Нет ничего более естественного в природе, чем кормление детенышей грудью. Мама и новорожденный инстинктивно понимают, как надо действовать, чтобы выжить. Но иногда всевозможные помехи мешают женщинам наслаждаться процессом кормления. Однако, как известно, безвыходных ситуаций не бывает. Любую помеху можно предотвратить или, если она возникла, решить
Помеха 1: Болезненные соски Практически все молодые мамы в первые дни после родов жалуются на болезненность сосков при кормлении малыша. Это связано с тем, что кожа сосков никогда не испытывала такого интенсивного воздействия. Как правило, болевые ощущения возникают, лишь только ребенок берет грудь. В процессе кормления неприятные ощущения постепенно исчезают, но иногда, наоборот, увеличиваются. Что делать? Еще во время беременности
подготовить соски к кормлению. Для этого после душа растирать их махровым полотенцем (если нет угрозы прерывания беременности). А во время беременности и после родов смазывать соски специальными кремами для подготовки груди к кормлению. Для защиты сосков от подтекающего молока регулярно используйте вкладыши для бюстгальтера с высокой поглощающей способностью. Через 5-7 дней грудного вскармливания болезненность исчезает.
Ошибка 1 Заботливые мамы перед каждым кормлением моют грудь с мылом. Но частое мытье груди приводит к удалению защитного слоя жиров с ареолы (темного пигментного кружка вокруг соска). Кроме того, мыло сушит кожу и вызывает появление трещин. Если вы один раз в день принимаете душ, то этого вполне достаточно. Перед каждым кормлением и после него желательно смазывать сосок и ареолу капелькой грудного молока - оно лучше всего защищает ребенка от микробов.
Помеха 2:
Трещины на сосках Трещины видны невооруженным глазом - они болят и иногда могут кровоточить. Что делать? Трещины на соске возникают, когда ребенок недостаточно широко открывает рот и захватывает только сосок (а не ареолу). Ваша задача «научить» ребенка правильно захватывать грудь...
Мы продолжаем цикл публикаций о нарушениях осанки у детей (см. № 6 за 2006 г.). В этой статье мы расскажем вам о возможных мерах профилактики проблем с позвоночником у детей дошкольного возраста
А начнем разговор с изучения процесса формирования осанки. Точнее, поговорим подробнее о том, как позвоночник принимает ту форму, которая необходима для жизнедеятельности организма в целом. Так, у новорожденного позвоночник имеет форму равномерной дуги. Формирование первого изгиба - шейного лордоза - начинается вскоре после рождения ребенка под влиянием работы мышц, когда малыш пытается поднимать, держать голову. Второй изгиб - грудной кифоз - формируется, когда ребенок садится
и ползает на четвереньках. Позже, когда кроха начинает стоять и ходить, процесс формирования осанки дополняется увеличением угла наклона таза и формированием третьего изгиба - поясничного лордоза - и, начиная с трех-четырех лет, образованием арочной формы костей стопы. В первые годы жизни карапуза полноценное питание, массаж и физкультура необходимы и для здоровья в целом, и для нормального формирования позвоночника. Внимательное отношение к здоровью малыша, регулярные визиты к врачу позволят своевременно
выявить те нарушения опорно-двигательного аппарата, которые могут проявиться уже тогда, когда осанки как таковой еще не существует. Профилактика рахита и плоскостопия, закаливание и другие общеоздоровительные мероприятия - этого на первых порах достаточно для нормального физического развития малыша. Что еще необходимо ребенку - так это с первых недель жизни подружиться с хорошим неврологом. Если малыш относительно здоров, то примерно до трех лет его позвоночник обычно развивается нормально. Проблемы начинаются
с того момента, когда ребенку в первый раз скажут: «Не бегай! Сиди спокойно!» Для того чтобы мышцы развивались, они должны работать. Тогда и функциональные изгибы позвоночника будут формироваться правильно, и мышцы и связки будут достаточно крепкими, чтобы справляться с нагрузками. Здоровый ребенок должен много двигаться. Из-за особенностей детской нервной системы и мышц поддерживать неподвижную позу ему труднее, чем бегать, прыгать, вертеться и скакать. Находиться в положении сидя или стоя, даже несколько минут,
малышу тяжело! Ребенок «обвисает», вертикальная нагрузка переносится с мышц на связки и межпозвонковые диски, и начинается формирование неправильного двигательного стереотипа и плохой осанки. Небольшая, но регулярная физическая нагрузка: плавание, домашние тренажеры, подвижные игры и ежедневная физзарядка - необходимое условие нормального развития опорно-двигательного аппарата маленького человека. В дошкольном возрасте осанка у детей еще неустойчива, она продолжает формироваться и приобретает индивидуальные
особенности. Они определяются множеством факторов: ростом, весом, пропорциями туловища и конечностей, наличием врожденных нарушений опорно-двигательного аппарата, особенностями обмена веществ. На осанку негативно влияют и неполноценное питание, и общее неудовлетворительное состояние здоровья, и загрязнение окружающей среды, и хронические острые заболевания, и даже индивидуальные особенности характера и смены настроения малыша...
Совсем недавно я, скрепя сердце, избавилась от старого громоздкого книжного шкафа, сделанного моим дедушкой, - ребенок растет, требуется больше пространства. А когда начала разбирать этот шкаф, на верхней полке за книжками обнаружила... кривоватый пластилиновый грибок. Как ни удивительно, я сразу его узнала. И перед глазами встал вечер 25-летней давности: мне где-то три года, мы сидим с дедушкой около журнального столика, ваяя мой первый в жизни подарок ко дню рождения бабушки - вот этот грибок. Леплю,
в основном, я, а дедушка подсказывает, как нарезать пластилиновую травку, как сделать подставку, обернутую фольгой, чтобы грибок не падал и ничего не пачкал...
Таких воспоминаний у меня немало. В нашей семье умели делать подарки и, к счастью, научили этому и меня. Еще совсем маленькой я узнала, что подарки на день рождения должны всегда оказываться под подушкой утром, а новогодние - под елкой. Как дважды два выучила, что нельзя дарить дареное, нельзя делать подарки по принципу «на тебе, Боже, что мне негоже», рассказывать о подарке заранее или дарить его раньше времени. Так, например, мой папа, часто ездивший в командировки, порой невольно пропускавший
мой или мамин день рождения, поступал так: уезжая, оставлял под подушкой открытку со словами: «Завтра заглянуть под ванну». На следующий день под ванной обнаруживалась записка: «Завтра в 18.00 просмотреть 3-й том Диккенса». Конечно, в Диккенсе оказывался следующий указатель - и так вплоть до самого дня рождения, когда в одном из уголков квартиры обнаруживался замечательный подарок, трогательное и смешное поздравление, датированное праздничным числом, а иногда даже невероятно живучие цветы в вазе. Принцип
сюрприза был поставлен у нас во главу угла. Постепенно, подражая родителям, я научилась невзначай узнавать, что любят мои родные, делать подарки своими руками, хранить секреты, жить предвкушением. Познакомившись с моим будущим мужем, я выяснила, что в его семье все было по-другому: если нужно, отдавалось последнее - от души, с легким сердцем. Но никаких сюрпризов, никакой интриги, никакой предпраздничной суеты с шелестом оберточной бумаги и лихорадочным припрятыванием подарков. Однако после восьми
лет совместной жизни и больших усилий с моей стороны супруг постепенно перестал спрашивать в лоб: «Что тебе подарить?» Понял, что порой сюрприз важнее самой вещи, и начал творчески подходить к подготовке праздника и вручению подарков. Осталось теперь научить тому же нашу дочь...