Быть или не быть «Основам православной культуры» в государственной школе? В жарких дискуссиях уже наломали много копий, и конца спорам, кажется, не предвидится. А вдруг в школу вернется Закон Божий под видом культурологического предмета? А если нет, то что из себя представляет новая дисциплина?
В то время как не утихают споры... Пока общество ищет ответы на поставленные вопросы, сотни школ с середины 90-х годов в рамках эксперимента уже ввели преподавание православной культуры в свою программу. В частности, автор этих строк преподает ОПК в начальных классах одной московской школы уже три года, и сегодня хочет поделиться с вами своим опытом.
Каждый выбирает для себя... Школу для своего ребенка выбираем мы, родители. В ситуации выбора отчетливо проявляются наши собственные приоритеты: мечтаем о военной карьере для сына - отдаем его в Суворовское училище, растим чемпиона - думаем о спортивной школе, нацеливаемся на работу на Западе - выбираем языковую школу. А если заботимся о том, чтобы привить ребенку нравственные устои в наше смутное время, ищем школу, где есть христианская
составляющая. «Основы православной культуры» - предмет факультативный, преподается по выбору и с согласия родителей, а в старших классах - и самих школьников. Поэтому говорить о его навязывании и обязательности некорректно.
Школы с этнокультурным компонентом. Что это? В Москве сегодня существует целый ряд таких школ - армянских, татарских, азербайджанских и других. Есть и русские школы, в одной из которых мне и доверили преподавание ОПК. Таких школ немного, может быть, поэтому дети к нам едут со всех концов города. Но учатся в ней не только русские - есть детишки самых разных национальностей, даже из дальнего зарубежья. Очевидно,
родители не против того, чтобы их дети знали культуру того народа, в среде которого они живут. На мой факультативный урок приходят все, кому интересна русская и православная культура. Мудрые родители понимают, что знание основных положений другой религии только помогает глубже осмыслить свою веру. А дети? Мне запомнилось несколько ребят из мусульманских семей, которые на моем уроке отвечали глубже и осмысленнее, чем ученики из семей с православными традициями. О вражде же на почве межконфессионального различия
мне за три года преподавания слышать не приходилось. Изучение православной культуры происходит без умаления значения других традиций. Любовь православного человека к родине и ее обычаям не делает его противником других народов, подобно тому как любовь к русской классической живописи не мешает искусствоведу по достоинству оценить гравюры Хокусая...
Сегодня у нас в стране существует масса спортивных школ самых разных направлений, поэтому можно выбрать тот вид спорта, который придется по нраву именно вашему малышу. Как правило, мальчикам больше всего нравятся «мужские» виды физической культуры, а девочкам - элегантные виды спорта
Хотя, в специализированной детско-юношеской школе олимпийского резерва (СДЮШОР) «СПАРТАК» по хоккею с шайбой занимаются не только мальчики, но и девочки от 7 до 17 лет. В школе работают 15 тренеров-преподавателей, из которых шесть - заслуженные тренеры России, а директор - судья международной категории. Набор в спортивную школу проводится ежегодно. Принимаются мальчики и девочки в возрасте 5 лет и старше. Обучение бесплатное. Располагается школа во Дворце спорта «Сокольники» по адресу:
Сокольнический вал, д.1-Б. Тел.: 268-66-73; 268-6958. www.sokolniki.info/scoolhockey.htm
Если ваша малышка мечтает поражать окружающих грацией и женственностью, познакомьте ее с художественной гимнастикой. Девочек завораживает воздушность танцев с лентой или обручем, гибкость и тонкая красота юных гимнасток. Художественная гимнастика формирует понятия о красоте тела, воспитывает вкус, музыкальность, чувство ритма, артистичность, ведь в ней сочетаются как акробатические упражнения, так и танец. Причем обучают девочек не только элементам современных танцев, но и основам классических и
народных плясок. Нравится? Тогда вас ждут в специализированной детско-юношеской спортивной школе олимпийского резерва №1 (СДЮШОР). Эта школа была создана еще в 1964 году и воспитала не только мастеров спорта, но даже олимпийских чемпионов и чемпионов мира. Принимают в школу девочек от 5-ти лет. Стоимость обучения - 1500 рублей в месяц. Адрес: ул. Косыгина, д.17, к.8. Тел.: 939-81-01 www.gymnastica.narod.ru
