Анализ «женских сайтов» по Южному Кавказув контексте политической активности приводит к любопытным выводам:
nв основном именно женщин заранее как бы исключаются из числакандидатов на выборахвообще и из числа успешных кандидатов, в частности, поскольку обладают меньшим количеством ресурсов: финансовых, организационных, информационных.
nЖенщины-кандидаты идут, как правило, на выборы не от политических партий и движений, а как независимые кандидаты, что еще больше ограничивает их ресурсы.Не секрет, что выборыносят все более “денежный характер”, а женщины практически лишены поддержки со стороны финансовых и коммерческих структур.
Следует отметить важную роль, которую играют эти сайты в исследовании женских проблем и технологий их разрешения. Так, на некоторых из них обсуждаются такие вопросы, как:
·Выявлениесуществующих обоснований полноправного участия женщинв работе муниципальных органов и принятии важных государственных решений;
·Влияние процесса перехода к демократии и рыночной экономике на количественные и качественные показатели участия женщин и их представительство в органахместного самоуправления;
·Формы использования женщинами в новых условиях своих конституционных прав “избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме”;
·Определение препятствий институционального и индивидуального характера на местном уровне, препятствующихпродвижению женщин в политику;
·Что женщины, по сравнению с мужчинами, привносят в практику муниципальных органов, (несмотря на то, что они в основном либо аутсайдеры, либо новички в этой сфере), как отличаются друг от друга мужской и женский стили лидерства именно на уровне политического участия;
·Каким рекомендациям должны следовать представители государственных и общественных структур, политических партий, профсоюзов для усиления роли женщинв политике.
Гендерныйподход важендля трактовки результатов анализа любых материалов, в которых используются концепции власти, женского лидерства, политического участия, получившие распространение в международном женском движении, в практике мировой политики.
Гендерный подход развивает и дополняет один из трех основных типов лидерства, широко применяемых в развитых странах. Речь идет о “преобразующем лидерстве”, которое определяет “нового лидера, как человека, способного подвигнуть людей к действию, обращать сторонников в лидеров, а лидеров - в агентов перемен.
Женское лидерство вносит в концепции политической власти новые элементы, снимающие проблему доминирования лидера над избирателями.
Концепцияучастия подразумевает здесь не только электоральную активность женщин, но и возможности и желание женщин использовать политическое управления, с тем, чтобы влиять на других, улучшая жизнь всем членам сообщества. Эти понятия, реализованные на практике сначала самими лидерами, могли бы способствовать усилению социальной активностиженщин.
Очевидно, что право на участие в политике неразрывно связано с соблюдением социально-экономических прав женщин, которые нарушаются в массовом порядке. Вместе с тем тяжелая социально-экономическая ситуация, стимулирует активных женщин к более осознанному участию в политике, причем, как не парадоксально в регионах этот процесс идет значительно активнее, чем в столице. Воздействие принимаемых решений местной властина качество повседневной жизни, учет специфически
женских интересов (репродуктивные права, семья, гендерное равенство, насилие в отношении женщин, женская сексуальность и др.) в регионах наблюдаются более отчетливо.
Конечно,гендерные отношенияв политикеимеютсвою специфику, определяемую как национальными культурными и политическими традициями, менталитетом, так и особенностями "переходного периода". Однако международная практика свидетельствует о том, что есть тесная зависимость между высоким статусом женщин в обществе и их участием в политике. Общепризнанно, что для активизацииучастия женщин
в муниципальных органах необходима поддержка со стороны социальных и экономических структур, отсутствие дискриминации женщин на уровне законов, а также устранение негативных стереотипов в отношении женщин в системе образования и в средствах массовой информации.