Выборы – всегда вызов, всегда испытание демократии. И если это положение вернодля развитых западных демократий, то в еще большей степени оно приемлемо для постсоветских стран, вставших на путь построения правового государства и гражданского общества. Сегодня этот путь несет в себе следы тоталитарного наследия, вступающего в противоречие с намеченными целями переходного азербайджанского общества. Средой обитания этого наследия является сознание людей, в котором,
в первую очередь, и происходит столкновение старых и новых ценностей.
Выборы – являются одним из драматических «моментов истины», вскрывающих реальное состояние демократии, гражданской активности, определяющих уровень подчинения власти и электората нормам конституционного и избирательного законодательства. Весь процесс выборов - подготовка к ним, проведение, подведение итогов выборов и реакция на них общественности – школа гражданского становления отдельной личности и организованных групп и структур общества.
И хотя в нашем обществе все еще присутствует различающиеся по важности оценки президентских, парламентских и муниципальных выборов – это, как представляется, явление временное, питаемое прошлым и трудностями демократического развития сегодняшнего дня. Это специфика постсоветского и переходного периода, результат противостояния старой и становящейся новой политической культуры. Можно смело прогнозировать, что такая ситуация будет меняться, и в недалеком будущем накал страстей на муниципальных выборах будет не
меньше, если не больше, чем на президентских выборах.
Процесс открытия Азербайджана миру демократии в условиях снятых идеологических ограничений и запретов приобретает особо сложный характер. Уже сам по себе политический плюрализм, пришедший на смену идеологическому монизму, вносит в этот процесс иные нормы, ценности, концепции и парадигмы, многие из которых, по сути, противоположны ценностям «коллективистского сознания». Личность, ее подлинные права и свободы, не отменяющие, как думают многие,
столь же подлинной ответственности личности – центральные положения мировой демократической практики, сегодня распространяются и в нашей стране. Здравый индивидуализм, подлинная свобода, реальные права человека требуютпоследующих шагов, которые актуальны и в Азербайджане. В первую очередь это касается принципа, согласно которому реализация демократического требования подлинных свобод и прав человека не достижима без установления гендерного равноправия, истинного равенства полов, утверждения
равной ответственности и участия женщин и мужчин в сфере принятия решений.
Возможно, необходимость гендерного равенства, важность формирования государственной гендерной политики нигде не проявляется столь зримо и ярко, как при рассмотрении многообразных проблем процесса выборов. Выборы –не просто сфера активной политики, это, скорее, эпицентр политических технологий, пик политической деятельности, арена столкновений политических культур, программных установок партий, личностей и, конечно же,
полов, мужчин и женщин, имеющих разный, далеко не равноценный, опыт политического участия. Особенно участия в выборах в качестве избирателей и избираемых. Этот разрыв в опыте проявляет себя во всех сферах жизни общества, почти везде и всегда женщина уступает, причем часто добровольно и сознательно «пальму первенства» мужчине. Даже в «своем царстве» - домашнем хозяйстве и воспитании детей – право выбора принадлежит ей лишь до тех пор, пока отсутствует «глава» семьи. Эта исторически сложившаяся традиция сформировала
не только специфическую культуру, но и целостную цивилизацию, построенную на иерархии «руководства – подчинения», концепции приоритета «мужских» ценностей, догме «вторичности» женщины. Названное феминизмом патриархальной культурой, это, по сути, мировоззрение лишь в последние полвека начало медленно сдавать свои тысячелетние бастионы маскулинизма.
Азербайджан – страна, которая длительное время была под прямым колониальным управлением ииспытала сильное европейское культурное влияние. Это влияние ещё более усиливалось в результате нефтяного бума конца 19 – начала 20 вв. В результате здесь отношение к женщинам традиционно было более либеральным, чем в других мусульманских странах, что может также объясняться уникальной демографической ситуацией, при которой долгое время (до второй
мировой войны) численность женщин в народонаселении Азербайджанауступала численности мужчин. Многоженство, по этой причине, практиковалось крайне редко.
Как и везде, традиционная культура в Азербайджане сформировала строго упорядоченныеотношения в обществе и четкие социальные роли полов. Традиционная культура претерпела значительные изменения после насильственной советизации Азербайджана. Женщины де-юре получили все права, которые ранее распространялись лишь на мужчин, активно включились в экономическую и общественную жизнь.
Де-факто они оставались все еще в плену традиционных культурных отношений, так как государствоне освобождало работающие женщины от выполнения семейно-бытовых и воспитательных обязанностей и никак материально не стимулировало эту деятельность женщин. Женщина продолжала быть «вторым» полом в семье и обществе, что особенно было заметно в сфере принятия решений – политике и управлении государством, руководящие должности в которой занимали исключительно мужчины. Словом, сам «феодальный социализм»
явился типом традиционной культуры, четко разграничивающим социальные роли полов.Поэтому такое «двойное» традиционное влияние на общество сформировало жесткие стереотипы на роли и поведение полов, которые и сегодня проявляют свою действенность и живучесть.
Какие же культурные и традиционные установки мешают продвижению женщин вобществе?
Прежде всего это культурные роли, определенные традицией, которые усваиваются ребенком в процессе социализации. Среди них роли:женщина – мать, воспитатель детей, хранительница очага, «заместитель» мужа в его отсутствии, т. е. «второй» пол.Такой подход определяет особенности социализации личности, воспитание которой происходит с помощью стереотипов разных гендерных ролей, формирующих представления о том, что
«естественно» для каждого из полов. В семье посредством отличающихся друг от друга типов отношений родителей с детьми разного пола. Например, чрезмерная опека и контроль за девочками, лишающие их активности и самостоятельности. То же можно наблюдать в системе образования, где учителя по-разному относятся к мальчикам и девочкам. Например, мальчикам уделяется больше времени, их чаще привлекают к активной деятельности, от них ожидают более высоких результатов и более высоко оценивают их работу. Результаты такого
воспитания и образования составляют ядро гендерных стереотипов. Поэтому в самостоятельную жизнь юноши и девушки вступают с весьма жесткими гендерными стереотипами, в неизменность которых они искренне верят, а потому поддерживают. Ситуация меняется в зависимости от места жительства. В сельской местности, в регионах гендерные стереотипы более жестки, в то время как в Баку они размыты и подвержены более динамичной трансформации.
Следует признать, что как в советский, так и в постсоветский период государством предпринимались законодательные и фактические меры, направленные на устранение сложившихся гендерных стереотипов. В советский период законодательно сфера семейно-брачных отношений была выведена из-под влияния религии, светский характер государства состоял в системе жестких запретов и наказания за составление религиозных брачных контрактов, многоженство, насильственный
брак, брак с несовершеннолетними и т.д. Вся эта система, за малыми изменениями, продолжает действовать и сейчас. Однако в тот период и сейчас существует негласное общественное соглашение о приватном характере семейной жизни и нежелательности вторгаться без особой надобности в эту сферу как общественности, так и государственным структурам.