыш может отказаться от еды; ведь чувство голода наступает в привычные часы, а спустя некоторое время аппетит у ребенка угасает. Лучше всего время кормления сдвигать постепенно на 10-15 минут, и начинать это надо, как минимум, за 2-3 месяца до того, как ребенок пойдет в садик. Сложнее
в детском саду приходится тем детям, родители которых вообще не придерживались никакого распорядка дня. В таком случае режим питания необходимо установить сразу же по поступлению ребенка в дошкольное учреждение. Детсадовского режима питания следует придерживаться до школы.
Не перекармливайте малыша!
В детском саду объем предлагаемых ребенку блюд нормирован. Объем пищи рассчитывается с учетом возраста дошкольника. Так, суточное потребление продуктов в граммах для
детей составляет от 1000 г до 1700 г. Строго соблюдаются и объемы блюд, предлагаемых на каждое кормление. С 1 апреля детские сады ввели новое меню, разработанное Институтом питания, в котором, помимо завтрака, обеда и полдника, должен быть указан рекомендуемый ужин для детей. Нередко мамы, считая, что их ребенок недоедает, дают ему значительно больше пищи, чем может усвоить его желудок. Дома такие дети кушают реже, часто отказываются от еды, поэтому, возможно, в саду они будут испытывать чувство голода.
В течение дня малыш должен получать столько пищи, сколько требуется его организму. Накладывая в тарелку для крохи очередную порцию, учитывайте его возраст. Тогда объем получаемой ребенком пищи в саду и дома не будет сильно отличаться...