Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Южный Кавказ в гендерном измерении Выборы и гендер на Южном Кавказе


Информационный Канал Subscribe.Ru

Выборы и гендер на Южном Кавказе 

 

Выборы – всегда вызов, всегда испытание демократии. И если это положение верно  для развитых западных демократий, то в еще большей степени оно приемлемо для постсоветских стран, вставших на путь построения правового государства и гражданского общества. Сегодня этот путь несет в себе следы тоталитарного наследия, вступающего в противоречие с намеченными целями переходного азербайджанского общества. Средой обитания этого наследия является сознание людей, в котором, в первую очередь, и происходит столкновение старых и новых ценностей.

     Выборы – являются одним из драматических «моментов истины», вскрывающих реальное состояние демократии, гражданской активности, определяющих уровень подчинения власти и электората нормам конституционного и избирательного законодательства. Весь процесс выборов - подготовка к ним, проведение, подведение итогов выборов и реакция на них общественности – школа гражданского становления отдельной личности и организованных групп и структур общества. И хотя в нашем обществе все еще присутствует различающиеся по важности оценки президентских, парламентских и муниципальных выборов – это, как представляется, явление временное, питаемое прошлым и трудностями демократического развития сегодняшнего дня. Это специфика постсоветского и переходного периода, результат противостояния старой и становящейся новой политической культуры. Можно смело прогнозировать, что такая ситуация будет меняться, и в недалеком будущем накал страстей на муниципальных выборах будет не меньше, если не больше, чем на президентских выборах.

     Процесс открытия Азербайджана миру демократии в условиях снятых идеологических ограничений и запретов приобретает особо сложный характер. Уже сам по себе политический плюрализм, пришедший на смену идеологическому монизму, вносит в этот процесс иные нормы, ценности, концепции и парадигмы, многие из которых, по сути, противоположны ценностям «коллективистского сознания». Личность, ее подлинные права и свободы, не отменяющие, как думают многие, столь же подлинной ответственности личности – центральные положения мировой демократической практики, сегодня распространяются и в нашей стране. Здравый индивидуализм, подлинная свобода, реальные права человека требуют  последующих шагов, которые актуальны и в Азербайджане. В первую очередь это касается принципа, согласно которому реализация демократического требования подлинных свобод и прав человека не достижима без установления гендерного равноправия, истинного равенства полов, утверждения равной ответственности и участия женщин и мужчин в сфере принятия решений.

     Возможно, необходимость гендерного равенства, важность формирования государственной гендерной политики нигде не проявляется столь зримо и ярко, как при рассмотрении многообразных проблем процесса выборов. Выборы –  не просто сфера активной политики, это, скорее, эпицентр политических технологий, пик политической деятельности, арена столкновений политических культур, программных установок партий, личностей и, конечно же, полов, мужчин и женщин, имеющих разный, далеко не равноценный, опыт политического участия. Особенно участия в выборах в качестве избирателей и избираемых. Этот разрыв в опыте проявляет себя во всех сферах жизни общества, почти везде и всегда женщина уступает, причем часто добровольно и сознательно «пальму первенства» мужчине. Даже в «своем царстве» - домашнем хозяйстве и воспитании детей – право выбора принадлежит ей лишь до тех пор, пока отсутствует «глава» семьи. Эта исторически сложившаяся традиция сформировала не только специфическую культуру, но и целостную цивилизацию, построенную на иерархии «руководства – подчинения», концепции приоритета «мужских» ценностей, догме «вторичности» женщины. Названное феминизмом патриархальной культурой, это, по сути, мировоззрение лишь в последние полвека начало медленно сдавать свои тысячелетние бастионы маскулинизма.

  Азербайджан – страна, которая длительное время была под прямым колониальным управлением и  испытала сильное европейское культурное влияние. Это влияние ещё более усиливалось в результате нефтяного бума конца 19 – начала 20 вв. В результате здесь отношение к женщинам традиционно было более либеральным, чем в других мусульманских странах, что может также объясняться уникальной демографической ситуацией, при которой долгое время (до второй мировой войны) численность женщин в народонаселении Азербайджана  уступала численности мужчин. Многоженство, по этой причине, практиковалось крайне редко.

           Как и везде, традиционная культура в Азербайджане сформировала строго упорядоченные  отношения в обществе и четкие социальные роли полов. Традиционная культура претерпела значительные изменения после насильственной советизации Азербайджана. Женщины де-юре получили все права, которые ранее распространялись лишь на мужчин, активно включились в экономическую и общественную жизнь. Де-факто они оставались все еще в плену традиционных культурных отношений, так как государство  не освобождало работающие женщины от выполнения семейно-бытовых и воспитательных обязанностей и никак материально не стимулировало эту деятельность женщин. Женщина продолжала быть «вторым» полом в семье и обществе, что особенно было заметно в сфере принятия решений – политике и управлении государством, руководящие должности в которой занимали исключительно мужчины. Словом, сам «феодальный социализм» явился типом традиционной культуры, четко разграничивающим социальные роли полов. Поэтому такое «двойное» традиционное влияние на общество сформировало жесткие стереотипы на роли и поведение полов, которые и сегодня проявляют свою действенность и живучесть.

      Какие же культурные и традиционные установки мешают продвижению женщин в        обществе?                     

      Прежде всего это культурные роли, определенные традицией, которые усваиваются ребенком в процессе социализации. Среди них роли:  женщина – мать, воспитатель детей, хранительница очага, «заместитель» мужа в его отсутствии, т. е. «второй» пол.  Такой подход определяет особенности социализации личности, воспитание которой происходит с помощью стереотипов разных гендерных ролей, формирующих представления о том, что «естественно» для каждого из полов. В семье посредством отличающихся друг от друга типов отношений родителей с детьми разного пола. Например, чрезмерная опека и контроль за девочками, лишающие их активности и самостоятельности. То же можно наблюдать в системе образования, где учителя по-разному относятся к мальчикам и девочкам. Например, мальчикам уделяется больше времени, их чаще привлекают к активной деятельности, от них ожидают более высоких результатов и более высоко оценивают их работу. Результаты такого воспитания и образования составляют ядро гендерных стереотипов. Поэтому в самостоятельную жизнь юноши и девушки вступают с весьма жесткими гендерными стереотипами, в неизменность которых они искренне верят, а потому поддерживают. Ситуация меняется в зависимости от места жительства. В сельской местности, в регионах гендерные стереотипы более жестки, в то время как в Баку они размыты и подвержены более динамичной трансформации.

     Следует признать, что как в советский, так и в постсоветский период государством предпринимались законодательные и фактические меры, направленные на устранение сложившихся гендерных стереотипов. В советский период законодательно сфера семейно-брачных отношений была выведена из-под влияния религии, светский характер государства состоял в системе жестких запретов и наказания за составление религиозных брачных контрактов, многоженство, насильственный брак, брак с несовершеннолетними и т.д. Вся эта система, за малыми изменениями, продолжает действовать и сейчас. Однако в тот период и сейчас существует негласное общественное соглашение о приватном характере семейной жизни и нежелательности вторгаться без особой надобности в эту сферу как общественности, так и государственным структурам.


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: economics.news.newssc
Отписаться

В избранное