Еще одним из самых зрелищных видов спорта, бесспорно, является фигурное катание. И здесь себя могут показать как девочки, так и мальчики. Одной из самых популярных школ по фигурному катанию можно назвать экспериментальную специализированную детско-юношескую школу олимпийского резерва (ЭСДЮШОР) по фигурному катанию. Это учебное заведение работает на базе Ледового дворца спорта «Сокольники» и Ледового дворца учебно-тренировочного центра «Юные пионеры». Школа была создана еще в советское время,
поэтому опыт преподавания находится на самом высоком уровне. Достаточно сказать, что воспитанники ЭСДЮШОРа занимали первые места на чемпионатах Европы, России и даже Олимпийских играх. В школу принимаются мальчики и девочки с 4-х лет. Обучение - 500 рублей в месяц. Адрес школы: Сокольнический вал, д.1Б. Телефон: 269-19-33. www.sokolniki.info/scoolsky.htm
Рано или поздно перед родителями встает вопрос о том, стоит ли отдавать ребенка в ясли или детский сад. Надо сказать, что сегодня это решение далеко не всегда продиктовано необходимостью. Многие семьи, которые имеют возможность не водить своего ребенка в садик, у которых есть няни и помощники по хозяйству, являются сторонниками дошкольного воспитания. В то же время приверженцы «семейной педагогики» выдвигают множество аргументов не в пользу детских дошкольных учреждений, основными среди которых являются
частые болезни ребенка и психологическая травма - следствие вероломного разрыва с мамой.
Кроме того, многие склонны считать детский сад причиной едва ли не всех нарушений в поведении малыша. «Плохие слова», обман, попытки воровства, агрессивное поведение - все это считается следствием подражания дурному примеру других детей. С другой стороны, те родители, которые предпочитают воспитанию в домашних стенах детский сад, в первую очередь аргументируют свою точку зрения тем, что сад - это первая школа общения, которую ребенок обязательно должен пройти. Ведь умение общаться с людьми - одно из
главных условий того, что, столкнувшись в дальнейшем с более взрослым коллективом сверстников, ребенок не потеряется в нем, а сумеет отыскать свое место.
Кроме того, детский сад, как организационная система, учит маленького человека волевому поведению, умению соотносить свои желания с желаниями других детей и требованиями взрослых. У ребенка формируется произвольное поведение и саморегуляция, в уровне развития которых (а вовсе не в умении читать и считать) залог успешности будущего первоклассника. Важно и то, что в детском саду, вопреки мнению сторонников семейного воспитания, все вышеперечисленные качества формируются и воспитываются не в процессе армейской
муштры, а в игровой деятельности. Игра для дошкольника - это не просто возрастная потребность, к которой стоит относиться снисходительно. Это ведущий вид деятельности ребенка, в ходе которого формируются важнейшие качества личности маленького человека.
Кроха учится жить в коллективе, учится самостоятельности. Особенно важен детский сад для ребенка, который в семье единственный, а также для тех детей, которые по тем или иным причинам не имеют возможности проводить свободное время в кругу своих ровесников.
Что касается частых болезней, то некоторые дети, поступая в детский сад, действительно начинают часто болеть. Частые простуды бывают вызваны тем, что организм адаптируется к новым условиям существования. Ребенок чаще болеет, посещая детский сад, совсем не потому, что воспитатели за ним плохо смотрят, как считают многие. Как правило, количество заболеваний и их продолжительность существенно сокращаются уже на втором году посещения детского сада, когда период адаптации завершается.
Главное преимущество детского сада - это общение и приобретение первого социального опыта. Находясь в коллективе сверстников, ребенок учится общаться с другими детьми, отстаивать свое собственное мнение и прислушиваться к чужому. У него формируется не только система представлений об окружающем его мире, но и о самом себе: о своих истинных способностях и возможностях, которые могут оценить не только мама и папа, но и другие люди и, прежде всего, сверстники...