Пекинская Платформа действий (1995), как и некоторые другие международные документы, призывает правительства осуществлять мониторинг участия женщин в принятии решений, что способствует реализации права женщин на участие в управлении государством и местном самоуправлении. Это означает, что статистика на этот счет стала достоянием общественности,прежде всего женской.Статистика в республике пока не отражает представительство женщин во всех
сферах, а проблемы самоуправления с точки зрения гендерного баланса отражены еще более слабо. Так, ни один статистический справочник не дает сведений по гендерному составу представительства в органах местной власти. Исключением стала публикацияЦИК Азербайджанской Республики итогов выборов в муниципалитеты, прошедших в 2004 году (см. сайт infocenter.gov.az):
Выборы в органы местного самоуправления
Пол
Данные
В %
мужчины
19516
95,92
женщины
830
4,08
всего
20346
100
Однако эти результаты можно назвать удручающими с точки зрения проводимой в республике работе по становлению гендерного равноправия. На 2731 муниципалитет страны приходится всего 830 женщин (4,08%).
Анализ данныхпроведенных исследований позволяет лучше понять причины недостаточного представительства женщин в органах местного самоуправления,определить мотивациюучастия женщин в работе муниципалитетов,специфику женского лидерства в этой сфере самоуправления.
Сначала о количественных данных представительства женщин. Настоличном уровнеженщины-депутаты ОМС первого состава составляют 5,3% от доли всех депутатов вБаку, в районах этот показатель приближается только к двум процентам. Налицо типичная гендерная пирамида власти, низкое участие женщин на нижних и средних уровнях и почти отсутствие их в высших должностях.
В новых условиях женщины используют такие каналы влияния намуниципальную властькак неправительственные организации - входят в состав руководящих органов этих организаций. Однако они не активны в самих структурах ОМС. Для сравнения: в странах Европейского Союза в среднем процент женщин в муниципальных органахсоставляет 43%, а в кабинете министров - 16%. Три скандинавские страны имеют самую высокую численность женщин
в муниципалитетах: от 43 до 60%, за ними следуют Нидерланды, Германия, Австрия. Норвегия, не являющаяся членом Европейского Союза, тоже имеет высокую долю женщин в органахмуниципальной власти:- 39%.
При анализе количественных данныхвозникают следующие вопросы:
·что способствуетотрицательной динамике представленности женщин в ОМСв периоддемократическихреформ;
·почему так мало женщин налидирующих позициях в местном самоуправлении: женщины сами не хотят участвовать, как принято считать, или их не пускают, удается ли женщинам изменить культуру принятия решений и повлиять нахарактер мероприятий местной власти.
На эти и другие вопросы помогает ответить анализ глубинных интервью в контекстеиндивидуальных и институциональных факторов. Некоторые результаты итогового документа по гендерному исследованию проблем местного самоуправления представлены ниже.Целью данного документа являлось - на примере анализа глубинных интервью с жителями Баку иКаха - показать:
Какие существуют обоснования полноправного участия женщин вразвитии местного самоуправления и принятии важных решений;
;Как процесс демократизации повлиял на количественные и качественные показателиучастия женщинв делах общины и каково их представительство вданных органах власти,
Как в новых условиях женщины – граждане независимого государства - используют свои конституционные права “избирать и быть избранными ворганы местного самоуправления, а также участвовать в местныхреферендумах”;
Какие препятствия институционального и индивидуального характера на местном уровне препятствуют продвижению женщин, как некоторым из них удается достигать властных позиций;
Что женщины, по сравнению с мужчинами, привносят вместное самоуправление, (несмотря на то, что они в основном либо аутсайдеры в политике, либо новички);
Как отличаются друг от друга мужской и женский стили лидерства именно в самоуправлении;
Каким рекомендациям должны следовать представители третьего сектора, государственных и общественных структур, профсоюзов для увеличения доли женщин на уровне принятия решений.
Исследовались конкретные истории жизни, индивидуальный опыт женщин в структуре ОМС, главным образом через глубинное фокусированное интервью. Среди респондентов - преимущественно женщины-лидеры общественных организаций, профсоюзов, депутаты, руководители органов исполнительной власти, безработная и предпринимательница. Также использовалась статистика выборов, некоторые документы, материалы местных газет и т.д. Интервью с четырнадцатью респондентами
(из них один мужчина) в основном длились по 1,5-2 часа. В целом опрошенные, особенно представительницы неправительственных организаций (НПО) продемонстрировали, искренность в выражении не только своих политических пристрастий, оценок, но и личных, иногда интимных моментов жизни.
К институциональным факторам включения женщин в функционирование местного самоуправления относятся: политический климат в целом (уровень корпоративизма, тип избирательной системы, господствующая идеология, процедуры отбора кандидатов, интеграция женщин в политику, тип процедур голосования и назначения на должности.
Индивидуальные факторы включают структурные черты самого общества, формирующего процесс социализации женщины как индивидуума (политическая организация общества, уровень образования, дохода, профессиональный опыт), ситуационные (семейный статус в качестве жены и матери), черты, связанные с психологическим воздействием гендерной и политической социализация на женщин (опыт гражданственной активности, степень поддержки и привлекательность кандидата на выборах). Во время
избирательной кампании, когда политическое поведение избирателей либо активизируется, либо снижается, происходит социализация и ресоциализация личности. Анализ интервью показывает, как активность, участие в муниципальныхвыборах и последующая деятельностьопрашиваемых способствовали их ресоциализации, то есть категорическому неприятию самой идеи муниципалитетов.
Чем является депутатство для избранных депутаток - женщин? Удалось ли имповлиять на формирование политики на местном уровне? Удалось ли (если это вообще имело место) отстаивать женские интересы? Пока, еще, к сожалению, на эти вопросы нельзя ответить положительно.
Как показывает анализ интервью, ни в начале созданияорганов местного самоуправления, ни в последние несколько лет женщины-депутаты в столице не выработали политики, представляющей четко выраженные “женские интересы”, под представительством которых имеется в виду не только артикулирование, лоббирование и проведение соответствующей политики, защищающей специфические женские интересы, но и поддержание политики, направленной против насилия над личностью, социальной защиты
человека.